Василий Дмитриевич Поленов. Одно из самых значительных явлений в русской живописи второй половины XIX века – это творчество Василия Дмитриевича Поленова. Презентация по МХК на тему «Поленов В.Д Иов и его друзья

Слайд 2

Детство

Василий Поленов родился в многодетной, культурной дворянской семье в Петербурге. Его отец, Дмитрий Васильевич Поленов, был известным археологом и библиографом. Мать, Мария Алексеевна, писала книги для детей, занималась живописью.

Слайд 3

Ярким детским впечатлением Поленова были поездки на север, в Олонецкий край с его девственной природой, и в Ольшанку Тамбовской губернии, в имение бабушки Веры НиколевныВоейковой.

Слайд 4

Учёба

В 1863 году Поленов, окончив гимназию, поступает вместе со своим братом Алексеем на физико-математический факультет Петербургского университета. По вечерам Поленов в качестве вольноприходящего ученика посещает Академию художеств. Занимается не только в рисовальных классах, попутно слушает лекции по анатомии, строительному искусству, начертательной геометрии, истории изящных искусств. Не бросает и занятий музыкой, сам пишет произведения. Поленов был постоянным посетителем оперного театра и концертов, увлекался музыкой Вагнера, сам пел в студенческом хоре Академии.

Слайд 7

Иов и его друзья

  • Слайд 8

    Христос воскрешает дочь Иаира

  • Слайд 9

    В 1872 году, Поленов отправился за границу. Посетил Вену, Мюнхен, Венецию, Флоренцию и Неаполь, длительное время жил в Париже и написал там картину «Арест графини д’Этремон», обеспечившую ему в 1876 году звание академика.

    Слайд 10

    Арест графини д’Этремон

  • Слайд 11

    В 1878 Поленов на VI передвижной выставке показывает ставшую впоследствии его визитной карточкой картину «Московский дворик», написанную с натуры в арбатском переулке. С 1879 года состоял членом Товарищества передвижных художественных выставок.

    Слайд 12

    Московский дворик

  • Слайд 13

    Поленов изобразил типичный уголок старой Москвы – церковь Спаса на Песках, расположенную в одном из переулков близ старинной улицы Арбат. Эта церковь стоит и поныне, окруженная теперь совсем иной городской средой. Посылая в 1878 году на выставку передвижников свою картину, Поленов писал Крамскому: «К сожалению, я не имел времени сделать более значительной вещи - мне хотелось выступить на Передвижную с чем-нибудь порядочным. Надеюсь, в будущем заработать потерянное для искусства время».

    Слайд 14

    В 1890 Поленов приобрёл небольшое имение в Тульской губернии, на высоком берегу над Окой. Построил дом по собственному оригинальному проекту, и при доме художественные мастерские. Усадьба была названа Борок. Там Поленов много и продуктивно работал, охотно приглашал к себе сельских детей, проводил для них познавательные занятия и представления, развивал художественный вкус. По замыслу Поленова, усадьба должна была стать «гнездом художников», а со временем превратиться в первый провинциальный общедоступный музей. Поленов построил народный театр для крестьян и церковь.

    Слайд 15

    В настоящее время в усадьбе Борок (современное название Поленово) находится Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д.Поленова, где сохранилась уникальная обстановка, интерьер, мебель, библиотека и предметы быта хозяина.

    Прекрасный документальный фильм о В.Д.Поленове "Рыцарь красоты" был снят режиссером Галиной Самойловой в 2004 году и показан на телеканале "Культура" (на русском языке):

    Василий Дмитриевич Поленов родился 20 мая 1844 в Санкт-Петербурге в семье, где художественная культура играла огромную роль. Его отец, Дмитрий Василевич Поленов (1806-1872), являлся тонким знатоком искусства, а его мать Мария Алексеевна Воейкова (1816-1895) - была талантливой портретисткой школы Брюллова.

    Детство будущего художника прошло в Санкт-Петербурге, главном центре российской культуры, а также в юные годы он бывал в Карелии, в Олонецкой губернии.

