Презентация на тему "адаптивная физическая культура". Адаптивная физическая культура (сокр. АФК) это комплекс мер спортивно-оздоровительного характера, направленных на реабилитацию, и адаптацию к нормальной. Социальные принципы АФК

Нажав на кнопку "Скачать архив", вы скачаете нужный вам файл совершенно бесплатно.
Перед скачиванием данного файла вспомните о тех хороших рефератах, контрольных, курсовых, дипломных работах, статьях и других документах, которые лежат невостребованными в вашем компьютере. Это ваш труд, он должен участвовать в развитии общества и приносить пользу людям. Найдите эти работы и отправьте в базу знаний.
Мы и все студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будем вам очень благодарны.

Чтобы скачать архив с документом, в поле, расположенное ниже, впишите пятизначное число и нажмите кнопку "Скачать архив"

Подобные документы

    Адаптивная физическая культура как интегративная наука. Основные опорные концепции теории адаптивной физической культуры, ее цели и основные компоненты. Внедрение аксиологической личностно-ориентированной концепции отношения общества к инвалидам.

    контрольная работа , добавлен 16.06.2011

    Исследование отношения инвалидов к физической культуре. Анализ опыта работы Общественной организации Всероссийского общества инвалидов Еврейской Автономной Области г. Биробиджана по реабилитации инвалидов средствами адаптивной физической культуры.

    дипломная работа , добавлен 18.01.2011

    Сущность и содержание адаптивного физического воспитания. Принципы совершенствования и развития адаптивной физической культуры и спорта среди лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. Современные проблемы и перспективы ее развития.

    реферат , добавлен 22.09.2015

    Адаптивная физическая культура для инвалидов как один из видов социальной реабилитации. Физическая активность среди инвалидов: теория, реальность и перспективы. Становление, развитие и проблемы паралимпийского спорта в России-Паралимпийское движение.

    реферат , добавлен 27.10.2007

    Влияние двигательной активности на здоровье и физическое развитие детей. Характеристика двигательной активности детей старшего дошкольного возраста. Роль физкультурного уголка в повышении двигательной активности детей. Требования к физкультурному уголку.

    реферат , добавлен 08.05.2009

    Основное направление интеграции научных знаний в сфере спорта и физической культуры. Процесс обучения двигательным действиям и развития физических качеств. Оценка оздоровительного эффекта двигательной активности человека. Значение авторских программ.

    реферат , добавлен 14.05.2014

    Предрасположенность к разным видам двигательной активности в связи с особенностями телосложения и типами темперамента. Виды утомления, его проявление при двигательной активности. Методика дозирования физических упражнений и развития силовых возможностей.

    Принципы – составная база методологии, представляющая собой базовые теоретические положения, отражающие сущность и закономерности обучения, воспитания, всестороннего развития личности, отношения общества к этому процессу.

    Существует три вида принципов АФК: социальные, общеметодические и социально – методические.

    1. Социальные принципы – отражают детерминацию культурного и духовного развития личности включая пациента с ограниченными функциональными возможностями.

    2. Общеметодические принципы – особенности реализации дидактических принципов: сознательности, активности, наглядности, доступности, систематичности, прочности при формировании знаний, двигательных умений, развитий физических качеств и способностей у пациентов с психическими, сенсорными и двигательными нарушениями.

    3. Социально – методические принципы – построена на основе интеграции принципов смежных дисциплин и

    законов онтогонистического развития, доминирующими признаками являются биологические, психические особенности объекта педагогических воздействий, которые взаимосвязаны с двигательной сферой и существенно влияют на ее развитие.

    Социальные принципы АФК

    1. Принцип гуманистической направленности – современные тенденции гуманизации физкультурного образования предполагают смену ориентиров государственной политики от «подготовки здорового и физически развитого населения» на подготовку личности. Гуманистическое отношение общества к личности инвалида находится в переходной стадии.

    Это касается образования, трудоустройства, социализации, создание условий равной личности, экономической независимости.

    2. Принцип непрерывности физкультурного образования

    – сохранение потребности в двигательной активности на протяжении жизни, что является залогом непрерывного физкультурного образования.

    3. Принцип социализации – это процесс освоения социально – культурного опыта, подготовка к самостоятельной жизни в обществе, активное участие в полезной деятельности. Социализация начинается с рождения и продолжается всю жизнь.

    4. Принцип интеграции: а) социальная интеграция – активное включение инвалидов и лиц с ограниченными возможностями в жизнь общества;

    б) педагогическая интеграция – обучение детей и взрослых с дефектами в учреждениях системы образования вместе со здоровыми.

    Цель интегрирования обучения – подготовить людей с ограниченными возможностями к этому сближению, а здоровых – принять их.

    5. Принцип приоритетной роли микросоциума – дефект по своей сути - явление биологическое, но его результат всегда социален, так как влияет не только на судьбу самого человека, но и на судьбу его близких. Необходимы просветительская работа, создание коррекционно – оздоровительных программ и методических рекомендаций, обучение родителей, консультативная помощь семьям с проблемными детьми.

