Презентация на тему "методы свертывания информации ". Презентация на тему конспект и его виды по Скачать презентацию на тему как написать конспект

Конспектирование -.учебный прием, заключающийся в кратком письменном изложении основного содержания лекции, статьи, книги, доклада Конспект - особый вид вторичного текста, в основе которого лежит аналитико-синтетическая переработка информации, содержащейся в исходном тексте. Конспект выявляет, систематизирует и обобщает наиболее ценную информацию, он позволяет восстановить, развернуть исходную информацию. При конспектировании необходимо отбирать новый и важный материал, связывать его со старым, уже известным и выстраивать материал в соответствии с логикой изложения; конспект должен обладать содержательной, смысловой и структурной целостностью. С точки зрения объема (степени сжатия), конспект может быть кратким, подробным или смешанным; по степени соответствия первоисточнику - интегральным или выборочным. По количеству перерабатываемых источников конспект может быть монографическим или сводным (обзорным), с точки зрения предъявления информации конспект составляется на основе чтения или слушания. В зависимости от формы представления информации в конспекте и от степени свернутости в конспекте первичного текста различают следующие виды конспектов:

    конспект-план,

    конспект-схема,

    текстуальный конспект.

Подготовка конспекта включает следующие этапы:

Этап 1 . Выделяются смысловые части - вся информация, относящаяся к одной теме, группируется в один блок. Этап 2 . В каждой смысловой части формулируется тема в опоре на ключевые слова и фразы. Этап 3 . В каждой части выделяется главная и дополнительная по отношению к теме информация. Этап 4 . Главная информация фиксируется в конспекте в разных формах: в виде тезисов, выписок (текстуальный конспект), в виде вопросов, выявляющих суть проблемы, в виде назывных предложений (конспект-план и конспект-схема). Этап 5 . Дополнительная информация приводится при необходимости.

Работая над конспектом, необходимо помнить следующие правила:

    Следует записать название конспектируемого произведения (или его частей) и его выходные данные.

    Осмыслить основное содержание текста, дважды прочитав его.

    Составить план - основу конспекта.

    Конспектируя, оставить широкие поля для дополнений, заметок, записи терминов и имен, требующих разъяснений.

    Помнить, что в конспекте отдельные фразы и даже отдельные слова имеют более важное значение, чем в подробном изложении.

    Запись следует вести своими словами, что способствует лучшему осмыслению текста.

    Применять определенную систему подчеркивания, сокращений, условных обозначений.

    Соблюдать правила цитирования - цитату заключать в кавычки, давать ссылку на источник с указанием страницы.

«МЕТОДИКА КОНСПЕКТИРОВАНИЯ»

Библиотечный урок



  • Познакомить учащихся с основными приемами переработки первичной информации.
  • Обучить методике составления конспектов.
  • Воспитывать у учащихся культуру чтения и ведения информационных записей.

  • Конспекты, основные требования и характеристики.
  • Виды конспектов и их характеристики.
  • План – конспект.
  • Тематический конспект
  • Цитатный (текстуальный) конспект.
  • Свободный конспект.
  • Схематический конспект.

  • Конспект – краткое изложение или краткая запись содержания.
  • Конспект подразумевает объединение плана, выписок, тезисов или любых двух этих форм.

  • Системность
  • Логичность
  • Краткость
  • Убедительность
  • Доказательность

ПРАВИЛА ЗАПИСИ ТЕКСТА

  • Запись должна быть краткой , убористой .
  • При записи текста необходимо пользоваться сокращениями.
  • Необходимо применять выделения и разграничения:

Выделения и разграничения

  • Подчеркивание и отчеркивание
  • Рамки

Подчеркивание и отчеркивание

  • для выделения: - заголовков, - подзаголовков,

Выводов,


  • Необходимы для обозначения абзацев и пунктов плана.
  • Они обозначают переход к новой микро теме.
  • Обозначаются в виде красной строки.



Рамки

  • Обычно в рамки заключают:

Определения

Формулы

Правила


  • должны быть системными, при этом не следует превращать текст в пестрые картинки.

ВИДЫ КОНСПЕКТОВ.

