Интересные факты из истории акваланга. Кто изобрел акваланг? Кто открыл первый акваланг

Об этом заявил запорожец Анатолий Лисовой и в качестве подтверждения предъявил документ, заверенный печатью некогда сверхсекретной организации, созданной по приказу самого Феликса Дзержинского

Учрежденная «железным Феликсом» экспедиция подводных работ особого назначения [ЭПРОН] к середине 30-х годов производила на всех морях, реках и озерах СССР все судоподъемные, аварийно-спасательные, водолазные и, что немаловажно, опытные работы. При ЭПРОНе также существовал водолазный техникум. Вот в него-то и поступил наш земляк, пологовец Алексей Лисовой, в 1932 году. А закончив учебу, уже будучи водолазом секретной Экспедиции, занялся разработкой «прибора для спуска под воду на небольшие глубины».

«Днем начала работ над аквалангом можно считать 10 января 1936 года»
- Как ваш отец, - интересуюсь у сына некогда засекреченного водолаза, - из пологовских степей на берег Черного моря попал?
- В 1930 году его семью раскулачили [отцу как раз 15 лет исполнилось). Забрали дом просторный - он до сих пор в селе Ивана Франко, что под Пологами, сохраняется; четыре коровы, сад реквизировали. И надо ж было так совпасть обстоятельствам: деда Ивана в момент раскулачивания дома не оказалось. Он в Крым на лечение уехал. На хозяйстве бабушка оставалась, Мария Самсоновна. Посмотрела-посмотрела она на происходящее и, узнав вечером, что сельский комитет бедноты решил отправить семью Лисовых в ссылку, собрала ночью детей - отца моего и трех его младших братьев - Николая, Григория и Ивана, и ночью же на бричке в степь увезла их. А, добравшись до ближайшей железнодорожной станции, в Крым они подались, к деду. Неподалеку от Балаклавы - за горой, в селе Комары, сняли полдома. Дед с бабушкой работали на винограднике. Отец в пекарню пошел. Хлеб для Балаклавы пек. Ну а когда повзрослел, в ЭПРОНовский водолазный техникум поступил.
- Над аквалангом он тоже на Черном море начал работу?
- На схеме отцовского «прибора для спуска под воду», хранящейся в нашей семье, стоит дата: 10 января 1936 года. Ее и можно условно считать днем начала работ над изготовлением ЭПРОНовского акваланга. Так, рассказывал отец, его подводный прибор называли. Испытания не на Черном море проходили: после окончания водолазного техникума отец получил назначение в главное управление ЭПРОНа. Но не в Ленинград, а в город Ломоносов. Оттуда и выезжал в командировки со своим аквалангом - на работы, связанные с подъемом затонувших судов. Чем в первую очередь и занимался ЭПРОН. Экспедицию подводных работ особого назначения Дзержинский ведь создавал первоначально для подъема затонувшего в акватории Балаклавы в 1854 году английского фрегата «Принц». Большевики были уверены, что он ушел на дно с огромным грузом золота на борту. Золота на «Принце» не нашли, но Экспедиция подводных работ осталась. И продолжала искать и поднимать затонувшие корабли. А отец под водой их первоначальную ревизию проводил. Или разведку, если по-другому выражаться. И готовил впоследствии корабли к подъему. Это была, как догадываетесь, невероятно сложная работа! Если примитивно рассказывать, сводилась она к следующему: дно под кораблем нужно было проткнуть огромными иглами, за которые цеплялись подъемные тросы-лебедки. Тут не час и не два времени нужно затратить, а намного больше. И, не забывайте, работа шла на глубине! Иногда - очень значительной. Сказалось ли это на здоровье отца? Конечно, да.
- В направлении в Московско-Окское управление речного транспорта говорится о том, что “предложенный т. Лисовым прибор нуждается в конструктивных изменениях”. С чем они могли быть связаны, вам известно?
- Трубку от баллона к легочнику и загубнику отец сделал обычную. На что комиссия заявила: она под водой перегнется в самый неподходящий момент и перекроет аквалангисту воздух. Решить проблему делом оказалось несложным - достаточно было трубку сделать гофрированной. Чтобы она не перегибалась.
- Скажите, Анатолий Алексеевич, охрана у изобретательного водолаза Алексея Лисового была?
- Два бойца с винтовками постоянно сопровождали его. А сам он всегда имел при себе наган. Но даже повышенные меры предосторожности не уберегли ЭПРОНов-ский акваланг: в октябре 1941 года он исчез.

«За акваланг заплатили столько золота, сколько она весил»
- Как так получилось?
- Отца направили в командировку из Москвы на Волгу. Не помню уж, куда точно. Да и неважно это. На какой-то промежуточной станции нужно было сделать пересадку. Вышли командированные ЭПРОНовцы из поезда, сдали чемодан с аквалангом в камеру хранения. А вернулись забирать - нет чемодана! Вернее, другой выдают. Похожий, но не тот. Трое суток отец с охранниками дежурил на станции - думал, по ошибке кто-то взял не свою вещь и вернет, разобравшись. Увы, никто ничего не вернул. Возвратившись в Москву, отец доложил о пропаже, но дополнительных поисков организовывать не стали - вы ж представляете, что творилось в столице в октябре 41-го. Не до акваланга было!
- Что отец об исчезновении чемодана рассказывал? У него имелись предположения, кому он мог понадобиться?
- Вроде бы, чемодан с аквалангом ушел через Мурманск в Англию. И совершившие заказную кражу из вокзальной камеры хранения запросили с заказчика столько золота, сколько весил чемодан. Отец также не исключал, что именно его акваланг вскоре попал к Жаку-Ив Кусто. Незначительно доработав прибор для спуска под воду, он в январе 43 года провел подводные испытания и запатентовал акваланг как собственное изобретение.
- Вы хотите сказать, Кусто знал о существовании ЭПРОНовского акваланга?
- У отца имелись сведения, что во время довоенной поездки по СССР Кусто интересовался новинками техники. Не только связанной с подводными погружениями. Любой! Что-то такое он искал... чего больше нигде нет!
- Может быть, он на разведку работал?
- Я вам такого не говорил! Но слышал, что французские спецслужбы считали всемирно известного исследователя морских глубин своим человеком до конца его дней. Кстати, когда 10 июля 1985 года французские подводные диверсанты в новозеландском порту Окленд минировали гринписовское судно «Рейнбоу уорриор», на них были акваланги фирмы Кусто.