    Общеметодические принципы АФК

    1. Принцип научности предполагает знание проблем, теории, концепций, основных законов, стратегических идей и тенденций, методологии АФК:

    а) знание биологических и психологических закономерностей функционирования организма с патологическими нарушениями;

    б) умения применять знания на практике, обеспечивая обоснованный выбор содержания, форм и методов, опираясь на законы и принципы обучения, воспитания и развития, добиваясь эффективности педагогического процесса.

    2. Принцип сознательности и активности – лица, приобретшие инвалидность в период жизни, имеют возможность сознательно и активно использовать средства АФК.

    3. Принцип наглядности – комплексное использование всех органов чувств при восприятии физических упражнений и активизацию сохранных функций в процессе их выполнения.

    4. Принцип доступности – соблюдение посильной меры трудности во избежание физических, моральных, эмоциональных перегрузок.

    Доступность зависит от трудностей в процессе выполнения заданий: координационной сложности, длительности и интенсивности физических упражнений, применяемых методов, трудностей общения, условий внешней среды, приспособленности спортивных сооружений, инвентаря, оборудования, экипировки. Все должно применяться с учетом двигательных возможностей занимающихся.

    5. Принцип систематичности и последовательности

    постепенное и систематическое формирование мотивационных убеждений в необходимости физических упражнений для здоровья, уверенности в своих силах, самоутверждения. Требования систематичности и последовательности сохраняются на каждом занятии, позволяют контролировать педагогический процесс и управлять им – своевременное начало и продолжительность

    Специально – методические принципы АФК

    1. Принцип диагностирования – для любого вида АФК означает учет основного дефекта, времени поражения, медицинского прогноза, показаний и противопоказаний к занятиям физическими упражнениями, а также учет сопутствующих заболеваний и вторичных отклонений.

    2. Принцип дифференциации и индивидуализации

    дифференцированный и индивидуальный

    подход означает учет особенностей присущих человеку (пол, возраст, телосложение, двигательный опыт, свойства характера, темперамент, волевые качества, состояние сохранных функций – двигательных, сенсорных, психических и интеллектуальных).

    Функции
    адаптивной физической культуры

    По определению Л.П. Матвеева (1984), «функции
    физической культуры это объективно присущие
    ей свойства воздействовать на человека и
    человеческие
    отношения,
    удовлетворять
    и
    развивать определенные потребности личности и
    общества».
    Реализуются функции в процессе физкультурной
    деятельности, в них раскрывается истинное
    содержание
    физической
    культуры.
    Являясь
    отражением ее сущности, функции раскрывают не
    только двигательную сферу человека, но и все уровни
    его
    организации
    анатомо-физиологический,
    психологический, социальный, мировоззренческий,
    личностный.

    Исходя из философской категории взаимосвязи
    структуры и функции, каждому структурному
    элементу присуща конкретная функция:
    адаптивному физическому воспитанию -
    преимущественно
    образовательная,
    адаптивной
    двигательной
    рекреации
    оздоровительно-поддерживающая,
    адаптивному спорту - совершенствования,
    физической
    реабилитации
    -
    лечебновосстановительная,
    креативным
    телесноориентированным
    практикам
    -
    творческая,
    экстремальным
    видам
    двигательной активности - престижная.
    При этом, являясь частью общечеловеческой
    культуры, АФК выполняет, в первую очередь,
    культурную
    функцию,
    включающую
    освоение
    широкого
    спектра
    ценностей,
    связанных с удовлетворением многообразных

    Все функции АФК реализуются через
    деятельность: движение => двигательные
    действия (физические упражнения) =>
    двигательная активность => двигательная
    (физкультурная) деятельность, в основе
    которой
    лежат
    деятельностные
    способности занимающихся, полученные
    ими
    от
    природы,
    но
    ограниченные
    влиянием той или иной патологии.
    В
    АФК
    выделены
    группы
    функций:
    педагогические, свойственные только ей
    и реализуемые в процессе занятий
    физическими
    упражнениями,
    и
    социальные как результат совместной
    деятельности с другими социальными
    институтами.

    Педагогические функции
    Коррекционно-компенсаторная функция
    Многообразие коррекционных задач позволило выделить следующие
    основные направления:
    1) коррекция, профилактика и развитие сенсорных функций (зрительной,
    слуховой, кинестетической, тактильной, вестибулярной и др.);
    2) коррекция психических нарушений: внимания, памяти, речи,
    представлений, восприятия, эмоционально-волевой сферы, поведения,
    мотивации, личностных установок.
    3) коррекция соматических нарушений: осанки, плоскостопия и других
    деформаций телосложения, дыхания, сердечно-сосудистой системы и тд;
    4) коррекция координационных способностей: согласованности движений
    отдельных звеньев тела, точности тонкой моторики рук, ориентировки в
    пространстве, равновесия, расслабления и др.;
    5) коррекция нарушений физической подготовленности - целенаправленное
    «подтягивание»
    отстающих
    в
    развитии
    физических
    качеств,
    ограничивающих двигательную активность;
    6) коррекция техники основных движений (пространственных, временных,
    динамических, ритмических характеристик в ходьбе, беге, прыжках и тд).