    Следуя семейной традиции, Василий Дмитриевич получил юридическое образование в Санкт-Петербургском университете. Но мечтая стать художником, он поступил в Академию художеств, где учился с 1863 по 1871 год. По окончании Академии Василий Поленов получил возможность совершить путешествие по Европе и посетил Германию, Италию, Грецию, Францию. Во Франции у него была мастерская на Монмартре, в самом центре парижской художественной жизни того времени, и он путешествовал по Нормандии в поисках вдохновения. В 1871 Поленов был награжден золотой медалью Академии художеств за картину «Воскрешение дочери Иаира». Став по факту основателем российской школы пейзажистов-реалистов, он участвовал с 1879 года во всех ежегодных выставках Товарищества передвижных художественных выставок и в 1926 году получил звание Народного художника РСФСР.

    Гуманист-просветитель

    В 1860-х годах передовые умы Росси поднялисъ на боръбу с угнетением, выдвигая на первый план необходимость просвещения народа. Их идеи оказали сильное влияние на молодого Василия Поленова и не покидали его в течение всей жизни.

    В 1882 году Поленов женился на Наталье Васильевне Якунчиковой, у супругов родилось пятеро детей. Семья переехала в деревню - они начали создавать новое семейное гнездо в Тульской области. Наталья Васильевна активно помогала художнику в реализации его гуманитарных проектов. Вместе они создали две школы - в близлежащих деревнях Бехово и Страхово - и любительский театральный кружок. Василий Дмитриевич считал, что именно занятие творчеством является одним из лучших способов просвещения народа.

    Василий Дмитриевич скончался 18 июля 1927 года, оставив после себя богатое творческое и просветительское наследие, которое отражает его представления о мире. Еще в 1906 году в своем художественном завещании Поленов писал: «Смерть человека, которому удалось исполнить кое-что из своих замыслов, есть событие естественное и не только не печальное, а скорее радостное, закономерное, это есть желанный отдых, покой, причем покой небытия, а бытие остается и переходит в то, что он сотворил». Василий Дмитриевич Поленов похоронен в Бехово.

    Биография В.С.Поленова

    Василий Поленов родился в Петербурге 20 мая (1 июня) 1844 года в старинной дворянской семье. Отец Поленова, Дмитрий Васильевич, был известным историком, археологом и библиографом. Мать художника, Мария Алексеевна, была детской писательницей и художницей-любительницей.

    Молодые годы: Ярким детским впечатлением Поленова были поездки на север, в Олонецкий край с его девственной природой, и в Ольшанку, в имение бабушки В. Н. Воейковой. Вера Николаевна, дочь известного архитектора Н. А. Львова, воспитанная после ранней смерти родителей в доме Г. Р. Державина, хорошо ориентировалась в русской истории, знала народную поэзию, любила рассказывать внукам русские народные сказки, былины, предания. В этой атмосфере сформировался художественный вкус Поленова. Воейкова всячески развивала увлечение внуков живописью, поощряла творческое честолюбие, устраивала среди детей конкурсы, присуждая, как в академиях, за лучшую работу «медаль».

    Наиболее одарёнными среди детей Поленовых оказались двое: старший сын Василий и младшая дочь Елена. Детям были наняты педагоги по живописи из Академии художеств. Встреча с П. П. Чистяковым стала судьбоносной для таланта Поленова. Чистяков обучал рисунку и основам живописи Поленова и его сестру в 1856-1861 годах, сам будучи ещё студентом Академии художеств. С самых первых занятий преподаватель требовал от учеников пристального изучения натуры. В 1861-1863 годах Поленов учился в олонецкой гимназии. В 1863 году, окончив гимназию, поступил, вместе с братом Алексеем, на физико-математический факультет Петербургского университета. По вечерам Поленов посещал Академию Художеств; занимался не только в рисовальных классах: ещё слушал лекции по анатомии, строительному искусству, начертательной геометрии, истории изящных искусств. Поленов был постоянным посетителем оперного театра и концертов. Вскоре Поленов стал постоянным учеником натурного класса Академии художеств. Затем временно оставил университет, полностью погрузившись в занятия живописью. В 1867 году окончил ученический курс в Академии художеств, получив серебряные медали за рисунки и этюд. Вслед за этим участвовал в двух конкурсах на золотые медали по избранному им классу исторической живописи. С января 1868 года возобновил занятия в университете, теперь - на юридическом факультете. Первую зарубежную поездку Поленов совершил летом 1867 года, посетив Всемирную парижскую выставку. В экспозиции был большой раздел с произведениями народных художественных промыслов различных стран. Незабываемые впечатления от увиденного легли в основу диссертации, которую Поленов защитил в университете.