"Как только шлюпка отца подошла к кораблю, он взорвался!”
- Война здорово водолаза Лисового потрепала?
- Под Сталинградом ему досталось! Дважды он чуть не погиб в водах Волги. Первый случай связан с выполнением правительственного задания по поиску баржи с грузом консервов - она где-то на подходе к городу затонула [ну, а в продуктах очень фронт нуждался]. Отец в водолазном снаряжении проводил подводную ревизию и готовил баржу к подъему, а наверху, на боте,два бойца подавали ему насосом воздух. Тут вдруг немецкий самолет появляется - фашисты в то время до Сталинграда еще не докатились, но их воздушные разведчики над Волгой уже барражировали. Наверное, пилот понял, что на реке работает водолазный бот, поэтому на втором заходе сыпанул по нему очередь из пулемета. С перепугу бойцы в боте забыли обо всем на свете. О водолазе - тоже. И сбежали! В степь. Оставшись без воздуха, отец сумел бросить водолазные ботинки - они тяжелые! - и всплыть. Чуть живого его на берег рыбаки доставили
- Беглецов поймали?
- Ну да. И хотели сразу же пустить их в расход. В ЭПРОНе, к слову, неписаный закон существовал: если погибал работавший под водой водолаз, то тех, кто на поверхности обеспечивал его жизнедеятельность, расстреливали без суда и следствия. Но отец сбежавших, предавших, по сути дела, его бойцов пожалел: “Я ж живым остался, пусть и они живут”.
Что же касается второго случая, то он для отца имел более трагические последствия. В начале марта 43-го группу ЭПРОНовцев вызвали к тральщику, у которого посредине Волги заклинило руль. Два моряка сели на весла шлюпки, отец - на корму и поплыли. Подошли к застопорившему ход кораблю, и тут он взорвался! Оказывается, руль тральщика заклинила магнитная мина. Она и сработала. Очнувшись, отец снял намокшую, стеснявшую движения шинель и поплыл к берегу в ледяной воде. Потом были госпиталь, кремлевская клиника. С трудом медики поставили-таки отца на ноги, но до конца жизни он оставался инвалидом войны второй группы. В связи с чем, вернувшись в Запорожье, уже не работал - садом, огородом занимался. Скончался 18 апреля 1989 года.
- К аквалангу, выходит, он больше не возвращался?
- Как же не возвращался! После войны по памяти восстанавливал рабочую модель акваланга. Да и первоначальная схема «прибора для спуска под воду» [от 10 января 1936 года] уцелела. Выполнена она была не на бумаге, а на клеенке. Носил ее отец всегда с собой - во внутреннем кармане. Так что к первому серийному советскому аквалангу АВМ-1 [акваланг военно-морской], работы над которым велись в Орехово-Зуево, отец имел прямое отношение. Хотя официального подтверждения этому, к сожалению, нет. В моей памяти сбереглись только рассказы отца. Ну, а после Орехово-Зуево производство аквалангов наладили и в Украине – в Ворошиловграде. И они стали массово поступать на флот. Включая и подводные лодки, естественно, где акваланги использовали как средства спасения.
Владимир ШАК
[Газета "МИГ", Запорожье]

Курсант водолазного техникума Алексей Лисовой, весна 1932 года


Алексей Лисовой проводит испытания глубоководного аппарата-скафандра, лето 1935 года, Черное море

В тему
Из официального направления в Московского-Окское управление речного транспорта, выданного 17 декабря 1936 года начальником 6-го отдела Главного управления ЭПРОНа:
“Сообщаю, что 14 декабря 1936 года комиссией в присутствии водолаза т.Лисового произведено испытание прибора, предложенного т.Лисовым, причем результаты испытания показали, что прибор может быть применен ДЛЯ СПУСКА ПОД ВОДУ [выделено мной, - авт.] на небольшие глубины, но нуждается в ряде конструктивных изменений, перечисленных в акте. Так как т.Лисовой предполагает дальше работать над усовершенствованием прибора с целью устранить
указанные в акте недостатки самостоятельно, считаю пребывание т.Лисового в Ленинграде необязательным. Для дальнейших работ т.Лисовому необходимо создать соответствующие условия, а также предоставить необходимый материал”

История ЭПРОНа
ЭПРОН был создан приказом Феликса Дзержинского №528 от 17 декабря 1923 года в Балаклаве. 10 января 1931-го его передают в ведение наркомата путей сообщения, а 23 февраля – в ведение наркомата водного транспорта.
С 1942 года ЭПРОН именуется Аварийно-спасательной службой ВМФ СССР. А существовавшие при ЭПРОНе водолазные курсы в 1930 году реорганизовываются в военно-морской водолазный техникум [заместителем начальника там был Константин Павловский, первый советский водолазный доктор].

Аппарат для дыхания под водой
Первыми аппарат для дыхания под водой запатентовали в 1865 году французский инженер Бенуа Рукейроль и лейтенант флота Огюст Денейруз. Его недостаток: аппарат был связан с поверхностью шлангом, по которому в баллон подавался воздух низкого давления. Тем не менее, именно Рукейролю и Денейрузу и был выдан патент [№63606] на акваланг - «водяное легкое» [латинское «аква» - вода, английское «ланг» - легкое].
В 1926 году морской офицер Ивле Прийор применил акваланг с непрерывной подачей воздуха под давлением из баллона Мишлена - в то время его использовали для быстрого накачивания автошин, и объявил себя первым легководолазом. Несмотря на то, что акваланг Прийора позволял человеку находиться под водой всего десять минут на глубине до 12-ти метров, его модель оставалась на вооружении французского флота до 1933 года.
Только морской офицер Жак-Ив Кусто и инженер Эмиль Ганьян в начале 40-х годов усовершенствовали акваланг, придав ему всем известный вид. 8 января 1943 года прошло испытание аппарата в одной из речек под Парижем. После модификации акваланг Кусто был запатентован и с 1946 года становится коммерческим продуктом.
В СССР в серийное производство первый отечественный акваланг АВМ-1 «Подводник-1» запущен в 1957 году [разработка Орехово-Зуевского КБ кислородного оборудования. Руководители проекта Александр Солдатенков и Юрий Китаев]. Несколько позже появляется и второй акваланг, получивший название «Украина» [разработка ворошиловградского завода горно-спасательной техники Руководитель проекта Александр Гнамм].

Много современных и очень нужных приборов были изобретены очень давно. Нам, людям, которые применяют в жизни эти предметы, порой невдомек, что над их разработками трудился еще Леонардо да Винчи. До сих пор трудно сказать, в каком году изобрели акваланг. Много изобретателей постаралось для того, чтобы он выглядел так, каким мы видим его сегодня.

Исторические сведения

Проблема дыхания под водой интересовала человека с давних пор. Всемирно известный художник, анатом, инженер и просто всесторонне развитый человек, Леонардо да Винчи, тоже стремился создать конструкцию, которая бы позволила находиться под водой продолжительное время. Родился да Винчи в 1452 году. Можно представить, какую давнюю историю имеет акваланг. Ведь трубка аквалангиста изобретена именно великим художником эпохи Возрождения.

При посещении да Винчи Венеции сенат города попросил его придумать прибор для нападения на корабли врагов из-под воды. Нельзя точно сказать, в каком году изобрели акваланг, но именно тогда художник разработал специальный комплект для дайвинга, который состоял из маски, двух тростниковых трубок и водолазного колокола, сделанного из пробки. Воздух подавался в трубки через этот колокол, который плавал на поверхности воды. Леонардо да Винчи придумал известную сегодня трубку J-образной формы. Длина ее составляла 61 см, плавать приходилось близко к поверхности, но полноценно насладиться она не давала возможности. Да Винчи придумал и заплечный мешок, наполненный воздухом. Создавал и подобие ласт - только они предназначались не для ног, а для рук.