ПЛАН - КОНСПЕКТ

  • ТЕМАТИЧЕСКИЙ

ЦИТАТНЫЙ (ТЕКСТУАЛЬНЫЙ)

СХЕМАТИЧЕСКИЙ

СВОБОДНЫЙ


ЦЕЛИ УРОКА

  • Научить правильно работать с учебной и научной литературой.
  • Развивать необходимые умения и навыки учебной деятельности.
  • Помочь в успешном овладении знаниями
  • Научить с помощью конспектирования проводить основные мыслительные операции:

Сравнение.

  • Повысить культуру чтения и интерес к процессу творческого познания.

  • Это сжатый в форме плана пересказ прочитанного или услышанного.
  • Характеристика:

- краток

- прост

- быстро составляется

- учит выбирать главное

- помогает четко и логично излагать мысли

- дает возможность усвоить материал в процессе изучения.


  • Составить план прочитанного текста или воспользоваться готовым.
  • Простой план состоит только из одинаковых обозначений. Например:

Нумерованный:1.

Маркированный: -


Сложный план

  • Требуется для краткого разъяснения и доказательства каждого пункта плана.
  • Выбирается более сложная и эффективная форма записи – многоуровневая: используются римские, арабские, буквенные и др. обозначения
  • Обязательно формулируется и записывается вывод.

  • План - конспект незаменим при быстрой подготовке доклада, сообщения, выступления.
  • Однако работать с ним через некоторое время трудно, так как плохо восстанавливается в памяти содержание материала.

  • Конспект ответа на поставленный вопрос или конспект учебного материала темы.
  • Характеристика:

- может быть обзорным и хронологическим.

- учит анализировать различные точки зрения на один и тот же вопрос.

- привлекать имеющиеся знания и личный опыт.

- используется в процессе работы над докладом, сообщением, рефератом .


  • Заключается в том, что разрабатывая определенную тему по ряду источников, он не отображает всего содержания используемых документов, т.е. из каждой книги берется только определенная глава.
  • Обзорный тематический конспект – это тематический обзор с использованием одного или чаще нескольких источников.

  • Изучи несколько источников по теме.
  • Сделай из них выборку материала по определенной теме или хронологии.
  • Мысленно оформи прочитанный материал в виде плана.
  • Пользуясь этим планом, коротко своими словами изложи осознанный материал.

  • Это конспект, созданный из отрывков подлинника – цитат.
  • Характеристика:

- используется для работы с первоисточником.

- к нему можно обращаться неоднократно.

  • Однако он не способствует активной мыслительной деятельности.
  • Служит как правило иллюстрацией к изучаемой теме.

  • Прочитай текст.
  • Отметь в нем основное содержание, главные мысли.
  • Выдели те цитаты, которые войдут в конспект.
  • Пользуясь правилами сокращения цитат, выпиши их в тетрадь.
  • Форма записи может быть разной.
  • Обычно по простому или сложному плану.
  • Обязательно выделить:

- основные вопросы

- доказательства (цитаты)

- выводы.

  • Прочти написанное, сверь его с оригиналом.

  • Это сочетание выписок, цитат, тезисов.
  • Характеристика:

- он требует серьезных усилий при составлении.

- в высшей степени способствует усвоению материала.

- требует умения активного использования всех типов записей, планов, тезисов, выписок.


  • Используя имеющиеся источники, выбери материал по интересующей теме.
  • Изучи его и глубоко осмысли.
  • Сделай необходимые выписки основных мыслей, цитат.
  • Составь тезисы.
  • Используя подготовленный материал, сформулируй основные положения по теме.

  • Выписка – то, что выписано из какого - либо

текста, документа.

  • Вчитайся в название статьи, осмысли его.
  • Внимательно читай текст и по ходу чтения коротко выписывай основные мысли.
  • Стремись к краткости записи .
  • Отделяй одну мысль от другой красной строкой.
  • Закончив работу, выпиши все данные из источника.

  • ТЕЗИС положение, кратко излагающее какую- либо идею, а также одну из основных мыслей лекции, доклада, сочинения .