    Педагогические функции
    Профилактическая функция.
    Общегосударственная задача предупреждения заболеваний, требующая
    координации информационной, просветительской работы среди
    населения,
    создания
    технологий
    широкомасштабных
    мер
    оздоровления, диагностики и контроля за состоянием здоровья и т. п.
    Заключается в очевидной целесообразности всех доступных видов
    двигательной активности, а также гигиенических и природных
    факторов закаливания организма и внедрения их в повседневную
    жизнь. Разъяснительная работа касается соблюдения двигательного
    режима, отдыха и рационального питания, сохранения и
    формирования осанки, ликвидации вредных привычек и др.
    В условиях стационара профилактическая функция ЛФК направлена на
    предупреждение осложнений, обусловленных малоподвижным или
    ограниченным двигательным режимом, а также на сдерживание
    возможных вторичных отклонений в системах организма.
    Перспективным, но малоизученным средством профилактики
    состояний фрустрации, депрессии являются экстремальные виды
    двигательной активности.

    Педагогические функции
    Образовательная функция.
    В широком смысле - удовлетворение потребности в
    специфических знаниях, умениях, навыках и качествах в
    области физической культуры. Это непрерывный процесс
    физического образования личности в течение всей жизни. В
    узком смысле - формирование знаний и двигательных умений
    на оптимальном для жизнедеятельности каждого человека
    уровне. Эта функция пронизывает все виды АФК, но особенно
    ярко она выражена в адаптивном физическом воспитании и
    адаптивном спорте.
    Для детей с сенсорными, физическими и интеллектуальными
    нарушениями - это обучение основным видам физических
    упражнений, освоение «школы движений» и, в первую очередь,
    обучение естественным локомоциям: ходьбе и бегу, так как они
    служат основным способом перемещения и составной частью
    многих физических упражнений.

    Педагогические функции
    Образовательная функция.
    Трудности решения образовательных задач обусловлены характером
    основного дефекта. Важной стороной учебно-познавательной деятельности
    детей является интеллектуализация этого процесса. В качестве наиболее
    существенных выступают следующие теоретические сведения: знания об
    элементарных движениях, частях тела, суставах, с которыми они связаны
    (названия, понятия, роль в движении), о целостных движениях (бег, метания,
    прыжки и др.), их технике и влиянии на организм, знания о телосложении,
    требованиях к осанке, дыханию, питанию, режиму дня, гигиене тела и
    одежды, закаливанию, значению движения в жизни человека и
    самостоятельных занятиях физическими упражнениями на улице и дома для
    сохранения и улучшения здоровья, развлечения и спортивной подготовки.
    В адаптивном спорте подготовка требует от спортсмена не только
    напряженной физической деятельности, но и огромного объема знаний о
    рациональном построении индивидуальной спортивной техники и
    тренировочного процесса в целом, планировании нагрузки, тактике и этике
    спортивной борьбы, правилах соревнований, динамике функционального
    состояния, врачебно-педагогическом контроле и т. п.

    Педагогические функции
    Развивающая функция.
    Физическое развитие человека как естественный процесс изменения
    морфофункциональных свойств организма происходит независимо от воли
    человека и осуществляется по эволюционным законам возрастного
    развития. Закономерность развития моторики проявляется в ее неуклонном
    и положительном изменении в детские и юношеские годы и таком же
    неуклонном угасании в зрелом и пожилом возрасте (В.К. Бальсевич, 1988).
    Период жизни до 20 лет является самым активным этапом формирования
    жизненно важных двигательных функций.
    У детей с нарушениями развития несформированность и отставание
    двигательной сферы, несовершенство управления движениями находятся в
    тесной зависимости от тяжести основного дефекта, нарушающего
    структуру и функции всех систем и органов. Развивающая функция АФК
    заключается в целенаправленном воздействии на развитие мышечной силы,
    быстроты, ловкости, гибкости, выносливости, координационных
    способностей. Развивающая функция реализуется во всех видах АФК.
    Адаптивное физическое воспитание создает начальную базу для
    разностороннего развития физических способностей и двигательных
    навыков, формирует предпосылки для их дальнейшего развития.
    Адаптивный спорт дает возможность полнее раскрыть эти способности.

    Педагогические функции
    Воспитательная функция.
    Цель воспитания - всестороннее гармоническое развитие личности, раскрытие
    ее потенциальных возможностей при суженных сенсорных, моторных,
    интеллектуальных функциях, дисгармоническом развитии и дезадаптации.
    Исходная позиция воспитания по отношению к данной категории людей воспринимать их личностями, обладающими возможностями формировать
    себя, осознавать свое поведение, усваивать знания и строить жизнь в
    человеческом обществе. Специалист АФК определяет педагогические
    задачи:
    - воспитание осознанного и активного отношения к телесному здоровью,
    систематическим занятиям физическими упражнениями;
    - формирование положительной мотивации, устойчивого интереса и
    потребности к физкультурной деятельности;
    - воспитание гуманного отношения к себе и окружающим, формирование
    коммуникативных отношений;
    - воспитание ответственности, инициативы, целеустремленности, творчества,
    настойчивости в преодолении трудностей;
    - воспитание дисциплины, умения управлять своими эмоциями, подчиняться
    общим правилам и нормам социального поведения;
    - формирование навыков самовоспитания: самоорганизации, самодисциплины,
    самонаблюдения,
    самооценки,
    самоконтроля,
    самоограничения,
    самовнушения, самопобуждения, саморегуляции, самореабилитации и др.
    Самовоспитание личности в последующие годы является предпосылкой