Чарльз Сполдинг и Морис Фернез

Еще одна историческая личность, которая внесла свой вклад в улучшение конструкции акваланга, - это Чарльз Сполдинг. Он был кондитером и жил в Эдинбурге. Но кроме того был и инженером-любителем: Сполдинг внес много полезных изменений в колокол водолазов. Погиб он при нырянии в Дублинском заливе в 1783 году.

Морис Фернез - это уже француз, который и усовершенствовал подводный дыхательный аппарат. Он оснастил шлемы односторонним клапаном, принял участие в создании автономного оборудования для ныряния под воду.

И все же, почему во всем мире считается, что изобретателем акваланга является Жак-Ив Кусто? Именно ему водолазы благодарны за тот акваланг, который используется сегодня во всем мире.

Разработки Рукеройля и Денейруза

Еще в середине девятнадцатого столетия Рукеройль и Денейруз пытались создать такой аппарат, который бы понижал давление при погружении на глубину. Они действовали самостоятельно и знакомы не были. Созданная мембрана позволяла вдыхать воздух из резервуара, выдыхать - в воду. Аппарат получился достойный, но все же имел много минусов: он не стал автономным и зависел от шлангов, по которым подавался воздух для более продолжительного пребывания под водой.

Множество изобретателей трудилось над снаряжением для аквалангистов. Ведь претерпел изменения и весь костюм, в котором аквалангист погружается, и маска, и скафандр, и даже ласты. Каждый вносил свою лепту в усовершенствование акваланга. Но главное - это момент, связанный с дыхательной системой, которая обеспечивает воздухом водолаза. Свою лепту внес известный французский океанолог - изобрел акваланг, которым пользуются до сих пор.

Ив Кусто и Ганьян

Молодой офицер Кусто взял в жены дочь владельца корпорации «Эйр Ликвид». Отец его жены оказал финансовую помощь Кусто для проведения исследовательских работ и познакомил его со штатным инженером компании. Совместно с Эмилем Ганьяном, инженером корпорации, он работал над созданием акваланга, в котором система дыхания автоматически подавала воздух нужного давления. Подача воздуха происходила на любой глубине. Именно эта разработка давала водолазу комфорт и возможность продолжительного плавания.

В 1943 году были проведены испытания аппаратуры на реке Марна. Летом Жак-Ив Кусто продолжал испытывать его уже в морской воде. Проведя еще несколько модификаций, Кусто довел до кондиции аппарат, который сегодня называется аквалангом. И название это было запатентовано - Aqua Lung. Во многих странах подобное снаряжение именуется как «скуба» - Scuba.

Теперь нет сомнения в том, кто акваланг. После выхода книги Кусто, «Мир безмолвия», в 1953 году, за аппаратом закрепилось название Aqua Lung. Теперь корпорация «Эйр Ликвид» владела правами на производство всех видов оборудования для погружения под воду.

«Ныряющее блюдце»

Стало понятно, примерно в каком году изобрели акваланг, которым пользуются современные Это было в 1943 году, и именно Ив Кусто усовершенствовал его до сегодняшнего состояния. Но это не единственный вклад французского океанолога в создание аппаратов для погружения. Кроме того, ему принадлежит изобретение подводного дома, «ныряющего блюдца», им снят интересный сериал о подводном мире.

Многих интересовало, кто изобрел акваланг «ныряющее блюдце»? А некоторые и до сих пор не знают, что это очень маленькая подводная лодочка, которую и прозвали блюдцем. Кусто - это увлекающаяся натура: очень любил море, строил под водой жилища, изучал язык рыб. Он окончил Военно-морскую академию и должен был строить карьеру офицера. Но у него была еще одна страсть - это спортивные автомобили. Увлечение ими стало для него роковым - он попал в аварию на одном из них, и ему пришлось долго лечиться и восстанавливать здоровье. Проводя много времени возле моря, плавая и ныряя для оздоровления организма, Кусто уже не мыслил себя вне этой пучины.

Пальма первенства

Несмотря на то что несколько сотен лет человечество работает над усовершенствованием аппарата для погружения под воду, стоит отметить, что ключевые изобретения принадлежат Леонардо да Винчи и Жаку-Ив Кусто. Без да Винчи не продолжилось бы дальнейшее развитие акваланга. А без системы, разработанной Кусто, невозможно было бы производить погружения в автономном режиме и быть под водой такое продолжительное время.

В каком году изобрели акваланг? На этот вопрос нет однозначного ответа. В его усовершенствовании в разные века и года принимало участие очень много изобретателей и инженеров. Отдавать кому-то одному пальму первенства не хочется: главное, что теперь существует такая техника, которая позволяет изучать подводный мир. А это поможет ученым, археологам познать тайны, скрытые от человека на глубине морей и океанов.

Изобретатель : Жак Ив Кусто и Эмиль Ганьян
Страна : Франция
Время изобретения : 1943 г.

Современный акваланг, который мы знаем и любим это всего лишь, так называемый, аппарат открытого цикла. То есть это когда вдох производится из акваланга, а выдох отводится в воду. И в разработке этого аппарата в первую очередь спасибо мы должны сказать французам.

Первые попытки разработки автономного «аппарата открытого цикла» совершили два француза. Это горный инженер Бенуа Рукейроль и лейтенант французского флота Огюст Денейруз. В середине девятнадцатого века они разработали конструкцию аппарата, который содержал мембранный механизм для понижения давления в зависимости от глубины. Любопытно, что Рукейроль и Денейруз не были знакомы на том момент. Рукейроль же на самом деле пытался сделать аппарат автономного дыхания при спуске в шахту при проведении спасательных работ.

Огюст Денейруз узнав об этой разработке, предложил использовать ее для спуска людей под воду. Таким образом, был создан прототип современного акваланга. Аппарат был запатентован и впоследствии именно он был описан Жюлем Верном в своем великом романе «20000 лье под водой».

Несмотря на это, в реальности этот аппарат имел массу недостатков. Самый главный из них был обусловлен тем, что баллоны того времени были способны выдерживать лишь давление до 30 — 40 атмосфер и для увеличения времени пребывания человека под водой приходилось подавать воздух с поверхности. Таким образом, о какой-либо особенной автономности на длительное время речи пока не шло.

Дело в том, что эта новинка позволяла человеку находиться под водой всего лишь несколько минут. Затем подводник подключал свой воздушный резервуар к стоящему на поверхности насосу. Но, тем не менее, это был прорыв, и люди получили возможность, пусть на короткое время, но все-таки, возможность автономного пребывания под водой. Это уже был своего рода «глоток свободы от шлангов».

Аппараты Рукейроля — Денейруза использовались впоследствии более шестидесяти, но из-за ряда недостатков конкуренцию им составляли аппараты «замкнутого цикла» – ребризеры. Это когда выдыхаемый воздух остается в системе и обогащается кислородом для нового вдоха. Но об это позже.

Но, тем не менее, люди и далее пытались усовершенствовать этот «открытый цикл» и уже в 1936 году офицер фрацузской армии Ив Ле Прийор разработал аппарат с постоянной подачей воздуха под давлением из баллона для накачивания , которые выдерживали уже давление до 150 атмосфер. Интересной особенностью данной конфигурации снаряжения было то, что наряду с самим автономным аппаратом применялась еще и специальная маска, которая наполнялась воздухом из баллона, выталкивая, таким образом, воду. Аппарат Прийора был на сей раз полностью автономным, поскольку окончательно освобождал человека от шлангов.