    Биография В.С.Поленова

    Обзор творчества:

    В 1869 году за картину «Иов и его друзья» Поленов получил малую золотую медаль, а в 1871 году (одновременно с Ильёй Репиным) за конкурсную работу «Христос воскрешает дочь Иаира» - большую золотую медаль.

    Окончив одновременно университетский курс по юридическому факультету в 1872 году, Поленов отправился за границу в качестве пенсионера академии. Посетил Вену, Мюнхен, Венецию, Флоренцию и Неаполь, длительное время жил в Париже и написал там в числе прочего картину «Арест графини д’Этремон», обеспечившую ему в 1876 году звание академика.

    Возвратившись в том же 1876 году в Россию, вскоре отправился на русско-турецкую войну, в продолжение которой состоял официальным художником при главной квартире наследника-цесаревича (впоследствии императора Александра III).

    С 1870-х Поленов много работал в области театрально-декорационной живописи. В 1882-1895 годах художник преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где в числе его учеников были И. И. Левитан, К. А. Коровин, И. С. Остроухов, А. Е. Архипов, А. Я. Головин и Е. М. Татевосян.

    В 1877 Поленов поселился в Москве. Спустя год на VI передвижной выставке Поленов показывает ставшую впоследствии его визитной карточкой картину «Московский дворик», написанную с натуры в арбатском переулке. После её оглушительного успеха художник становится родоначальником нового жанра - «интимного пейзажа». С 1879 года состоял членом Товарищества передвижных художественных выставок. Приобретает славу мастера эпического пейзажа, которую затем преумножит, поселившись на Оке и совершив путешествия по местам, связанным с колыбелью христианства.

    В 1881-1882 отправляется в своё первое путешествие на Ближний Восток и по библейским местам: в Константинополь, Палестину, Сирию и Египет, откуда привозит эскизы и наброски к масштабному полотну «Христос и грешница», а также другие картины, написанные в найденной Поленовым в поездке новой для себя манере письма.

    В 1883-1884 в Италии продолжает работу над картиной «Христос и грешница», в 1887 она экспонируется на XV-ой выставке передвижников.

    В 1888 пишет картину «На Тивериадском (Генисаретском) озере».

    Фото архив

    Василий Поленов, 1897

    Дом Поленова в деревне Борке

    М.А Поленова, мать художника, 1850е годы

    В мастерской

    Большая и дружная семья Поленовых

    С.И.Мамонтов и

    В.Д.Поленов, 1890

    Поленов пишет этюд в Тарусе

    В.Д Поленов

    Усадьба и окрестности. Большой дом

    Большой дом, построенный на вершине холма над Окой в 1892 году, до сих пор сохранил свой первоначальный вид. Дом создавался по проектам самого художника: архитектура была давнишней страстью Поленова. Дом деревянный, трехэтажный, с белыми стенами (был оштукатурен в 1897 году), на каменном фундаменте. Во всем устройстве дома чувствуется, что строил его для себя архитектор и хозяин талантливый, приспосабливая каждую мелочь к своим вкусам и привычкам; что главное внимание обращалось на устройство жизни большой семьи: удобно должно не только жить, но и работать. Как для человека творческого, для Поленова это был один из ключевых моментов. Большой дом асимметричен: выстроен в двух уровнях. Фасады дома различны, но гармонично связаны между собой разновеликими окнами разнообразных форм, балконами, скатами крыши.