  • Познакомься с содержанием материала.
  • Обрати внимание на шрифтовые выделения, эта подсказка поможет тебе в работе.
  • Разбей текст на смысловые блоки .(с помощью плана или отчеркиванием).
  • Определи главную мысль каждой части.
  • Осмысли суть выделенного.
  • Сформулируй своими словами или найди подходящую формулировку в тексте.
  • Отделяй пробельной и красной строкой один тезис от другого . Это облегчит последующую работу с ним.
  • Правильно составленные тезисы вытекают один из другого.
  • Располагаются в четкой последовательности.
  • Полезно связывать тезисы с текстом источника с помощью указания ссылочных страниц.
  • Можно предварительно составить план, который окажет существенную помощь в подготовке тезисов.
  • Не забудьте пронумеровать тезисы по порядку.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Драма А. Н.Островского «Гроза» в оценке Н. А. Добролюбова

Т ексты первичные и вторичные. Первичные тексты –это художественные, научные, публицистические произведения, созданные писателями, учёными, литературными критиками. Вторичные тексты создаются на основе первичных, их осмысления, усвоения, творческой переработки.

а) рассказ, б) повесть, в) тезисы, г) литературно-критическая статья, д) аннотация, е) реферат, з) рецензия ж) очерк) . Предлагаю вам самостоятельно распределить их на две группы по отнесённости к разным видам текстов. На выполнение работы – 3 минуты.

Аннотация - сжатая характеристика идейной направленности, содержания, назначения книги, статьи или рукописи. Чем аннотация отличается от рецензии? Рецензия – статья, целью которой является критический разбор какого-либо научного или художественного произведения, спектакля, кинофильма и т. д.

Сегодня существует три вида сокращения текста: конспект, план, тезис. Давайте расположим их по мере увеличения объёма.

План, тезис, конспект. . План – взаимное расположение частей, краткая программа какого-нибудь изложения, сочинения. Тезисы – кратко сформулированные основные положения текста-источника, которые записываются в виде цитат или в собственной формулировке. Тезисы бывают глагольными (в виде предложений с глагольными сказуемыми) и назывными (в виде назывных предложений или именных сказуемых).

1. «Гроза» - «самое решительное произведение Островского». («В «Грозе» есть что-то освежающее и ободряющее»). 2. Образ Катерины – «шаг вперёд» в развитии русской литературы. 3. Почему «решительный русский характер» у Островского дан в женском типе? 4. Катерина среди «тёмного царства». (Драма Катерины – борьба естественных стремлений с моралью «тёмного царства»). 5. «Сила любви» и «мысль о грехе». (Что влечёт Катерину к Борису?) 6. Тихон и Борис – «жалкие типы», «столь же вредны, как и сами самодуры». 7. Самоубийство Катерины – «протест против кабановских понятий о нравственности…доведённый до конца». (Самоубийство Катерины – страшный вызов самодурной силе. 8. Здесь «живые завидуют умершим».

Конспект – один из видов вторичных текстов. Его название происходит от латинского слова, означающего «обзор». А обзор – это всегда нечто сжатое, сокращённое. Конспект – это краткое письменное изложение или краткая запись содержания чего-либо. В конспекте отражается самое главное, самое существенное из того, что мы прочитали или в течение какого-то времени воспринимали на слух: конспект статьи, конспект лекции.

Правила конспектирования литературно-критических статей: 1. Прочитайте краткие сведения об авторе статьи. 2. Вдумайтесь в её заглавие. 3. Прежде чем конспектировать какой-либо фрагмент статьи, осмыслите её структуру в целом. Если объём статьи слишком большой, в учебнике даётся её план или наиболее важные фрагменты. Внимательно прочитайте их, подумайте над прочитанным. 4. Читая первый раз фрагмент статьи, предложенный или выбранный вами для конспектирования, отметьте слова, значения которых вам недостаточно ясны; обратитесь к толковому словарю, сделайте из них соответствующие выписки. 5. После повторного чтения фрагмента составьте его план. 6. Согласно плану передайте предельно кратко содержание каждой микрочасти. У вас получился конспект.

Николай Александрович Добролюбов. Родился в 1836 году в семье священника. Окончил Нижегородское духовное училище и семинарию, затем – историко-филологический факультет Главного педагогического института в Петербурге. Литературный критик, публицист, поэт, прозаик. - С 1857 года работал в журнале «Современник», возглавлял критико-библиографический отдел. - С 1859 года являлся главным автором сатирического отдела «Свисток». - По политическим убеждениям - революционер-демократ. - Главное занятие – литературная критика. Состоял наряду с Белинским и Чернышевским в объединении «реальной критики»

Составление конспекта статьи Добролюбова (самостоятельная работа). По сути конспект – это расширенный, более развернутый тезис. Думаю, что с этой работой большинство из вас справится самостоятельно.