Но и этот аппарат был далек от совершенства, поскольку вентиль для вдоха открывался только вручную, а выдох производился в маску и только через нос.

В то же время автономное плавание человека под водой уже было возможно, благодаря так называемым аппаратам «замкнутого цикла». Система этого аппарата еще в 1787 году разработана молодым британским моряком, предпринимателем, естествоиспытателем и изобретателем Генри Флюссом. На лице ныряльщика была маска соединенная с находящимися за спиной дыхательным мешком, соединенным в свою очередь с медным баллоном, который заполнялся кислородом и, с коробкой с едким калием.

Человек совершал вдох не воздухом, а кислородом. При выдохе (смеси кислорода и углекислого газа) выдыхаемая смесь не отводилась в воду, а оставалась в системе. Углекислый газ поглощался едким калием и человек совершал новый вдох кислорода. Израсходованный кислород человек возмещал запасом из баллона, добавление которого он регулировал при помощи специального клапана находящегося на баллоне.

Данный аппарат невозможно было использовать под водой на значительных глубинах, поскольку на глубине кислород страшно токсичен и именно поэтому данную систему могли использовать только для спасения людей в угольных шахтах или тоннелях. Все так и было до того момента, как эта система была модернизирована англичанином Робертом Дэвисом. Уже в 1911 году был выпущен аппарат названный «Davis False Lung» («Искусственное легкое Дэвиса») и который в дальнейшем поступил в продажу под названием «Прото».

Кстати именно этот же, правда, несколько модифицированный аппарат Флюсса — Дэвиса использовался в 1925 году при съемках первого подводного фильма, снятого по роману Жюля Верна «Двадцать тысяч лье под водой».

Новый ребризер имел редукционный клапан и впускал, таким образом, кислород автоматически и под нужным давлением, работая при этом по принципу регулятора Рукейроля-Денейруза, а медный баллон был заменен на стальной, который выдерживал большее давление.

С началом Первой Мировой Войны эти аппараты использовались на пожарах, и в основном конечно на поле брани для защиты солдат во время газовых атак, так нередко применявшихся в этой первой мировой бойне. И вот только после того, как Дэвис адаптировал эту систему для выхода из , правительства стран заинтересовались этой продукцией, которая и использовалась в дальнейшем, даже несмотря на опасность кислородного отравления. Впоследствии это устройство обрело широкую известность под именем «ПСАД» — Подводный Спасательный Аппарат Девиса.

Но пришло время, и идея аппарата открытого цикла сказала свое веское слово в автономном подводном плавании.

Дело было так. Молодой французский офицер Жак Ив Кусто по счастливой случайности женился на дочери магната из владельцев крупнейшей французской корпорации по производству бытового газа — «Эйр Ликвид» (Air Liquide). В сорок втором году, когда Франция была оккупирована Германий, то вся нефть методически забиралась на военные нужды рейха. Режим Виши сотрудничал с Германией и угождал ей во всем.

Тем не менее французы не желали ограничивать себя в возможности перемещаться на и в стенах КБ конструкторского бюро «Эйр Ликвид» была разработана система подачи газа в двигатель. Разработал эту систему штатный инженер Эмиль Ганьян. Именно ему Кусто и предложил переделать эту систему для дыхания под водой. Таким образом, была создана двухступенчатая система понижения давления, именовавшаяся в дальнейшем аквалангом.

Основное отличие акваланга от предыдущих разработок состояло в том, что дыхательная система автоматически, сама давала человеку воздух с давлением окружающей среды. То есть человек на любой глубине получал воздух с нужным ему давлением. Это давало немыслимый по тем временам комфорт и возможность не только полной автономности под водой, но и возможности длительности плавания.

Само название «Акваланг» образовалось в результате сложения слов из двух языков — латинского «аqua» (вода) и английского «lung» (лёгкое).

Затем аппарат был испытан Ганьяном на реке Марна в январе 1943 года и затем после некоторой модификации еще раз в одном из парижских бассейнов. В июле 1943 года Кусто продолжает испытание акваланга уже в море недалеко от Марселя.

Таким образом, появилось именно то, что сегодня принято называть аквалангом.

Первый регулятор был выпущен в 1945 году и носил название CG45 (Cousteau-Gagnan 45).

Патент же на само слово «акваланг» принадлежал корпорации «Эйр Ликвид» до 1960-63 г.г.

Но настоящую известность слово «акваланг» получило лишь тогда, когда оно в 1953 году появилось в книге Жака Ива Кусто «Мир безмолвия».

Компания «Эйр Ликвид» создала впоследствии мировую империю по производству оборудования для подводного плавания и в нее вошли такие гиганты как Technisub, US Divers, SeaQuest, и Apeks. В дальнейшем фирма «La Spirotechnique» стала носить имя «Aqualung» и Жак Ив Кусто стал членом правления.

Так что слово «акваланг» и сегодня это торговая марка и фирма по производству снаряжения, и именно поэтому во избежание путаницы за границей нашей Родины аппарат открытого цикла принято называть «скуба». (SCUBA — Self Contained Underwater Breathing Apparatus — автономный аппарат для дыхания под водой).

Вот так создавался акваланг и пусть за границей эту технику совершенно справедливо называют скубой, для нас это все-таки акваланг, поскольку мы так привыкли и нас уже не переделать.

Изобретение акваланга во время Второй мировой войны и его использование в качестве военного оборудования надолго определило отношение к подводному плаванию, как к спорту для избранных, прочно занявшему свое место среди престижных и опасных «мужских» развлечений типа прыжков с , охоты на крокодилов или гонок «Кэмел Трофи».

После войны начали возникать многочисленные национальные водолазные федерации, каждая из которых пыталась разработать свою собственную программу обучения. Однако, как правило, все они были ориентированы на спортсменов и военных водолазов. В нашей стране аналогом подобной организации являлся ДОСААФ, где молодежь учили плавать с аквалангом с учетом будущей службы в военно-морском флоте.

кто изобрел акваланг

Кто же изобрел акваланг? Странный вопрос, скажете вы, конечно же французы Жак-Ив Кусто и Эмиль Ганьян, и сделали это они в 1943 году. Так считалось до тех пор, пока в английском журнале «Тритон» не появилась статья известного английского подводника, капитана У. Шелфорда. Он утверждал, что основная часть акваланга, редуктор, изобретенный Кусто и Ганьяном, представлял собой всего лишь модификацию прибора, созданного еще в тридцатых годах их соотечественником И. ле Приером.

Дальше — больше. Продолжив изыскания, Шелфорд наткнулся на сведения о японце Огуши, автономный аппарат которого был запатентован в 1918 году и долго выпускался для императорского флота. У устройства Огуши были те же части, что у нынешнего акваланга: маска, баллон со сжатым воздухом, клапанный редуктор, гибкий резервуар, крепившийся к поясу пловца. Однако и японец не был первым!

Одно из самых примечательных исторических свидетельств о подводном плавании дошло до нас благодаря историку Геродоту. По его свидетельству, во время первой в истории морской войны 481- 480 гг. до н.э. греческие ныряльщики Скиллиас и его дочь Гидна из города Скионы перерезали якорные канаты кораблей персидского царя Ксеркса, после чего корабли были штормом выброшены на берег.