    Усадьба и окрестности. Портретная

    Портретная – это бывшая «Игральная». В каждой русской усадьбе была такая комната: в память о близких людях, в память о предках. Поленов создает такую комнату в доме после смерти матери и младшей сестры Елены Дмитриевны

    Усадьба и окрестности. Библиотека

    В библиотеке есть и картинная галерея. В шкафах красного дерева сотни книг – по истории и археологии, по русскому и западному искусству. Тиснёные золотом переплеты словарей Брокгауза и Эфрона и братьев Гранат; собрания греческих и латинских авторов: например, восемь томов «Илиады» Гомера на французском языке, многотомные сочинения Вальтера Скотта, Расина, Мольера, – таков приблизительный состав этой любовно собранной за долгие годы библиотеки. В небольшом собрании западноевропейского искусства самым дорогим для Поленова был эскиз Паоло Веронезе на библейский сюжет «Борьба Иакова с Богом», привезенный из Италии русским поэтом В. А. Жуковским и подарен им поэту. И. Козлову, у родственников которого Поленов и купил эту работу. Веронезе был одним из любимых художников Василия Дмитриевича. Здесь же работа Франка Франкена «Воздвижение Креста Господня» (XVII век), которой прадед Поленова положил начало семейной коллекции живописи.

    Усадьба и окрестности. Столовая и кабинет Усадьба и окрестности. Лестница, мастерская и пейзажная

    Аббатство

    При жизни Поленова Аббатство было его любимым местом работы и отдыха. В Аббатстве Василий Дмитриевич жил летом, устроив там себе небольшую комнату. Будучи очень непритязательным в быту человеком, он ограничивался малым: вся обстановка комнаты состояла из простой деревянной кровати, табуретки с умывальными принадлежностями и столярного верстака.

    Фахверк

    В настоящее время в Фахверковом сарае создан выставочный зал, где устраиваются выставки из фондов музея, связанные со знаковыми событиями в жизни и творчестве представителей поленовского рода и жизни усадьбы.

    О музее

    Более 100 лет на высоком холме над Окой стоит трехэтажный белый дом. Его архитектура своеобразна и оригинальна. Этот дом был построен в 1892 году по проекту Василия В 1890 году совершилась желанная покупка земли в деревне Бехово. Но Поленову больше всего нравился высокий холм над Окой, носивший красивое название "Борок". Владела этой землей крестьянская община, которая не имела права продавать землю, поэтому был совершен обмен: 8 июня 1891 года Поленов получил во владение "Борок", а крестьяне - в два раза больше пахотной земли. В то время, когда русские усадьбы приходят в упадок, художник создает грандиозный проект усадебного комплекса. 16 августа 1891года был заложен дом, а 30 сентября начали возводить стены. И уже 2 октября 1892 года семья переселилась в новый дом, именно эту дату и принято считать днем создания музея. Поленов мечтал о том,что его дом будет не только жилым домом, но и мастерской для его друзей-художников и многочисленных учеников, а главное-это будет первый в России художественный музей в провинции, доступный самому широкому кругу посетителей. С этого времени и началась жизнь усадьбы. Музей Поленова - один из первых музеев в стране, взятых под охрану государством как не подлежащий национализации и конфискации в мае 1918 года. В 1924 году усадьба Борок была предоставлена В. Д. Поленову и его семье в пожизненное пользование Постановлением Совнаркома РСФСР. В 1939 году, после принятия от наследников художника в дар государству всех коллекций музея, его библиотеки, архивов и фондов, музей был взят на баланс Тульским Облисполкомом и начал работать как государственное учреждение с установленной входной платой. В 1941 году через Поленово прошла линия фронта, экспонаты музея были эвакуированы в Тулу. Музей был вновь открыт для посещения в 1944 году. В начале 1950-х годов "Дом- музей имени В.Д.Поленова" был преобразован в музей-усадьбу В.Д.Поленова. В 1964 году он был Постановлением Совета Министров РСФСР передан из областного подчинения в непосредственное подчинение Министерству культуры РСФСР, в 1975 году ему была присвоена вторая категория. В 1983 году Постановлением Совета Министров РСФСР музей-усадьба В Д Поленова был преобразован в Государственный историко-художественный и природный музей-заповедник В Д Поленова. В 1990 году был преобразован в Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей - заповедник В. Д. Поленова. Сегодня Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д.Поленова - это один из крупнейших музеев-заповедников страны и один из самых известных в России и за ее пределами