Напишите рассуждение на тему: «Изменилось ли моё представление о героине «Грозы» после знакомства с мнениями критиков?» Деловая игра - суд


«Мыслительная деятельность на уроке» - Мягкий знак. Тема-вопрос. Т.Эдисон. Условия использования приемов. Урок. Важнейшая задача цивилизации. Модель выпускника начальной школы. Приемы активизации мыслительной деятельности. Этапы урока. Развитие мыслительной деятельности на уроке.

«Требования к проведению урока» - Правила мотивирующего анализа урока. Цели и способы взаимодействия учителя со школьниками. Методы анализа урока. Средства фиксации наблюдений на уроке. Варианты ПА. Заслуженный учитель РФ. Мнение экспертов. Результат ученика. Доля самостоятельной творческой работы учащихся. Учебное занятие. Назовите требования.

«Инновационный урок» - Активизация познавательной деятельности. Рациональное использование времени. Проблемные уроки. Учебное занятие как деятельностная система. Учебное занятие. Позиция учителя. Развитие познавательных навыков учащихся. Основные требования к дизайну и цвету видеоряда. Технология системного анализа. Виды инновационных уроков.

«Психологический климат на уроке» - Великое слово «должен». Итоги психологической акции «Определи своё настроение». Какое качество педагога важнее при создании благоприятного психологического климата. Конфликтные педагогические ситуации. Советы учителям. Создаём бодрое настроение. Психологический климат урока. Упражнение «Заражение». Разминка.

«Урок в школе» - Творческий этап. Перечень ЭОР, используемых на уроке. Соответствие программе. Как доказать, что лиственные деревья зимой не умирают. Доказательный уровень. Выявление сформированных знаний, отношений, действий, опыта. Оформлению. Урок. Критерий оценки. Грамотность и стилистика языка. Изобрази, как ты понимаешь (разными способами).

«Методы работы на уроке» - Основные звенья (этапы) современного урока. Правила управления успехом на уроке. Признаки современного урокa. Формы и методы работы на уроке и во внеурочной деятельности. Неуверенность в своих знаниях. Типология уроков. Моделирование мышления учащихся. Нетрадиционные типы уроков. Хорошее знание материала урока.

Всего в теме 30 презентаций

Слайд 2

2 дать понятие о методахсвертывания информации и о приемах работы над конспектом Цель урока:

Слайд 3

Задачи урока: познакомить: - со специфическими особенностями различных методов свертывания информации; - основными приемами работы над текстом по свертыванию информации; - структурными компонентами конспекта

Слайд 4

Работа с любым источником информации предполагает анализ текста, осмысление и критическую переработку полученных знаний и в конечном результате - создание собственного текста. Такая работа над текстом основывается на выработке умений и навыков по свертыванию информации. Что такое свертывание информации? Это более краткое изложение содержания этой информации (статьи или книги).

Слайд 5

Аннотация - краткая характеристика книги или статьи, раскрывающая её содержание, назначение и другие особенности. План– структура статьи, схема. Примером плана к книге является обычное оглавление. Существуют два вида плана: простой и сложный (подробный).

Слайд 6

Простой план состоит только из одинаковых обозначений. Например: Нумерованный:1. 2. 3. Маркированный: - - -

Слайд 7

Сложный план

Требуется для краткого разъяснения и доказательства каждого пункта плана. Выбирается более сложная и эффективная форма записи – многоуровневая: используются римские, арабские, буквенные и др. обозначения 1. а. б. в. 2. Обязательно формулируется и записывается вывод.

Слайд 8

При подготовке к выступлению или сочинению можно использовать и такой метод свертывания информации как составление тезисов. Что такое тезис? Краткий вывод, главная мысль прочитанного; Определение сущности прочитанного своими словами.

Слайд 9

Правильно составленные тезисы вытекают один из другого. Располагаются в четкой последовательности. Полезно связывать тезисы с текстом источника с помощью указания ссылочных страниц. Можно предварительно составить план, который окажет существенную помощь в подготовке тезисов. Не забудьте пронумеровать тезисы по порядку.

Слайд 10

Более сложными методами свертывания информации являются дайджест, конспект, реферат. Эти методы мы сегодня рассмотрим на уроке более подробно. В последнее время слово дайджест стало модным словом. Может быть, кто-то из вас сможет сказать, что оно означает?