Для ускорения погружения ныряльщики стали брать с собой под воду груз, а для увеличения продолжительности пребывания под водой — надутый воздухом пузырь, от которого шла трубка ко рту. На ассирийском барельефе, высеченном в 885 г. до н.> э., изображены воины, плывущие на надутых воздухом бурдюках. Описание кожаного бурдюка с дыхательной трубкой приведено в 77 г. до н. э. римским писателем и ученым Плинием Старшим. В 1191 г. водолазы выполняли обязанности почтальонов, обеспечивая связь с внешним миром крепости Акра, осажденной Ричардом Львиное сердце. Во время сражения при Лез-Андели в 1203 г. водолазы спускались под воду с сосудами, наполненными горючей или взрывчатой сьмесью. При осаде турками острова Мальта в 1565 г. возникали кровавые схватки под водой между водолазами воюющих сторон. В 1405 г. немецкий писатель Кьезер описал костюм ныряльщика, состоящий из кожаной куртки, металлического шлема с двумя стеклянными иллюминаторами и кожаной трубки, соединяющейся с воздушным мешком. Однако и этот способ не мог надолго увеличить время пребывания под водой, поскольку объем воздуха, находящегося в пузыре, был мал и при дыхании в нем быстро нарастало содержание углекислого газа и снижалось содержание кислорода.

В 1535 г. Гульельмо де Лорена создал цилиндрическую камеру высотой около 1 м и диаметром 60 см со стеклянными оконцами. Камера подвешивалась на канатах и помещалась на плечах водолаза, закрывая лишь его голову и грудную клетку. В 1551 г. Николо Фонтана изобрел водолазный костюм, в котором водолаз должен был стоять, засунув голову в большой стеклянный шар. Другим известным с давних времен способом погружения под воду, принципиаль но отличным от других, является применение трубок. Плиний Старший в 77 г. до н. э. сообщал о боевых в одолазах, которые дышали через трубку, зажатую в зубах, другой конец которой был выведен на поверхность.

Водолазный костюм, предложенный Леонардо да Винчи, представляет собой цельное с ног до головы одеяние из меха или кожи с воздухом внутри, сапоги с каблуками или железными крюками, мешки с песком для тяжести, мочеприемник и медная панцирная куртка. В трактате Валло о фортификации, изданном в 1524 г., имеется напоминающее рисунки Леонардо да Винчи изображение водолаза в кожаном шлеме с кожаной трубкой, скрепленной прочными кольцами и заканчивающейся дисковым поплавком.

В 1613 г. инженер Диего Уфано дал описание шлема, который должен был помочь водолазу «лучше чувствовать себя под водой и потому лучше работать». В XVI- XVII веках в различных странах разрабатываются и совершенствуются конструкции водолазных колоколов. Первое сообщение о применении водолазного колокола относится к 1538 г. На реке Тахо (г. Толедо, Испания). Два греческих акробата давали представление перед Карлом V, входя внутрь колокола собственной конструкции, выполненного в виде горшка. В 1595 г. Веранцио опубликовал сведения о водолазном колоколе и дал его изображение. Английский государственный деятель и философ Френсис Бэкон (1561- 1626) предложил такой способ: когда ныряльщик уже не может больше задерживать дыхание, он засовывает голову в заранее опущенный в воду сосуд с воздухом, чтобы наполнить легкие, после чего выходит из колокола и продолжает работу. В 1597 г. появился колокол Бонаюто Лорини, близкий по конструкции камере Лорены, но оборудованный платформой для водолаза и предназначенный для фортификационных работ.

В 1783 г. французский инженер Форфе сконструировал устройство, которое представляло собой надеваемые на грудь и спину водолаза мехи, а пружины в виде пластин удерживали обе половины мехов в раскрытом положении. В 1797 г. немцем А.Клингертом были предложены «одежда для водолазов» из непромокаемой ткани, прикрепленной к краю металлического колпака, заканчивающаяся короткими рукавами и панталонами до колен.

Но главная проблема — дать водолазу свободу и сделать его работу автономной, еще не была решена.

29 сентября 1863 года американские чиновники выдали патент некоему К. Маккину. Он гарантировал, что в изобретенном им костюме подводный пловец способен «опускаться на дно, передвигаться по нему и самостоятельно всплывать на поверхность». Аппарат Маккина совершенно походил на акваланг: при взгляде на него в глаза бросаются герметичный каучуковый костюм, наспинный резервуар со сжатым воздухом, регулятор его подачи водолазу и, конечно, маска. Маккин придумал еще и надувные компенсаторы плавучести, своего рода спасательные буи, получившие распространение только в последнее время. Однако этому талантливому самоучке не повезло — он создал свой прототип акваланга в разгар гражданской войны в США, когда даже заинтересованным лицам было не до новшеств.

Поэтому французским инженерам Рукейролю и Денейрузу спустя три года пришлось заново «открывать Америку», еще раз изобретая регулятор для подводного дыхательного прибора открытой циркуляции. Эта деталь представляла собой мембрану, на которую давила с одной стороны вода, а с другой — воздух, вдыхаемый водолазом. Когда при погружении давление увеличивалось, в мембране автоматически открывался клапан и в маску поступала дополнительная порция воздуха, а при всплытии доза его, естественно, сокращалась.

Но и предприимчивые французы, прославленный Жюль Верн, опять-таки не были первыми, ибо в 1831 году бруклинский машинист Ч. Кондерт снабдил свой подводный костюм совершенно оригинальной системой постоянной подачи воздуха.

Первый регулятор подачи воздуха с поверхности был запатентован в 1866 году Бенуа Рукейролем — французским горным инженером, который в 1860 году изобрёл регулятор утечки сжатого воздуха для использования в наполненных загрязнённым воздухом шахтах. Этот прибор состоял из контейнера со сжатым воздухом и шланга. Позже Огюст Денейруз адаптировал его для автоматической подачи воздуха под водой. Регулятор работал по принципу сухой и мокрой камер, мембраны и клапана. Система приводилась в движение вдохом (пониженное давление) и выдохом (повышенное давление). Регулятор был способен делать давление в дыхательном аппарате равным окружающему давлению. Изобретателям был выдан патент N 63606 на устройство. Именно этот аппарат и описал Жюль Верн в романе «20000 лье под водой».

Впрочем, некоторые исследователи оспаривают приоритет Кондерта, припоминая У. Джеймса, сделавшего чертежи подобного аппарата еще раньше, в 1825 году. Только ему не удалось проверить свое устройство в деле в отличие от француза Л. д"Ожервиля. Впрочем, он заслуживает особого рассказа.

Ночью, в сильную снежную бурю, на скалах разбился английский корабль «Беллона». В августе 1832 года на место катастрофы прибыл директор спасательной компании Л. д"Ожервиль с группой водолазов, оснащенных автономными дыхательными аппаратами, созданными их шефом. За сравнительно короткий срок подводники извлекли на поверхность не только ценности, но и все пушки, лафеты, ядра, даже балласт — 150-килограммовые железные чушки «Бел-лоны». Операция оказалась настолько успешной, что морской министр приказал организовать несколько водолазных школ и создать специальные группы подводных спасателей, то есть то, что было реализовано лишь в XX веке.