    Картины В.С Поленова

    Деревня Окулова гора

    Портрет В. Н. Воейковой, бабушки художника

    Портрет Е.Э. Перовой, жены художника

    Уголок средневекового города со стеной

    Воскрешение дочери Иаира

    Картины В.С Поленова

    Зима в Риме

    Переправа через реку Оять. С мельницы

    Березки и папоротники

    Аббатство в Редоне

    Право господина

    Белая лошадка. Нормандия

    Нормандский берег

    В парке. Местечко Вёль в Нормандии

    Пруд в Вёле

    Картины В.С Поленова

    Мельница у истока реки Вёль

    Отлив. Вёль

    Рыбацкая лодка. Этрета. Нормандия

    Портрет В. Д. Хрущевой, сестры художника

    Блудный сын

    Пир блудного сына

    Черногорка

    Итальянский пейзаж

    Картины В.С Поленова

    Одалиска

    Городской пейзаж

    Арест гугенотки Жакобин де Монтебель, графини д"Этремон

    Сказитель былин Никита Богданов

    Конь Мишка

    Поисками

    Благовещенский собор. Придел собора Пресвятой Богородицы во главе

    Картины В.С Поленова

    Успенский собор. Южные врата

    Теремной дворец

    Парк в Ольшанке

    Пруд в парке. Ольшанка

    Столовая в землянке. Брестовец

    Дорога у деревни

    Московский дворик

    Московский дворик

    Бабушкин сад

    Заросший пруд

    Картины В.С Поленова

    Портрет художника Ильи Репина

    Зима. Имоченцы

    Березовая аллея в Абрамцево

    На лодке. Абрамцево

    Букет цветов

    Старая мельница

    Горелый лес

    Картины В.С Поленова

    Нил близ Карнака

    Нил у Фиванского хребта

    Река Воря

    Парфенон. Храм Афины-Парфенос

    Тивериадское (Генисаретское) озеро

    Эрехтейон. Портик кариатид

    Олива в Гефсиманском саду

    Церковь св. Елены. Придел храма Гроба Господня

    Картины В.С Поленова

    Портрет Н. В. Якунчиковой

    С. И. Мамонов и П. А. Спиро у рояля

    За старым Каиром

    Источник Девы Марии в Назарете

    Мечеть Омара. Харам-эш-Шериф

    Константинополь. Эски-сарайский сад

    Храм Изиды на острове Филе

    Баальбек. Развалины храма Юпитера и храма Солнца

    Баальбек

    Мертвое море

    Картины В.С Поленова

    Мол в Порт-Саиде

    У подножия горы Хермон

    Харам Эш-Шериф, где находился древний иерусалимский храм

    Вид на Иерусалим с западной стороны. Яффские ворота и цитадель

    Зал в волшебном замке

    Лестница к замку

    Развалины Тивериады

    Долина реки в Болгарии

    Убитый солдат. Близ селения Мечки

    Картины В.С Поленова

    Главная квартира командующего Рущукским отрядом в Брестовце

    Солдат с вязанкой дров

    Деревня Тургенево

    Река Оять

    Христос и грешница

    На Тивериадском (Генисаретском) озере

    Река Клязьма. Жуковка

    Пейзаж с рекой

    Картины В.С Поленова

    Русская деревня

    Константинополь. Золотой Рог

    Осень в Абрамцево

    Ока летом

    Ранний снег

    Ранний снег. Бёхово

    Ранний снег. Бёхово

    Золотая осень

    Картины В.С Поленова

    Часовня на берегу Оки

    Стынет. Осень на Оке близ Тарусы

    Венеция. Каналы

    Венеция. Трубы