    Педагогические функции

    Ценности АФК связаны с освоением, совершенствованием,
    поддержанием,
    восстановлением,
    самореализацией
    физических и духовных сил человека. Именно в этом единстве
    деятельности реализуется культурно-духовные потребности,
    формируются
    умения
    и
    навыки,
    способности,
    самовоспитание,
    коммуникативные
    отношения,
    самоопределение в обществе. Но для каждого отдельно
    взятого человека имеют значение ценности индивидуального
    существования, которые включают познание самого себя,
    отношение к физкультурной деятельности и реальное
    поведение. Отношение к физкультурной деятельности
    отражает
    уровень
    потребностей,
    мотивации,
    заинтересованности в ней. Оно может быть позитивным и
    негативным.

    Педагогические функции
    Ценностно-ориентационная функция.
    Сдерживающими факторами являются: общая ослабленность
    организма, неуверенность в своих силах, физическая
    неполноценность
    и
    психологический
    дискомфорт,
    депрессивные состояния, боль, отсутствие знаний и привычки
    заниматься физическими упражнениями, предпочтение
    другим видам деятельности (ремеслу, чтению, музыке).
    Позитивными факторами является внутренняя установка
    человека не на уход в болезнь и инвалидность, а наоборот - на
    выздоровление, активную полноценную жизнь. Ценностные
    ориентации как отражение внутренних установок и желаний
    людей еще не гарантируют успеха, хотя и выступают как
    специфический объект освоения. Физкультурная деятельность
    в сфере адаптивного физического воспитания, адаптивного
    спорта, адаптивной двигательной рекреации и физической
    реабилитации направлена на реализацию этих потребностей и
    ценностных ориентаций.

    Педагогические функции
    Лечебно-восстановительная функция.
    Эта функция является главной в физической реабилитации. Лечебное
    применение
    физических
    упражнений
    основывается
    на
    педагогических,-психологических
    и
    физиологических
    закономерностях формирования движений и управления ими. Конечная
    цель - восстановление человека как личности, ускорение
    восстановительных процессов после травм, заболеваний и др.,
    предотвращение или уменьшение инвалидизации. Ее достижение
    обеспечивается реализацией следующих положений:
    -применением обоснованных методов патогенетического лечения;
    -дифференциацией задач и направлений воздействий физическими
    упражнениями;
    -ранним активным использованием восстановительного лечения;
    -активным участием больного в этом процессе.
    В
    адаптивном
    спорте
    лечебно-восстановительные
    процедуры
    (физиотерапия, ЛФК, массаж и др.) проводятся в случае микротравм во
    время или после тренировочных и соревновательных нагрузок высокой
    интенсивности и продолжительности преимущественно для инвалидов
    с поражениями опорно-двигательного аппарата (легкая атлетика,
    баскетбол в колясках, волейбол сидя и др.)

    Педагогические функции
    Профессионально-подготовительная функция.
    Актуальность этой функции обусловлена тем, что по окончании
    учебного заведения (школы, ПТУ, техникума, вуза) перед
    инвалидами
    встает
    проблема
    занятости,
    конкурентоспособности на рынке труда, удовлетворения
    потребности в деятельности, экономической независимости.
    При участии большого количества специалистов в
    профессиональной подготовке инвалидов часть ее является
    самостоятельным разделом адаптивного физического
    воспитания. За счет целенаправленной активности
    максимально улучшить общее физическое состояние, помочь
    овладеть необходимыми формами движений, подготовить
    сенсорные и вегетативные системы к новым условиям труда,
    развить физические и психические качества, необходимые в
    конкретной профессиональной деятельности. В условиях
    стационара эти задачи решаются средствами лечебной
    физической культуры и трудотерапии.

    Педагогические функции
    Творческая функция
    Заключается в раскрытии многогранных способностей людей с
    ограниченными возможностями в разных видах физкультурной
    деятельности. Так, физическая рекреация - наиболее массовая и
    демократичная форма активного отдыха инвалидов - часто
    строится на принципах самоорганизации. Эта деятельность требует
    специальных знаний, выдумки, инициативы, творчества в
    организации
    и
    использовании
    физических
    упражнений,
    модернизации оборудования, мест занятий, освоении территорий,
    удовлетворяющих двигательные и эмоционально-эстетические
    потребности разных возрастных и нозологических групп
    инвалидов. В адаптивном спорте творчество проявляется особенно
    ярко в освоении индивидуальной спортивной техники и тактики,
    приспособленных к дефекту, в подготовке технических средств,
    поиске оптимальных величин допустимой нагрузки, эффективных
    способов лечебно-восстановительной и профилактической работы и
    др. Однако наибольшее развитие творческая функция получает в
    креативных
    (художественно-музыкальных)
    телесно-