Конструкция аппарата Л. д"Ожервиля как две капли воды походила на современные акваланги. Не хватало только ластов, да наспинный баллон с воздухом был склепан из красной меди. На груди водолаза висел дыхательный мешок с двумя медными трубками в виде «медной спирали, покрытой непромокаемой клеенкой», которые соединялись с маской, имевшей «нос из меди, покрытый внутри мастикой, что позволяло внутри ее адаптироваться любому носу». На уровне груди ныряльщика, спереди и сзади, подвешивались свинцовые грузы.

По мнению экспертов, наблюдавших за опытами с вододыхательной системой Л. д"Ожервиля, «аппарат давал тренированному человеку возможность находиться в воде в любых положениях без связи с внешним миром и... работать спокойно, а при необходимости быстро всплывать». Чем не акваланг?!

Однако и этот человек, без сомнения намного опередивший технические возможности своего времени, не был первым, кто сумел изобрести автономную дыхательную систему для подводников.

Оказывается, задолго до Л. д"Ожервиля, точнее — 17 июня 1808 года житель Бреста Пьер-Мари Тубулик запатентовал в высшей степени оригинальную подводную машину. К сожалению, сей «подводный зверь» не был по достоинству оценен современниками, а жаль. Примечательно: при испытаниях «ихтиозавра» на поверхности не появлялось пузырьков воздуха, выдыхаемого акванавтом. А это значит, что Тубулику удалось создать, возможно впервые в мире, акваланг замкнутого цикла, действующий на чистом кислороде!

«Я думал, что, добавляя кислород в пространство, в котором он должен быть поглощен,— писал изобретатель,— восстановлю состав воздуха таким же, каким он был ранее». Для этого он изыскал способ, позволяющий непрерывно очищать воздух внутри водолазного костюма, внешне походившего на небольшой колокол, одетый сверху на подводника и доходивший ему до пояса. Продолжением его были кожаные, обильно смазанные жиром и заканчивающиеся металлическими обручами рукава и штаны — таким образом Тубулик хотел обеспечить герметичность своего устройства.

Находясь под водой, водолаз время от времени оперировал «турникетом» — ручкой, закрепленной на «флаконе», в котором из морской воды добывался кислород. По-видимому, Тубулик добавлял в нее окислитель, смесь двуокиси соды и сульфата никеля и меди, разлагавший ее на водород (он откачивался) и необходимый водолазу кислород. К сожалению, Тубулик сумел засекретить свой метод...

Более подробные сведения сохранились о кислородном аппарате замкнутого цикла, созданном в 1878 году офицером английского торгового флота Г. Флюссом. Внешне его система походила на большинство предшествующих и современных: маска, дыхательный мешок, баллон со сжатым кислородом. К последнему Флюсс присоединил коробочку, наполненную едким калием, являющимся, как известно, поглотителем углекислого газа. В эффективности этого устройства Флюсе убедился лично, проделав весь комплекс испытаний на различных глубинах.

С 1903 года модель аппарата Флюсса, модернизированная управляющим фирмой Р. Девисом, стала применяться спасателями... в шахтах; в годы первой мировой войны ее использовали в качестве противогаза. В конце концов Девис превратил очередной образец прибора Флюсса в индивидуальное средство спасения экипажей подводных лодок.

9 мая 1827 года некий Жан-Батист Бодуэн демонстрировал на Сене свою деревянную субмарину. При этом он объявил, что матросы, при необходимости, могут открыть люк-шлюз и выйти наружу «Мои люди пользуются шлемами,— говорил Бодуэн,— которые снабжаются воздухом под давлением в 100 атмосфер в течение часа из двух металлических ящиков (баллонов), закрепленных на их спинах».

Надо сказать, что аналогичное устройство придумал и современник Бодуэна, судья из Ла-Рошели,— Костера, посвятивший подводному плаванию почти три десятилетия. Только все его разработки, нередко оригинальные, так и остались на бумаге, а их автор однажды с горечью написал: «Сколько открытий было сделано, потеряно и сделано вновь...»

http://nnm.ru/blogs/horror1017

В1910-е был усовершенствован регулятор подачи кислорода и изготовлены баллоны, которые могли выдерживать давление газа до 200 атм. Это позволило автономному аппарату с замкнутой схемой Флюсса стать штатным спасательным оборудованием для подводного флота Великобритании.

Офицеру ВМС Франции капитану II ранга Ле Приеру несколькими десятилетиями позже удалось сконструировать аппарат для дыхания с высокопрочным баллоном сжатого воздуха. Жорж Комейнтес улучшил аппарат Ле Приера. Вместо одного баллона для сжатого воздуха он поставил два.

Несмотря на недостатки в применении и риск кислородного отравления, наибольшей популярностью пользовались аппараты с замкнутой схемой дыхания. Во время второй мировой войны они использовались всеми воюющими сторонами. В то же время два француза, морской офицер и инженер, работали над изобретением аппарата с открытой схемой дыхания на сжатом воздухе. Это были капитан Жак-Ив Кусто и Эмиль Ганьян. Работая в сложных условиях оккупированной немцами Франции, в 1943 году они изобрели первый безопасный и эффективный аппарат для дыхания под водой, названный аквалангом, который в дальнейшем Кусто успешно использовал для погружения на глубину до 60 метров без каких-либо вредных последствий.

Слово «акваланг» является торговой маркой во многих странах мира и обозначает только продукцию фирмы «Aqualung», однако на территории бывшего СССР и в Европе оно стало общеупотребительным и обозначает класс дыхательных аппаратов.

http://ru.wikipedia.org

Воистину, история акваланга — ярчайшее тому подтверждение.



С древнейших времен люди проявляют большой интерес к морским глубинам. Сначала на морское дно - не очень глубоко, разумеется,- спускались ловцы моллюсков, губок, искатели жемчуга. Потом частыми гостями морских глубин стали моряки-водолазы, к ним присоединились подводники-спортсмены, охотники, археологи, океанографы и другие исследователи морских глубин.

Но кто же изобрел акваланг? Странный вопрос, скажете вы, конечно же французы Жак-Ив Кусто и Эмиль Ганьян, и сделали это они в 1943 году. Так считалось до тех пор, пока в английском журнале «Тритон» не появилась статья известного английского подводника, капитана У. Шелфорда. Он утверждал, что основная часть акваланга, редуктор, изобретенный Кусто и Ганьяном, представлял собой всего лишь модификацию прибора, созданного еще в тридцатых годах их соотечественником И. ле Приером.

Дальше — больше. Продолжив изыскания, Шелфорд наткнулся на сведения о японце Огуши, автономный аппарат которого был запатентован в 1918 году и долго выпускался для императорского флота. У устройства Огуши были те же части, что у нынешнего акваланга: маска, баллон со сжатым воздухом, клапанный редуктор, гибкий резервуар, крепившийся к поясу пловца. Однако и японец не был первым!

