Контент-анализ на примере исследования газеты "вечерний ростов". Пример использования контент-анализа в исторической науке Как провести качественный контент анализ статей

Качественный контент-анализ стал бурно развиваться во второй половине XX в. на волне критики поверхностного анализа содержания без учета контекста, что свойственно количественным вариантам контент-анализа, в которых, для того чтобы сделать возможным квантификацию, используются весьма упрощенные формы понимания содержания . Более подробно о подходе Поттера и Уезерелл речь пойдет в параграфе, посвященном дискурс- анализу в психологии. На данном примере уже можно видеть, как работа с категориями встраивается в дискурс-аналитические техники анализа текстовых данных.

Пример

Представления предпринимателей о роли психолога в организации .

Для выявления представлений предпринимателей о роли психолога в организации с предпринимателями проводилось полу- структурированное интервью. При анализе данных интервью использовалась техника индуктивного выделения категорий и кодирования. В тексте выделялись все фрагменты, в которых речь шла о функциях психолога в организации по представлениям предпринимателей. Затем исследователи отдельно работали с каждым выделенным фрагментом. На стадии открытого кодирования выделялись пробные категории, которые затем сопоставлялись друг с другом на предмет их смыслового сходства/различия и возможности объединения их в рамках более крупной категории. В итоге были выделены три категории, описывающие различные функции психолога в организации: психолог как релаксатор и психотерапевт, психолог как «активизатор бизнес-процесса», психолог как профессиональный манипулятор.

  • В примере использованы материалы исследования Н. Капорской.
  • Исследование проводилось нами совместно с Т. Мисягиной.
  • Исследование проводилось нами совместно с Е. Комаровой.
  • изучения контекста написания сообщения
  • условия написания
  • позиции адресата, адресантов и сообщения
  • общественный резонанс
  • форму документа

Внутренний анализ:

  • изучает достоверность указанных данных
  • установки автора сообщения
  • цель написания документа
  • латентный смысл написанного, его подтекст

Достоинством качественного метода изучения текста служит глубина познания, высокая информативность. Недостатками метода являются субъективность исследования, отсутствие возможности статистического подтверждения гипотез. Сложность проведения – высокие требования к уровню подготовки специалистов.

При проведении качественного анализа текста исследователь должен обладать глубоким знанием социальных теорий, навыками проведения ретроспективного анализа, широким кругозором в изучаемой сфере, пониманием ограничений качественного метода для профессиональной интерпретации полученных результатов.

Пример

Отрывок из “Качественный контент-анализ представления категорий культуры в СМИ”

“В современном обществе постмодерна, где истина имеет относительную значимость, французский социолог Ж. Бодрияр выделил важный критерий, по которому проблемы, описанные в СМИ, существуют реально. Если же в СМИ не освещается какое-либо социальное явление или ситуация, то этой проблемы нет для общества. Средства массовой информации обладают возможностью влиять на социум через фокусирование общественного внимания, «манипуляцией сознанием».


Советы Эксперта - Бизнес-консультанта

Фото по теме

Контент-анализ – это метод количественного анализа текстовых документов, широко применяемый в социально-гуманитарных науках. Суть его заключается в том, чтобы с помощью подсчета смысловых единиц достоверно определить смысл и направленность конкретного текстового сообщения.

Просто следуйте этим простым пошаговым советам, и Вы будете на верном пути.

Краткое пошаговое руководство
Итак, приступим к действиям, настроившись на результат.

Шаг - 1
В качестве объекта исследования могут выступать любые документы, содержащие текстовые сообщения. В частности, газетные статьи, публичные речи общественных и политических деятелей, книги, ответы на вопросы анкеты, дневники, письма, официальные заявления и т.п. Контент-анализ может проводиться как ручным, так и автоматизированным способом. Второй вариант используется для изучения больших массивов текстовых данных и требует наличия вычислительной техники и специальных статистических программ. Выполнив это, переходим к следующим действиям.

Шаг - 2
Для проведения самостоятельного контент-анализа, без применения автоматических средств обработки, в первую очередь необходимо определить массив данных, с которыми будет вестись работа. К примеру, если предполагается анализ освещения в прессе региональной избирательной кампании, то необходимой выборкой станут все газетные публикации на эту тему за выбранный период. Выполнив это, переходим к следующим действиям.

Шаг - 3
Второй шаг в процедуре контент-анализа – отбор смысловых единиц, имеющих непосредственное отношение к изучаемой проблеме. В качестве смысловой единицы могут выступать отдельные слова, названия, словосочетания, несущие ключевую смысловую нагрузку. К примеру, в контексте избирательной кампании такими единицами могут стать фамилии кандидатов, словосочетания «модернизация экономики», «развитие малого бизнеса», «борьба за власть» и т.п. Причем выделенные смысловые единицы должны быть характерны для всех исследуемых текстов. Выполнив это, переходим к следующим действиям.

Шаг - 4
Следующий этап является одним из важнейших во всем процессе контент-анализа. Это кодификация единиц текста. Суть ее состоит в разработке правил соотнесения смысловых единиц с перечнем категорий анализа. Результатом этапа кодификации является разработка кодификатора, который включает в себя не только перечень наблюдаемых индикаторов, но так же данные о документе, в котором они присутствуют. Если речь идет о газетных статьях, то здесь будут учитываться название издания, город, дата выпуска, формат, количество страниц, страница размещения и тому подобное. Выполнив это, переходим к следующим действиям.