    Педагогические функции
    Рекреативно-оздоровительная
    функция
    реализуется
    как
    удовлетворение потребности в активном отдыхе, содержательном
    развлечении, как средство переключения на другой вид деятельности,
    восстановления физических и духовных сил. Наиболее типичными
    формами физической рекреации являются занятия в условиях быта и
    семьи, учебной и трудовой деятельности, а также в сфере досуга и
    отдыха. Двигательная рекреация утоляет двигательный и
    эмоциональный «голод» и больше всего соответствует интересам и
    потребностям данной категории людей, так как является
    добровольной, доступной и естественной формой реализации своих
    физических возможностей, где главное не результат, а сам процесс. В
    адаптивном спорте рекреативные занятия проводятся с целью
    восстановления сил, разгрузки и переключения спортсмена на другие
    виды деятельности, интересный досуг и общение. Общение имеет
    особое значение для инвалидов. Занятия часто объединяют детей и
    взрослых, здоровых и людей с различными патологическими
    нарушениями, что создает благоприятный психологический климат и
    условия равной личности, при этом удовлетворяется потребность в

    Педагогические функции
    Гедонистическая функция проявляется в тех видах
    двигательной деятельности, которые доставляют радость,
    восторг, ощущение счастья. Люди с различными
    нарушениями и ограничениями в движении острее
    переживают даже малейшие успехи в своих двигательных
    способностях. Они искренне выражают свои чувства,
    радуются возможности ходить, играть, соревноваться,
    общаться, побеждать. Задача специалиста АФК состоит в
    том, чтобы создать атмосферу психологического
    комфорта, доверия, доброжелательности, свободы,
    раскованности, дать возможность радоваться, получать
    удовольствие от физических упражнений.

    Педагогические функции
    Спортивная и соревновательная функция.
    Адаптивный спорт, активно развивающийся в настоящее время во всем
    мире, включает
    в
    себя три основные разновидности:
    паралимпийское, специальное олимпийское и сурдлимпийское
    движения.
    Для данного контингента тренировочный процесс и
    участие в соревнованиях является действенными способами
    физической, психической, социальной адаптации. Учебнотренировочный
    процесс
    рассматривается
    как
    врачебнопедагогическая дисциплина, где в оптимальном соотношении
    функционируют
    лечебные
    и
    педагогические
    факторы,
    обеспечивающие реализацию физического, интеллектуального,
    эмоционально-психического
    потенциала
    спортсмена-инвалида,
    удовлетворяющие
    эстетические
    и
    этические
    потребности,
    стремление к физическому совершенству.
    В спорте инвалидов выделились два направления: спорт высших
    достижений и рекреативно-оздоровительный спорт. В первом
    направлении технология тренировочного процесса
    строится на основе закономерностей срочной и долговременной
    адаптации организма к физической нагрузке, принципов и

    Педагогические функции
    Спортивная и соревновательная функция
    В рамках второго направления адаптивный спорт выполняет
    оздоровительно-рекреативную функцию, выступая как средство и метод
    эффективного здорового отдыха - восстановления и поддержания
    оперативной работоспособности, развития физических качеств и
    способностей в избранном виде спорта, организации интересного
    эмоционально го досуга. Типичными чертами оздоровительнорекреативного спорта является систематическая тренировка (2-3 раза в
    неделю), специализация, как правило, в одном виде спорта, участие в
    соревнованиях и др. В зависимости от того, в какой социальной сфере
    культивируется оздоровительно-рекреативный спорт, специфика занятий
    модифицируется соответственно условиям, составу групп (однородные
    по нозологии или интегрированные), по возрасту, интересам
    занимающихся (школьный, студенческий, спорт инвалидов зрелого
    возраста). Главные стратегические принципы в оздоровительнорекреативном спорте следующие: адекватность содержания физической
    подготовки и ее условий индивидуальному состоянию человека,
    гармонизация и оптимизация нагрузки, свобода выбора вида спорта в
    соответствии с личными склонностями и способностями.

    Социальные функции
    Гуманистическая функция.
    Идея гуманизма состоит в признании человека высшей ценностью во всей
    его телесной и духовной неповторимости. Гуманизация физкультурного
    образования выражается в его цели: формирование физической культуры
    личности как системы ценностей, реализуемых в здоровом образе жизни.
    Гуманистическая функция в сфере АФК предполагает ориентацию на
    личностное развитие:
    - формирование осознанного отношения и потребности к любым формам
    двигательной активности как необходимому условию жизне обеспечения;
    - формирование знаний, двигательных умений, физических качеств и
    способностей для создания предпосылок к полноценной самостоятельной
    жизни, учебной, профессиональной и другим видам деятельности;
    - освоение интеллектуальных, валеологических, нравственных, этических,
    эстетических ценностей физической культуры, способствующих созданию
    условий равной личности, свободы самопроявления, самореализации и
    самоактуализации.
    Истинный гуманизм в адресной полезной деятельности и таких
    нравственных категориях людей, как человеколюбие, сострадание,
    милосердие, благородство, терпение, самоотверженность.