Одно из самых примечательных исторических свидетельств о подводном плавании дошло до нас благодаря историку Геродоту. По его свидетельству, во время первой в истории морской войны 481- 480 гг. до н.э. греческие ныряльщики Скиллиас и его дочь Гидна из города Скионы перерезали якорные канаты кораблей персидского царя Ксеркса, после чего корабли были штормом выброшены на берег. Из-за отсутствия подачи воздуха на дыхание древние водолазы - ныряльщики не могли погружаться на глубины более 30 м и оставаться под водой более 2 - 3 минут, поэтому возникла необходимость совершенствования методов водолазных погружений.

Для ускорения погружения ныряльщики стали брать с собой под воду груз, а для увеличения продолжительности пребывания под водой — надутый воздухом пузырь, от которого шла трубка ко рту. На ассирийском барельефе, высеченном в 885 г. до н.> э., изображены воины, плывущие на надутых воздухом бурдюках. Описание кожаного бурдюка с дыхательной трубкой приведено в 77 г. до н.> э. римским писателем и ученым Плинием Старшим. В 1191 г. водолазы выполняли обязанности почтальонов, обеспечивая связь с внешним миром крепости Акра, осажденной Ричардом Львиное сердце. Во время сражения при Лез-Андели в 1203 г. водолазы спускались под воду с сосудами, наполненными горючей или взрывчатой сьмесью. При осаде турками острова Мальта в 1565 г. возникали кровавые схватки под водой между водолазами воюющих сторон. В 1405 г. немецкий писатель Кьезер описал костюм ныряльщика, состоящий из кожаной куртки, металлического шлема с двумя стеклянными иллюминаторами и кожаной трубки, соединяющейся с воздушным мешком. Однако и этот способ не мог надолго увеличить время пребывания под водой, поскольку объем воздуха, находящегося в пузыре, был мал и при дыхании в нем быстро нарастало содержание углекислого газа и снижалось содержание кислорода.

В 1535 г. Гульельмо де Лорена создал цилиндрическую камеру высотой около 1 м и диаметром 60 см со стеклянными оконцами. Камера подвешивалась на канатах и помещалась на плечах водолаза, закрывая лишь его голову и грудную клетку. В 1551 г. Николо Фонтана изобрел водолазный костюм, в котором водолаз должен был стоять, засунув голову в большой стеклянный шар. Другим известным с давних времен способом погружения под воду, принципиально отличным от других, является применение трубок. Плиний Старший в 77 г. до н. э. сообщал о боевых водолазах, которые дышали через трубку, зажатую в зубах, другой конец которой был выведен на поверхность.

Водолазный костюм, предложенный Леонардо да Винчи, представляет собой цельное с ног до головы одеяние из меха или кожи с воздухом внутри, сапоги с каблуками или железными крюками, мешки с песком для тяжести, мочеприемник и медная панцирная куртка. В трактате Валло о фортификации, изданном в 1524 г., имеется напоминающее рисунки Леонардо да Винчи изображение водолаза в кожаном шлеме с кожаной трубкой, скрепленной прочными кольцами и заканчивающейся дисковым поплавком.

В 1613 г. инженер Диего Уфано дал описание шлема, который должен был помочь водолазу «лучше чувствовать себя под водой и потому лучше работать». В XVI- XVII веках в различных странах разрабатываются и совершенствуются конструкции водолазных колоколов. Первое сообщение о применении водолазного колокола относится к 1538 г. На реке Тахо (г. Толедо, Испания). Два греческих акробата давали представление перед Карлом V, входя внутрь колокола собственной конструкции, выполненного в виде горшка. В 1595 г. Веранцио опубликовал сведения о водолазном колоколе и дал его изображение. Английский государственный деятель и философ Френсис Бэкон (1561- 1626) предложил такой способ: когда ныряльщик уже не может больше задерживать дыхание, он засовывает голову в заранее опущенный в воду сосуд с воздухом, чтобы наполнить легкие, после чего выходит из колокола и продолжает работу. В 1597 г. появился колокол Бонаюто Лорини, близкий по конструкции камере Лорены, но оборудованный платформой для водолаза и предназначенный для фортификационных работ. В 1616 г. художник Франц Кесслер из Вецлара сообщил данные о своем изобретении «водной брони» — деревянного водолазного колокола В 1625 г. испанец Франциско Меливан при поиске и подъеме затонувших судов использовал водолазный колокол, изготовленный в Гаване. Особенно успешную работу с использованием водолазного колокола проделал английский капитан судна и водолаз Уильям Фипс, который вместе с ныряльщиками-индейцами в 1686- 1687 гг. поднял с затонувшего у Багамских островов испанского галеона «Нуэстра сеньора де ла Кансепсьон» золото, серебро и другие сокровища стоимостью 300 тыс. фунтов стерлингов. В 1691 г. английский астроном и геофизик Эдмунд Галлей, именем которого названа знаменитая комета, запатентовал изобретенный им водолазный колокол, в 1716г. сделал о нем доклад на заседании Королевского научного общества, а в 1717 г. построил колокол, который имел форму усеченного конуса с толстым стеклом в верхней части для естественного освещения. В 1772 г. знаменитый французский физик Кулон сделал в Академии наук доклад, в котором описал «воздушный корабль», который представлял собой усовершенствованный водолазный колокол Специалист по отделочным работам Джон Смитон в 1788 г. придал кубическую форму колоколу, который размешался на малой глубине и был снабжен сверху насосом Папена для повышения давления в колоколе и его вентиляции.

В 1783 г. французский инженер Форфе сконструировал устройство, которое представляло собой надеваемые на грудь и спину водолаза мехи, а пружины в виде пластин удерживали обе половины мехов в раскрытом положении. В 1797 г. немцем А.Клингертом были предложены «одежда для водолазов» из непромокаемой ткани, прикрепленной к краю металлического колпака, заканчивающаяся короткими рукавами и панталонами до колен.

Но главная проблема - дать водолазу свободу и сделать его работу автономной, еще не была решена.

29 сентября 1863 года американские чиновники выдали патент некоему К. Маккину. Он гарантировал, что в изобретенном им костюме подводный пловец способен «опускаться на дно, передвигаться по нему и самостоятельно всплывать на поверхность». Аппарат Маккина совершенно походил на акваланг: при взгляде на него в глаза бросаются герметичный каучуковый костюм, наспинный резервуар со сжатым воздухом, регулятор его подачи водолазу и, конечно, маска. Маккин придумал еще и надувные компенсаторы плавучести, своего рода спасательные буи, получившие распространение только в последнее время. Однако этому талантливому самоучке не повезло — он создал свой прототип акваланга в разгар гражданской войны в США, когда даже заинтересованным лицам было не до новшеств.

Очевидно, поэтому французским инженерам Рукейролю и Денейрузу спустя три года пришлось заново «открывать Америку», еще раз изобретая регулятор для подводного дыхательного прибора открытой циркуляции. Эта деталь представляла собой мембрану, на которую давила с одной стороны вода, а с другой — воздух, вдыхаемый водолазом. Когда при погружении давление увеличивалось, в мембране автоматически открывался клапан и в маску поступала дополнительная порция воздуха, а при всплытии доза его, естественно, сокращалась.

Но и предприимчивые французы, прославленные Жюль Верном в романе «8 тысяч километров под водой», опять-таки не были первыми, ибо в 1831 году бруклинский машинист Ч. Кондерт снабдил свой подводный костюм совершенно оригинальной системой постоянной подачи воздуха.