Шаг - 5
После формирования выборки сообщений, отборе смысловых единиц и создании кодификатора, переходят непосредственно к самому анализу текстов. На практике это выражается в составлении словаря, в котором каждое наблюдение (смысловая единица) относится к определенному типу или классу в соответствии с правилами кодификатора. После чего производится количественный подсчет употребления всех смысловых единиц. Важным моментом является так же приписывание ключевым упоминаниям конкретных оценок (позитивных, негативных или нейтральных). Иными словами требуется достаточно тонкое ранжирование. В качестве методов ранжирования традиционно применяются шкалирование путем парного сравнения или метод так называемой Q-сортировки. Подробнее ознакомиться с обеими упомянутыми методиками можно в учебниках по прикладной социологии или политологии. Выполнив это, переходим к следующим действиям.

Шаг - 6
Завершается процедура контент-анализа количественным подсчетом полученных данных и вычислением средней арифметической оценки шкалы для каждого случая. Затем полученные средние оценки определенным образом ранжируются.

Контент-анализ – это метод количественного анализа текстовых документов, широко применяемый в социально-гуманитарных науках. Суть его заключается в том, чтобы с помощью подсчета смысловых единиц достоверно определить смысл и направленность конкретного текстового сообщения.

Инструкция

В качестве объекта исследования могут выступать любые документы, содержащие текстовые сообщения. В частности, газетные статьи, публичные речи общественных и политических деятелей, книги, ответы на в ы анкеты, дневники, официальные заявления и т.п. Контент-анализ может проводиться как ручным, так и автоматизированным способом. Второй вариант используется для изучения больших массивов текстовых данных и требует наличия вычислительной и специальных статистических программ.

Для проведения самостоятельного контент-анализа, без применения автоматических средств обработки, в первую очередь необходимо определить массив данных, с которыми будет вестись работа. К примеру, если предполагается анализ освещения в прессе региональной избирательной кампании, то необходимой выборкой станут все газетные публикации на эту тему за выбранный период.

Второй шаг в процедуре контент-анализа – отбор смысловых единиц, имеющих непосредственное к изучаемой проблеме. В качестве смысловой единицы могут выступать отдельные слова, словосочетания, несущие ключевую смысловую нагрузку. К примеру, в контексте избирательной кампании такими единицами могут стать фамилии кандидатов, словосочетания «модернизация экономики», «развитие бизнеса», «борьба за власть» и т.п. Причем выделенные смысловые единицы должны быть характерны для всех исследуемых текстов.

Следующий этап является одним из важнейших во всем процессе контент-анализа. Это кодификация единиц текста. Суть ее состоит в разработке правил соотнесения смысловых единиц с перечнем категорий анализа. Результатом этапа кодификации является разработка кодификатора, который включает в себя не только перечень наблюдаемых индикаторов, но так же данные о документе, в котором они присутствуют. Если речь идет о газетных статьях, то здесь будут учитываться название издания, город, дата выпуска, формат, количество страниц, страница размещения и тому подобное.

После формирования выборки сообщений, отборе смысловых единиц и создании кодификатора, переходят непосредственно к самому анализу текстов. На практике это выражается в составлении словаря, в котором каждое наблюдение (смысловая единица) относится к определенному типу или классу в соответствии с правилами кодификатора. После чего производится количественный подсчет употребления всех смысловых единиц. Важным моментом является так же приписывание ключевым упоминаниям конкретных оценок (позитивных, негативных или нейтральных). Иными словами требуется достаточно тонкое ранжирование. В качестве методов ранжирования традиционно применяются шкалирование путем парного сравнения или метод так называемой Q-сортировки. Подробнее ознакомиться с обеими упомянутыми методиками можно в учебниках по прикладной социологии или политологии.

Исследования газеты "Вечерний Ростов". Интерпретация результатов контент-анализа тематики журналистских материалов. Анализ содержания газеты с помощью кодификатора. Жанр, вид и формы публикаций. Конкурентные преимущества газеты "Вечерний Ростов".

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Проведение контент-анализа газеты и подведение итогов по вопросу попоулярности представленной газеты среди местных газет Ростова. Форма подачи материала, достижение газетой конкурентных преимуществ перед другими изданиями. Локальность подборки статей.

    реферат , добавлен 18.02.2010

    Тематическая направленность материалов. Жанр, вид, форма и характер публикации. Локальность и герой материала. Вид кодификатора контент-анализа. Кодировочные карточки разных выпусков анализируемой газеты. Общая площадь газеты, журналистские материалы.

    практическая работа , добавлен 13.06.2012

    Два основных направления в теории массовой коммуникации. Общая характеристика газеты "Вечерний Екатеринбург": тематика, информационная политика, ориентация, основные цели. Общие условия для функционирования средств массовой коммуникации, ее методы.

    реферат , добавлен 27.05.2009

    Роль автора в журналистской профессии. Воздействие журналистского слова на формирование мировоззрения читателя. Творческая индивидуальность журналиста. Авторский состав региональной прессы. Авторский состав газеты "Вечерний Ставрополь" и "Открытая".

    курсовая работа , добавлен 18.05.2012

    История создания и интересные факты газеты "Коммерсант", Интернет-версия издания, новостные направления. "Черный пиар": понятие, главные цели. Специфика PR-публикаций в газете, структура подачи материала. Преимущества и недостатки ежедневной газеты.

    курсовая работа , добавлен 06.08.2013

    Характеристика газеты "СМ Номер один". Типологические особенности печатного издания. Система текстовых публикаций номера. Тематические линии газеты. Способ изображения личности на страницах печатного издания. Разбор и анализ статей по выбранной тематике.

    курсовая работа , добавлен 24.04.2010

    Взгляды исследователей на понятия "метод" и "жанр" в журналистике. Анализ публикаций "Литературной газеты" 1970-х годов, представленных под рубрикой "Эксперимент "ЛГ"". Практическая значимость эксперимента в условиях развития информационного общества.

    дипломная работа , добавлен 05.10.2012