Слайд 11

Дайджест- это краткое изложение какой-либо информации. Ещё в древности появилась потребность быстро находить нужные сведения среди собраний трактатов и манускриптов. И эта потребность дала жизнь одному из древнейших видов литературы –дигестам. Что в переводе с латинского языка значит разделять, располагать по порядку, обстоятельно описывать. Дигесты – краткие извлечения основных фактов и идей, содержащихся в манускрипте. Они служат как бы, концентратом (скоплением в одном месте) знаний.

Слайд 12

Наиболее известным примером могут служить знаменитые дигесты византийского императора Юстиниана, приказавшего своим юристам сделать извлечения из трудов правоведов Древнего Рима. Эти извлечения и легли в основу свода гражданского права, положившего начало всей европейской юриспруденции.

Слайд 13

В настоящее время древние дигесты получили второе рождение. Они возродились в новых условиях и получили название «дайджесты», что в переводе с английского значит «краткое изложение». Основные приемы составления дайджеста: главные мысли автора, наиболее важные сообщаемые им факты и цифры не подвергаются изменениям. В итоге получается, как бы, выжимка из источника наиболее насущной для них или иных целей первичной информации. Само построение и оформление дайджеста имеет целью максимально облегчить его чтение, сделать его интересным и поучительным.

Слайд 14

Ярким примером дайджеста может служить журнал «Спутник». Это тип издания, перепечатывающий в сокращенном виде материалы из других изданий. НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫЙ ДАЙДЖЕСТ

Слайд 15

Если дайджест –это как бы выжимка первичной информации, то конспект предполагает создание вторичного текста, позволяющего автору пользоваться необходимой информацией немедленно или спустя какое-то время. Конспект – это краткое, но связанное и последовательное изложение существующего содержания статьи, главы книги. В конспект обычно заносятся основные положения, важные факты, примеры, цифры и цитаты.

Слайд 16

Русский просветитель, философ Александр Николаевич Радищев весьма точно определил задачу конспектирования ещё в 18 веке. «Цель моя была…при сем труде…, чтобы тот, кто читал сию книгу и о ней уже размышлял, мог бы посредством сия выписки мгновенно представить всю цепь мыслей сочинителя, чтобы начинающий, имея сию выписку пред собою, не был бы от главного предмета отвлекаем окольностями и прекрасными побочными разногольствованиями сочинителя…»

Слайд 17

Конспектирование складывается из нескольких этапов. Ознакомительный этап. Вся статья внимательно прочитывается. Во время чтения отмечаются основные положения, аргументы. Особо выделяются важные и точные определения, которые потом включаются в конспект. После прочтения вырисовывается общий план статьи, который сначала надо записать на черновике, а потом пункты плана перенести на поля конспекта.

Слайд 18

Составление конспекта. Статья вторично прочитывается по разделам и конспектируется, т.е. кратко излагается своими словами содержание раздела, основные его мысли, утверждения, определенные положения и доводы. Наиболее яркие и точные формулировки или цитируются в конспекте своего предложения, или целиком включаются в конспект как цитаты. Цитаты включаются с указанием страницы, откуда они взяты. Таким образом, конспектируется каждый раздел статьи.

Слайд 19

Завершающий этап. Статья ещё раз просматривается, потом прочитывается конспект, сопоставляется со статьей. Как оформляется конспект? Конспект ведется в особой тетради. Вверху указывается полное описание книги или статьи. Давайте вместе вспомним правила описания.

Слайд 20

Книга описывается следующим образом: Автор. Название книги. Город; издательство, год издания. – количество страниц. Статья из журнала, сборника описывается немного иначе. Автор. Название статьи // Журнал. – год издания. - № журнала. – С.(страницы, где напечатана эта статья). В тетради оставляются широкие поля. В левой части – краткое изложение вопроса (конспект), а в правой – пункты плана (или ваши комментарии).

Слайд 21

При конспектировании вы можете пользоваться двумя приемами 1. Мысль автора передается без изменений, но в более сокращенном объеме. 2. Мысль автора излагается своими словами более обобщенно, но обязательно сохраняется основная авторская мысль.

Слайд 22

Слайд 23

Итак, при конспектировании вы можете пользоваться и тем, и другим приёмом. Важно только одно: то главное, что сообщает автор, его основные положения должны быть переданы без малейшего искажения смысла. Работа над конспектом перетекает в работу над рефератом – более сложному методу свертывания информации. На основе грамотно составленного конспекта можно составить реферат.

Посмотреть все слайды