    Лагуна. Венеция

    Картины В.С Поленова

    Зимний пейзаж. Бёхово

    Каменоломня

    Ущелье среди скалистых гор

    Кладбище среди кипарисов

    Творчество Василия Дмитриевича Поленова - одно из самых значительных явлений в русской живописи второй половины XIX века. Замечательный пейзажист, он развил в русском искусстве системы пленэрной живописи, создал произведения, полные поэзии и лиризма, красоты и правдивости, свежести живописного решения. Его картины "Московский дворик" "Бабушкин сад"; "Христос и грешница" принесли художнику признание. Они не просто широко известны и популярны, но стали своего рода "знаками" отечественного изобразительного искусства. Многогранное творчество художника не исчерпывалось достижениями в области пейзажного жанра. Живописец и театральный художник, архитектор и музыкант, он раскрыл свое дарование в каждом из жанров и видов искусства, во многих отношениях выступил как новатор.

    В 1888 году художник писал в одном из писем: "Мне кажется, что искусство должно давать счастье и радость, иначе оно ничего не стоит". Можно считать, что в этих словах заключен творческий принцип мастера, который он пронес через всю жизнь. Поленов родился в Петербурге 20 мая (1 июня) 1844 года в культурной дворянской семье. Его отец - Дмитрий Васильевич Поленов, сын академика по отделению русского языка и словесности, - был известным археологом и библиографом. Мать художника, Мария Алексеевна, урожденная Воейкова, писала книги для детей, занималась живописью.

    Одним из самых сильных детских впечатлений Поленова были поездки в Ольшанку Тамбовской губернии в имение бабушки В. Н. Воейковой. Вера Николаевна, дочь известного архитектора Н. А. Львова, воспитанная после смерти родителей в доме Г. Р. Державина, хорошо знала русскую историю, народную поэзию, любила рассказывать внукам русские народные сказки, былины. Вера Николаевна поощряла увлечение живописью своих внуков, устраивала обычно среди детей конкурсы наподобие академических, присуждая за лучшую работу "медаль".

    Способности к рисованию были свойственны большинству детей Поленовых. Наиболее одаренными оказались двое: старший сын Василий и младшая дочь Елена, ставшие впоследствии настоящими художниками. У детей были педагоги по живописи из Академии художеств. Встреча с одним из преподавателей - П. П. Чистяковым - стала определяющей для жизненного пути Поленова. Чистяков обучал рисунку и основам живописи Поленова и его сестру в 1856 -1861 годах, будучи еще студентом Академии художеств. Уже в то время он требовал от своих учеников пристального изучения натуры. "Натура, - вспоминал впоследствии Поленов, - устанавливалась надолго, и рисунок вырабатывался систематично, не условным приемом, а тщательным изучением и, по возможности, точной передачей натуры". "Не подумавши, ничего не начинать, а начавши, не торопиться", - советовал педагог Поленову. Очевидно, Чистяков сумел передать своему ученику главное - профессиональный подход к живописи, понимание того, что настоящее искусство может возникнуть лишь в результате тяжелой работы.