    Социальные функции
    Социализирующая функция.
    Под социализацией понимается процесс включения человека в жизнь
    общества, усвоение опыта социальной жизни, образцов поведения,
    социальных норм, ролей и функций, вхождение в социальную среду и
    социальные группы. АФК для данной категории людей выступает как
    фундаментальная основа подготовки к самостоятельной жизни и
    необходимое условие жизнеобеспечения, духовного и физического
    развития. Процесс социализации продолжается всю жизнь, в ходе
    которой человек учится быть членом семьи, группы, класса,
    производственного коллектива, команды, общества. Активные занятия
    АФК решают сложнейшие задачи социальной адаптации личности,
    приобщения человека к ценностно-нормативной системе общества,
    воспитания психических и нравственных качеств, рациональной
    организации досуга, активного отдыха, общения и т. п. Отмечается
    особая роль игры в социализации личности. Игра как средство АФК
    синтезирует в себе функции, которые сопутствуют социализации
    ребенка-инвалида. Особенно ярко социализация проявляется в
    адаптивном спорте, где на предельном уровне физических сил
    проявляются биологические, адаптационные, духовные возможности

    Социальные функции
    Интегративная функция.
    Интегративная функция означает включение различных категорий инвалидов
    в социальные системы, структуры, социумы, предназначенные для
    здоровых людей, активное участие в основных направлениях жизни и
    деятельности, самореализацию и раскрытие личностных способностей.
    Но человек социализированный, т. е. подготовленный к жизни в обществе,
    может оказаться не интегрированным, не востребованным обществом.
    Социализация и интеграция находятся в тесной взаимосвязи. Конечной
    целью реабилитации инвалидов является их социальная интеграция.
    Интеграция в общество детей с ограниченными возможностями здоровья
    включает:
    - воздействие общества и социальной среды на личность ребенка с
    отклонениями в развитии;
    - активное участие в данном процессе самого ребенка (субъектив нообъективная роль);
    - совершенствование самого общества, системы социальных отношений,
    которая в силу жесткости требований к своим потенциальным субъектам
    оказывается недоступной для детей с ограничениями жизнедеятельности.

    Социальные функции
    Интегративная функция.
    Л.С. Выготский указывал на необходимость создания такой системы
    обучения, в которой удалось бы органически увязать специальное
    обучение с обучением детей нормального развития. Выделяет два
    типа интеграции: интернальную и экстернальную. Адаптивная
    физическая культура и адаптивный спорт, в частности,
    представляют собой уникальные формы интеграции, которых не
    существует ни в одном виде деятельности инвалидов. Эталоном,
    ставшим всеобщей ценностью для спортсменов разных стран,
    являются идеи олимпизма, проповедующие стремление к
    истинному совершенству, взаимопониманию и миру на земле.
    Столь высокие цели и жизненные идеалы, возможности общения,
    самопроявления и признания дают полное основание считать
    спорт высших достижений инвалидов наиболее мощным
    средством социализации и интеграции личности в общество.

    Социальные функции
    Коммуникативная функция.
    Общение как социальный процесс имеет особое значение для инвалидов,
    поскольку входит в содержание человеческого взаимопонимания. В
    общении отражается потребность человека в эмоциональном контакте, в
    проявлении своих чувств и ответном понимании, получении информации,
    ощущении включенности в какую-либо деятельность.
    Дети-инвалиды из-за меньшей мобильности имеют ограниченные
    возможности общения, т.к. многие из них имеют отклонения в развитии
    речи. Наиболее часто встречаются алалия, афазия, ринолалия, дизартрия,
    заикание, при которых в качестве вторичных нарушений выступают
    ограниченность мышления, затруднения в чтении и письме, речевой
    функции, отклонения в эмоционально-волевой сфере. Коррекции
    дефектов произношения, речи, письма придается большое значение,
    осуществляют ее логопеды, врачи, психологи. Л.С. Выготский считал, что
    центральной областью коррекции и компенсации дефекта является речь
    как средство общения. Средствами коммуникативного общения являются
    речь, жесты, позы, звуки, мимика, пантомимика. В процессе занятий
    физическими упражнениями используются вербальные и невербальные
    способы общения.

    Социальные функции
    Зрелищная и эстетическая функции.
    Зрелище рассматривается как особый вид реализации потребности в
    специфической
    деятельности,
    связанной
    с
    эстетическим,
    эмоциональным удовольствием, сопереживанием. Для детей с
    нарушением в развитии, ограниченных в общении, движении, игре,
    зрелищная функция имеет особое значение. С раннего возраста
    ребенок должен видеть, понимать, чувствовать красоту, стремиться к
    ней. В АФК эта потребность реализуется в процессе занятий
    физическими упражнениями. Все дети хотят иметь красивую фигуру,
    уверенную осанку, сильное тело, для многих это является основным
    мотивом занятий. Спортивные и физкультурно-оздоровительные
    мероприятия сопровождаются показательными выступлениями, шоуконцертами, конкурсами моды, выставками-ярмарками творчества
    детей. Трибуны стадионов, где проводятся соревнования инвалидов,
    всегда переполнены. Эстетические и эмоциональные переживания
    зрителей находятся на другом уровне восприятия. Своим упорством,
    настойчивостью, желанием испытать радость борьбы и победы, силой
    воли и духа спортсмены-инвалиды вызывают потрясение, удивление в
    сознании людей.

    В заключении...
    Таким образом,
    АФК, являясь частью физической и общечеловеческой
    культуры,
    выполняет
    важные
    социальные
    и
    педагогические функции духовного и физического
    развития инвалидов и лиц с ограниченными
    функциональными возможностями. Все педагогические
    функции имеют предметное выражение в деятельности,
    сущность которой заключается в многообразном
    использовании
    физического
    упражнения
    универсального
    средства
    и
    метода
    инициации
    двигательной активности инвалидов. Социальные
    функции органично вплетаются в процесс АФК, развивая
    духовную сферу, интеллектуальные, психические
    способности, формируя активное отношение к ценностям
    физической культуры, здоровому стилю жизни.