Кондерт придумал прорезиненную одежду, снизу доходившую до подмышек, а сверху закрывающую голову и тело водолаза до бедер. «Метод обеспечения воздухом состоял в сжатии достаточного количества его в медном подковообразном баллоне,— писал репортер «Механического иллюстрированного журнала».— Маленький кран пропускал воздух в костюм, не давая воде проникнуть в него. Выдыхаемый воздух выходил через отверстие размером с булавочную головку». После ряда успешных погружений, когда Кондерт достигал глубины 7 метров, в один из августовских дней 1832 года изобретатель погиб.

При расследовании этой трагедии было установлено, что под водой сломалась трубка, по которой подавался воздух.

Впрочем, некоторые исследователи оспаривают приоритет Кондерта, припоминая У. Джеймса, сделавшего чертежи подобного аппарата еще раньше, в 1825 году. Только ему не удалось проверить свое устройство в деле в отличие от француза Л. д"Ожервиля. Впрочем, он заслуживает особого рассказа.

Ночью, в сильную снежную бурю, на скалах разбился английский корабль «Беллона». В августе 1832 года на место катастрофы прибыл директор спасательной компании Л. д"Ожервиль с группой водолазов, оснащенных автономными дыхательными аппаратами, созданными их шефом. За сравнительно короткий срок подводники извлекли на поверхность не только ценности, но и все пушки, лафеты, ядра, даже балласт — 150-килограммовые железные чушки «Бел-лоны». Операция оказалась настолько успешной, что морской министр приказал организовать несколько водолазных школ и создать специальные группы подводных спасателей, то есть то, что было реализовано лишь в XX веке.

Конструкция аппарата Л. д"Ожервиля как две капли воды походила на современные акваланги. Не хватало только ластов, да наспинный баллон с воздухом был склепан из красной меди. На груди водолаза висел дыхательный мешок с двумя медными трубками в виде «медной спирали, покрытой непромокаемой клеенкой», которые соединялись с маской, имевшей «нос из меди, покрытый внутри мастикой, что позволяло внутри ее адаптироваться любому носу». На уровне груди ныряльщика, спереди и сзади, подвешивались свинцовые грузы.

По мнению экспертов, наблюдавших за опытами с вододыхательной системой Л. д"Ожервиля, «аппарат давал тренированному человеку возможность находиться в воде в любых положениях без связи с внешним миром и... работать спокойно, а при необходимости быстро всплывать». Чем не акваланг?!

Однако и этот человек, без сомнения намного опередивший технические возможности своего времени, не был первым, кто сумел изобрести автономную дыхательную систему для подводников.

Оказывается, задолго до Л. д"Ожервиля, точнее — 17 июня 1808 года житель Бреста Пьер-Мари Тубулик запатентовал в высшей степени оригинальную подводную машину, прозванную им самим «ихтиозавром». К сожалению, сей «подводный зверь» не был по достоинству оценен современниками, а жаль,— изобретение Тубулика могло бы, без сом нения, оказать поистине революционизирующее воздействие на долгий и трудный процесс освоения человеком морских глубин. Примечательно: при испытаниях ихтиозавра на поверхности не появлялось пузырьков воздуха, выдыхаемого акванавтом. А это значит, что Тубулику удалось создать, возможно впервые в мире, акваланг замкнутого цикла, действующий на чистом кислороде!

«Я думал, что, добавляя кислород в пространство, в котором он должен быть поглощен,— писал изобретатель,— восстановлю состав воздуха таким же, каким он был ранее». Для этого ему пришлось изыскать способ, позволяющий непрерывно очищать воздух внутри водолазного костюма, внешне походившего на небольшой колокол, одетый сверху на подводника и доходивший ему до пояса. Продолжением его были кожаные, обильно смазанные жиром и заканчивающиеся металлическими обручами рукава и штаны — таким образом Тубулик хотел обеспечить герметичность своего устройства.

Находясь под водой, водолаз время от времени оперировал «турникетом» — ручкой, закрепленной на «флаконе», в котором из морской воды добывался кислород. По-видимому, Тубулик добавлял в нее окислитель, смесь двуокиси соды и сульфата никеля и меди, разлагавший ее на водород (он откачивался) и необходимый водолазу кислород. К сожалению, Тубулик сумел засекретить свой метод...

Но и он не был первым в списке тех, кому удались попытки регенерации воздуха в подводных устройствах. В частности, в одном из старинных документов можно найти довольно любопытное сообщение. «Господин Дионис, член академии в Бордо,— писала 1 августа 1792 года «Энциклопедическая газета»,— недавно изобрел восьмивесельную лодку, плававшую под водой. Люди, находившиеся в ней, избавлены от удушья с помощью искусственной воды... Эта жидкость восстанавливает воздух в первоначальном состоянии». Но каким образом Дионис добился этого, так и осталось неизвестным, как и способ регенерации, примененный голландцем ван Дроббелем на своей подводной лодке еще в начале XVII века.

Более подробные сведения сохранились о кислородном аппарате замкнутого цикла, созданном в 1878 году офицером английского торгового флота Г. Флюс-сом. Внешне его система походила на большинство предшествующих и современных: маска, дыхательный мешок, баллон со сжатым кислородом. К последнему Флюсе присоединил коробочку, наполненную едким калием, являющимся, как известно, поглотителем углекислого газа. В эффективности этого устройства Флюсе убедился лично, проделав весь комплекс испытаний на различных глубинах.

Позже Флюсе передал свои чертежи известной фирме «Зибе, Горман и К». специализировавшейся на подводном снаряжении. В 1837 г. Зибе окончательно отработал свой водолазный костюм, снабдив его привинчивающимся шлемом с травящим клапаном, который приводился в действие самим водолазом. Теперь костюм был цельным и закрывал все тело, кроме кистей рук, а свинцовые галоши и груза обеспечивали достаточную устойчивость на грунте. Зибе назвал этот водолазный костюм «скафандром» от греческих слов «лодка» и «человек».С 1903 года модель аппарата Флюсса, модернизированная управляющим фирмой Р. Девисом, стала применяться спасателями... в шахтах; в годы первой мировой войны ее использовали в качестве противогаза. В конце концов Девис превратил очередной образец прибора Флюсса в индивидуальное средство спасения экипажей подводных лодок.

9 мая 1827 года некий Жан-Батист Бодуэн демонстрировал на Сене свою деревянную субмарину. При этом он объявил, что матросы, при необходимости, могут открыть люк-шлюз и выйти наружу «Мои люди пользуются шлемами,— говорил Бодуэн,— которые снабжаются воздухом под давлением в 100 атмосфер в течение часа из двух металлических ящиков (баллонов), закрепленных на их спинах».

Надо сказать, что аналогичное устройство придумал и современник Бодуэна, судья из Ла-Рошели,— Костера, посвятивший подводному плаванию почти три десятилетия. Только все его разработки, нередко оригинальные, так и остались на бумаге, а их автор однажды с горечью написал: «Сколько открытий было сделано, потеряно и сделано вновь...»

Воистину, история акваланга — ярчайшее тому подтверждение.