    Но от учебы у Чистякова до выбора профессии художника путь был еще очень далекий. Этот выбор и заставил Поленова отойти от "нормальной" проторенной предшествующими поколениями его семьи дороги, связанной с государственной службой, что, в конце концов, могло бы привести к появлению еще одного Поленова-сенатора (сенатором был дядя художника - М. В. Поленов). Во всяком случае, без университетского образования семья Поленова не мыслила его дальнейшей жизни. И, после долгих колебаний в 1863 году он, окончив гимназию, поступает вместе со своим братом Алексеем на физико-математический факультет (естественный разряд) Петербургского университета. Одновременно по вечерам в качестве вольноприходящего ученика он посещает Академию художеств, причем занимается не только в рисовальных классах, но с интересом слушает лекции по предметам, которые отсутствуют в университетском курсе, - анатомии, строительному искусству, начертательной геометрии, истории изящных искусств. Не прекращает Поленов и занятий музыкой. Он не только был постоянным посетителем оперного театра и концертов (к этому времени относится первое знакомство Поленова с музыкой Вагнера - увлечение искусством великого композитора-романтика, выступавшего в 1863 году в России с концертами, сохранилось на всю жизнь), но и сам пел в студенческом хоре Академии.

    Перейдя в натурный класс Академии художеств уже в качестве постоянного ученика, Поленов на время оставляет университет, целиком погрузившись в занятия живописью. В 1867 году он заканчивает ученический курс в Академии художеств и получает серебряные медали за рисунки и этюд. Вслед за этим участвует в двух конкурсах на золотые медали по избранному им классу исторической живописи и с января 1868 года вновь становится студентом университета, но теперь уже юридического факультета. Летом 1867 года Поленов едет во Францию, посещает там Всемирную выставку, где был большой раздел с произведениями народных художественных промыслов различных стран. Впечатления от этой выставки впоследствии лягут в основу диссертации, которую он защитит в университете. В 1869 году Поленов получает малую золотую медаль за картину "Иов и его друзья" и право конкурировать на большую золотую медаль, заданную для конкурса тему "Воскрешение дочери Иаира" он готовит вместе с Репиным.

    Оба художника стремились создать произведение высокого стиля, придать возвышенный характер изображенному. Они с блеском, почти на равных, справились с заданной программой. Хотя картина Поленова не уступала репинскому полотну по колористическим достоинствам и мастерству организации композиции, она носила черты жанровости и несколько проигрывала в глубине и значительности замысла. Однако многие отмечали большую теплоту чувства, выраженного Поленовым в образе девочки, тянущей худенькую руку к Христу. И Поленов и Репин получили большие золотые медали и право на заграничные пенсионерские поездки. В этом же 1871 году Поленов заканчивает университет - сдает выпускные экзамены и представляет диссертацию "О значении искусства в его применении к ремеслу и мерах, принимаемых отдельными государствами для поднятия ремесла, внося в него художественный элемент". Тема эта, безусловно, не случайна. Она связана как с личным знакомством автора с народными художественными промыслами, так и с идейным движением эпохи - широкой волной тяготения к национальному в искусстве. "Общество, - пишет Поленов, - чем многостороннее его развитие, тем более сознает оно необходимость эстетического, тем насущнее является потребность искусства (. . .) История показывает, какое сильное влияние имеет искусство на человека, на его нравы, на их смягчение, на нравственное и умственное развитие. Обыкновенно куда проникала свобода, там являлось искусство, или куда проникало искусство, там развивался дух вольности, изгоняя дух подчинения. В отношении влияния на массу оно действует более сильно, чем наука".

    Пенсионерский период (1872 -1876) сыграл в творческом развитии Поленова очень важную роль - большую, чем для находившегося вместе с ним за границей Репина, который к этому времени уже нашел свою линию в искусстве. Несмотря на возраст (за границу он уехал двадцати семи лет), он еще не сложился как художник. Уже это делало его более "открытым" заграничным влияниям. Он продолжал интенсивно учиться, посещает многочисленные галереи, музеи, частные коллекции. Путь Поленова - Германия, Италия (затем временное возвращение в Россию), Франция. Что же оказывает наибольшее влияние на художника? Разумеется, невозможно перечислить все европейские воздействия. Например, впечатления, полученные от посещения старинных немецких рыцарских замков, с которых Поленов делает множество зарисовок, лягут в основу его замысла картины "Право господина" (1874), а посещение им русской церкви в Париже, в оформлении интерьера которой были использованы пейзажи Боголюбова, найдет позже отклик в работе художника над циклом картин "Из жизни" "Христа" (1899 -1909). Испытывает Поленов и воздействие художественной атмосферы тех городов, через которые пролегает маршрут его поездки.