    Яковлева Елена

    В работе представлены цели, задачи, формы и средства адаптивной физической культуры.

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Адаптивная физическая культура Презентацию подготовила ученица 11 «Б» класса: МАОУ СОШ № 15 Яковлева Елена. г. Набережные Челны-2014 год.

    Понятие Адаптивной Физической Культуры Адаптивная физическая культура (сокр. АФК) - это комплекс мер спортивно-оздоровительного характера, направленных на реабилитацию, и адаптацию к нормальной социальной среде людей с ограниченными возможностями, преодоление психологических барьеров, препятствующих ощущению полноценной жизни, а также сознанию необходимости своего личного вклада в социальное развитие общества.

    Цель: Цель адаптивной физической культуры как вида физической культуры, может быть определена так: 1. Максимально возможное развитие жизнеспособности человека, имеющего устойчивые отклонения в состоянии здоровья, за счет обеспечения оптимального режима функционирования отпущенных природой и имеющихся в наличии его телесно-двигательных характеристик и духовных сил, их гармонизации для максимальной самореализации в качестве социально и индивидуально значимого субъекта.

    2. Цель должна быть наполнена внутренним содержанием, в осмыслении телесности как внешней формы внутреннего содержания, что создает предпосылки для формирования физической культуры личности, ее максимального самораскрытия и самореализации.

    Задачи: осознанное отношение к своим силам в сравнении с силами среднестатистического здорового человека; способность к преодолению не только физических, но и психологических барьеров, препятствующих полноценной жизни; компенсаторные навыки, то есть позволяет использовать функции разных систем и органов вместо отсутствующих или нарушенных; способность к преодолению необходимых для полноценного функционирования в обществе физических нагрузок;

    потребность быть здоровым, насколько это возможно, и вести здоровый образ жизни; осознание необходимости своего личного вклада в жизнь общества; желание улучшать свои личностные качества; стремление к повышению умственной и физической работоспособности

    Средства АФК: В современной практике адаптивной физической культуры для решения как основных, так и специальных (коррекционных) его задач имеется богатый арсенал средств физических упражнений: 1. Передвижения: ходьба, бег, подскоки. 2. Общеразвивающие упражнения: 3. Без предметов. 4. С предметами (гимнастические палки, обручи, озвученные мячи, мячи разные по качеству, цвету, весу, твердости, размеру, мешочки с песком, гантели 0,5 кг и др.); 5. На снарядах (гимнастическая стенка, скамейка, бревно, кольца, перекладина, ребристая доска, тренажеры - механотерапия и т.д.)

    6. Упражнения на формирование навыка правильной осанки 7. Упражнения для укрепления сводов стопы. 8 Упражнения на развитие дыхательной и сердечно-сосудистой систем 9.Упражнения на расслабление (физическое и психическое), расслабление мышц (релаксация мышц), сознательное снижение тонуса различных групп мышц. 10. Специальные упражнения для зрительного тренинга: на улучшение функционирования мышц глаза; на улучшение кровообращения тканей глаза; на развитие аккомодационной способности глаза; на развитие кожно-оптического ощущения;

    К вспомогательным средствам физического воспитания относятся: 1. Гигиенические факторы (гигиенические требования к процессу обучения, соблюдение режима дня, зрительной нагрузки и т.д.); 2. Естественные силы природы. Правильное использование таких естественных факторов природы, как солнце, воздух и вода, оказывающих благоприятное воздействие на физическое развитие, здоровье и закаливание школьников. К гигиеническим факторам относятся все мероприятия, касающиеся сохранения зрения, здоровья школьников.

    Методы АФК: 1. Метод практических упражнений - основан на двигательной деятельности учащихся. В работе с данными категориями детей используются все методы обучения, однако, учитывая особенности восприятия ими учебного материала, есть некоторые различия в приемах. Они изменяются в зависимости от физических возможностей ребенка, запаса знаний и умений, наличия предыдущего зрительного и двигательного опыта, навыка пространственной ориентировки, умения пользоваться остаточным зрением.

    3. Метод наглядности. Наглядность является одной из специфических особенностей использования методов обучения в процессе ознакомления с предметами и действиями. При рассматривании предметов (спортивного инвентаря) вначале предлагается рассматривание предмета по частям, ставится задача определения его формы, поверхности, качества, цвета, а затем предпринимается попытка целостного восприятия предмета или действия. 2. Метод дистанционного управления также относится к методу слова, он предполагает управление действиями ученика на расстоянии посредством следующих команд: «поверни направо», «поверни налево», «иди вперед», «три шага вперед» и т.д

    4. Метод стимулирования двигательной активности. Необходимо как можно чаще поощрять детей, давать им почувствовать радость движений, помогать избавиться от комплекса неполноценности, от чувства страха пространства, неуверенности в своих силах. По возможности создавать условия успеха.