    Наиболее сильное впечатление произвела на него "Vепеziа lа Ьеllа" (красавица Венеция), представляющаяся (по его словам) "проезжему путнику чем-то фантастическим, каким-то волшебным сном". Восхищение Поленова Венецией усиливалось оттого, что она была родиной его любимого художника Паоло Веронезе покорившего еще в период обучения в Академии художеств. С тех пор увлечение Веронезе не проходило, становясь год от году все более осмысленным и целенаправленным. Поленов с его задатками колориста поражал огромный колористический дар венецианского художника, сила его живописи. "Какое тонкое чувство красок, - восхищался Поленов, - какое необыкновенное умение сочетания и подбора тонов, какая сила в них, какая свободная и широко развернутая композиция, при всем этом легкость кисти и работы, как я ни у кого не знаю!". Преклоняясь перед красотой колорита полотен Веронезе, Поленов особенно ценил его объективность, которая увековечила для потомков краски красавицы Венеции.

    С этим запасом художественных впечатлений Поленов прибыл в Рим. В голове его роилось множество планов и замыслов, в душе жило горячее желание самозабвенно работать. Но Рим очень скоро его разочаровал, а окружающая художественная жизнь оказалась мало способствующей вдохновенному творчеству. "Сам Рим. . . какой-то мертвый, отсталый, отживший, - делился своими наблюдениями Поленов с Репиным. - Существует он. . . сколько веков, а даже и типичности нету, как в немецких средневековых городах. . . Нет в нем жизни своеобразной, собственной, а весь он как будто существует для иностранцев. . . Об художественной жизни в современном смысле и помину нет, художников много, а толку мало; работают все замкнуто, каждая национальность отдельно от другой, студии их хотя и отперты, но главным образом опять же для богатых заморских покупателей, так что и искусства подгоняются к их вкусу. . . Римский художник уже в первой своей картине является рутинным подражателем. Старые итальянцы меня тоже не увлекают. . . ".

    В Риме Поленов познакомился с семьей Мамонтовых, где собиралась артистическая молодежь, и стал часто бывать у них. Талантливый, постоянно увлекающийся хозяин дома - С. И. Мамонтов - умел наполнять жизнь вечно новыми выдумками, веселыми забавами и развлечениями, умел возбуждать в людях их артистические задатки, как бы ни были они скромны. Домашние спектакли, концерты, карнавалы следовали беспрерывно друг за другом, и во всем этом Поленов принимал самое деятельное участие. Углубленные занятия, о которых мечтал художник, отступили сами собой на второй план, замыслы изо дня в день оставались неосуществленными. . . "Я попал в такую круговоротную струю, - жаловался Поленов Репину, - что совершенно завертелся в суете мирской, а об своем собственном аскетическом подвиге и забыл. . . ". В Риме им не было создано ни одной картины.

    Иные впечатления ждали его в Париже. Здесь его восхищает разнообразие стилевых направлений, в русле которых работают художники - "что кому по душе", их умение "осуществить свои силы и способности". Пенсионерство Поленова в Париже совпало со временем первого выступления импрессионистов, произведения которых вызвали живейшие споры в художественных кругах. Искусство нового направления глубоко не затронуло Поленова, но явилось дополнительным импульсом к освоению им пленэрной живописи. Овладение тайнами живописи на открытом воздухе стало важной задачей для многих художников, учившихся в то время за границей. По совету Боголюбова, вокруг которого собралась группа русских художников, работавших на пленэре, Репин, а затем Поленов выехали на север Франции - в Нормандию, к морю, в маленький городок Вель. За полтора месяца Поленов написал массу превосходных этюдов. Среди них - "Белая лошадка, Нормандия", "Старые ворота", "Вель", несколько "Отливов", "Рыбацкая лодка. Этрета. Нормандия"