    Функции: Функции адаптивной двигательной рекреации Педагогические функции Социальные функции Гедонистическая Оздоровительно- восстановительная Развивающая Ценностно-ориентационная Творческая Самовоспитания Коммуникативная Интегративная Социализирующая Функциональные связи с другими социальными институтами

    Принципы адаптивной физической культуры Социальные Специально методические гуманистической направленности непрерывности физкультурного образования социализация интеграции приоритетной роли микросоциума Общеметодологические научности сознательности и активности наглядности доступности систематичности диагностирования дифференциации и индивидуализации коррекционно-развивающейся направленности компенсаторной направленности прочности адекватности, оптимальности и вариативности учета возрастных особенностей

    Виды адаптивной физической культуры Адаптивная физическая культура Адаптивное физическое воспитание Адаптивный спорт Адаптивная физическая реабилитация Адаптивная двигательная рекреация

    Заключение: Таким образом, очень кратко рассмотрены содержание и задачи основных видов адаптивной физической культуры. Они раскрывают потенциал возможностей средств и методов адаптивной физической культуры, каждый из которых, имея специфическую направленность, способствует в той или иной мере не только максимально возможному увеличению жизнеспособности инвалида, но и всестороннему развитию личности, обретению самостоятельности, социальной, бытовой, психической активности и независимости, совершенствованию в профессиональной деятельности и вообще достижению выдающихся результатов в жизни.

    Используемая литература: Петленко В.П. Актуальные проблемы валеологии /Вестник Балтийской академии, 1966, вып. 9, с. 7-15. Сборник материалов к лекциям по физической культуре и спорту инвалидов (Ред. и сост. В.С. Дмитриев, А.В. Сахно). Т I и II. - М.: МОГИФК, ВНИИФК, 1993. Т I. - 272 с. Т. II. - 292 с. Щедрина А.Г. Здоровье и массовая физическая культура. Методологические аспекты //Теория и практика физической культуры, 1989. N 4. Лечебная физкультура в системе медицинской реабилитации: Руководство для врачей /Под ред. А.Ф. Каптелина, И.П. Лебедевой. - М.: Медицина, 1995. - 400 с. Брехман И.И. Валеология - наука о здоровье /2-е изд., доп., перераб. - М.: ФиС, 1990. - 208 с. Евсеев С.П., Шапкова Л.В., Адаптивная физическая культура: Учебное пособие. - М.: Советский спорт, 2000 Литош Н.Л., Адаптивная физическая культура: Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями в развитии: Учебное пособие.-М.: СпортАкадемПресс, 2002.- 140 с.

    1 слайд

    МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 42» Физкультура для всех составитель: Р.Ф.Суринова Программа для детей с отклонениями в состоянии здоровья постоянного или временного характера г. Ленинск-Кузнецкий 2006

    2 слайд

    Задачи программы Формирование у обучающихся личной ответственности за свое здоровье; Укрепление здоровья, улучшение физического развития, закаливание организма; Повышение защитных сил организма и его сопротивляемости; Освоение основных двигательных навыков и качеств; Воспитание морально-волевых качеств и интереса к регулярным самостоятельным занятиям физической культурой; Разъяснение значения здорового образа жизни, принципов гигиены, правильного режима труда и отдыха, рационального питания, пребывания на воздухе.

    3 слайд

    Структура занятия АФК Подготовительный этап проводится в виде тестирования. Основной этап включает в себя: упражнения по совершенствованию функций дыхания; общеразвивающие упражнения (ОРУ); корригирующие упражнения; тренировки мышечной, дыхательной и сердечно-сосудистой систем с индивидуальным дозированием нагрузки и дальнейшим ее возрастанием.. Заключительный этап. Подводятся итоги занятия, даются рекомендации для самостоятельных занятий.

    4 слайд

    5 слайд

    Тестовые упражнения для выявления изменений функционального состояния организма (ФСО) Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы определяется функциональной пробой, состоящей из 20 приседаний. Оценка функционального состояния системы внешнего дыхания определяется задержкой дыхания (вдох) на предельно возможное время. Оценка состояния нервно-мышечной системы определяется способностью сохранять равновесие в положении «стоя на одной ноге, руки в стороны, глаза закрыты» (упражнение «цапля»). При этом любое движение считается потерей равновесия. Фиксируется время до потери равновесия. Оценка силы мышц-сгибателей туловища определяется количеством подъемов ног за 10 секунд в положении лежа на спине. Прямые ноги поднимаются до угла 45º и опускаются до касания ковра. Оценка силы мышц-разгибателей туловища определяется временем, проведенным испытуемым в положении «лежа на животе, руки вытянуты вперед». Руки и грудь не касаются ковра, поясницу необходимо прогнуть, ноги также не касаются ковра (упражнение «лодочка»). Оценка силы мышц плечевого пояса определяется количеством сгибаний рук в упоре лежа за 10 секунд. Оценка подвижности тазобедренных суставов и позвоночника определяется в сантиметрах в упражнении «складка». Испытуемый делает наклон в положении «сидя на полу, ноги на ширине плеч», руками касаясь сантиметровой ленты. Рост. Вес. Артериальное давление, пульс.

    6 слайд

    Средства адаптивного физического воспитания Двигательный режим (ежедневные прогулки) Ближний и дальний туризм Оздоровительные и развивающие физические упражнения Подвижные игры Адаптивный спорт Закаливание (воздушные, солнечные и водяные процедуры).