Археология как профессия. Археолог – плюсы и минусы профессии Профессия археология


У археологии до сих пор есть аура романтики и впечатляющих открытий, что, возможно, объясняет, почему вы выбрали этот курс, для которого прежде всего и предназначена эта книга. Довольно скоро вы узнаете, что археология, часто бывая увлекательной и иногда ею занимаются в далеких местах, является высокотехничной наукой, эффектные открытия в которой очень редки и малочисленны. Действительно, иногда сообщения о таких открытиях, как захоронение правителей племени мочика в Сипане или Улубурунское кораблекрушение, появляются на первых страницах газет, но факт остается фактом: большинство археологов трудятся вдалеке от глаз общественности, часто на непривлекательных и монотонных памятниках и над туманными проблемами. Конечно, такой персонаж, как Индиана Джонс, не подходит для археологии. И никогда не подходил. Индиана Джонс - полная выдумка, персонаж, созданный по мотивам рассказов о хорошо известных первых археологах начала ХХ века, открытия и приключения которых действительно были больше, чем жизнь. Сегодняшний археолог очень далек от профессора Джонса и работает далеко от академических залов. Так какие же качества создают хорошего археолога в наши дни узкоспециализированных исследований и широкого выбора специальностей для карьеры? Свойства характера настолько же важны, как и академическая подготовка, иначе вы не состоитесь как археолог. У этой профессии есть свои уникальные достоинства. Деньги к ним не относятся (см. вставку «Практика археологии»).

Если решено стать археологом

Многие становятся археологами почти случайно. Небольшой опыт полевых работ во время учебы мог заинтересовать, и им захотелось нечто большего. Археологами становятся не так, как священниками, медсестрами или военными, - в этих случаях нужна большая изначальная заинтересованность. Вы можете облегчит себе путь в специальность, получая при этом удовольствие.

Почти все, кто сейчас работают в археологии, либо сталкивались с ней в школе, либо заинтересовались ею, выбрав вводный курс по археологии в качестве изучаемого предмета в колледже или университете. Многим повезло - им попался хороший преподаватель - из тех, что зажигает интерес к специальности, о которой они раньше ничего не знали. Итак, что же делать, если в вас пробудился интерес к прошлому?

ПРАКТИКА АРХЕОЛОГИИ
ЛИЧНЫЕ КАЧЕСТВА, ТРЕБУЕМЫЕ ОТ АРХЕОЛОГА

Любому человеку, который желает стать археологом, нужно нечто намного большее, чем диплом университета. Вот некоторые необходимые качества.

Энтузиазм , даже страсть к археологии и прошлому - это главное для всякого, кто выходит в поле. Археология держится на энтузиазме, лучшие археологи это те, у кого есть нечто вроде «жара в груди», что дает им силы преодолевать практические препятствия и рутину, доставать деньги и выполнять свою работу. Личная харизма порождает хороших руководителей-археологов, при условии что у них есть терпение заниматься мелочами.

Бесконечное терпение при полевых и других работах, когда требуются медленные, методичные, часто повторяющиеся действия. Иногда приходится иметь дело с трудными людьми.

Внимание к деталям . В археологии много мелочей и деталей - нужно не пропустить крохотные особенности каменного орудия или глиняного черепка, нужно неделями изучать крохотные обломки прошлого, анализировать компьютерные данные. Как раскопки, так и иные изыскания, не говоря уже о лабораторной работе, требуют величайшего терпения и желания скрупулезно копаться в мелочах.

Адаптируемость , способность адаптироваться к длительным путешествиям, приспособиться к некомфортным условиям работы в поле и к примитивным условиям жизни. Нужно быть готовым проходить большие расстояния и суметь проявить смекалку в нелегких, а порой и экстремальных условиях. Представьте, например, что ваш «Лэнд Ровер» вышел из строя в нескольких сотнях километров от ближайшей станции техобслуживания.

Развитые организационные навыки , потому что в археологии большую роль играют логистика и организация полевых команд, ведение архивов, даже кухонь в лагере. Организационные способности - большое достоинство.

Восприимчивость к иным культурам и формам существования, а также умение общаться просто необходимы. Многие археологи-практики, добившиеся успеха, много времени уделяют работе и общению с коренными американцами и другими народами. Для этого необходимо терпение и восприимчивость, которые в конечном счете окажут несомненную пользу, и не только в профессиональном плане. Это одна из причин того, почему знание основ антропологии так важно для археолога.

Также необходима приверженность этическим нормам археологии . Не стремитесь стать профессионалом, если вы не готовы соблюдать нормы, некоторые из которых изложены в главе 2.

Чувство юмора действительно очень важно. Потому что многие археологи воспринимают самих себя слишком серьезно. Вам не приходилось работать целую неделю над статьей, и вдруг ваш компьютер выходит из строя. А вы не сохранили текст. Подобные случаи с завидным постоянством случаются во время полевых исследований. Именно поэтому и требуется чувство юмора, потому что и в профессиональной деятельности довольно редко все идет так, как было задумано.

Самыми важными чертами являются энтузиазм и преданность . Они помогут вам пройти почти через что угодно.

Первое - выбирайте как можно больше курсов по археологии, читаемых разными преподавателями. Начните с фундаментального курса, в котором наиболее полно раскрыты и систематизированы применяемые методы и теории. (Если он не отобьет у вас охоту продолжать, значит, вы на правильном пути, так как такие курсы не отличаются увлекательностью.) Затем, чтобы понять, какие основные вопросы вас в археологи интересуют, а какие - нет, выберите ряд курсов, охватывающих целые области. Не забывайте, что если вы нацелены на аспирантуру, то нужно понять, какой из областей будет посвящена тема вашей будущей диссертации.

Второе - старайтесь получить как можно более широкие познания по общей биологической и культурной антропологии, чтобы сузить область своих интересов и понять, интереснее ли вам люди настоящего или прошлого. Если вы будете продолжать свой путь к тому, чтобы стать профессионалом, то никогда не пожалеете о потраченном на это времени.

Третье - посещайте как можно больше курсов по родственным дисциплинам. Это разовьет в вас понимание мультидисциплинарного характера археологии. Например, одна из самых интересных и важный проблем в археологии - возникновение сельского хозяйства, и приблизиться к ее разрешению можно только исходя из мультидисциплинарной перспективы. Большинство проектов в рамках управления культурными ресурсами носят мультидисциплинарной характер.

И последнее - набирайтесь опыта работы в поле и в лабораториях, будучи еще на студенческой скамье. Такой опыт, особенно общего характера, полезен для тех, кто претендует на аспирантуру. И еще даже более важно то, что это позволит вам испытать трудности и реалии работы в поле и в лаборатории до того, как это станет вашей работой (а аспирантуру следует рассматривать именно как работу).

Если вы побеспокоитесь о том, чтобы получить опыт работы в археологии, будучи студентом, то вы будете хорошо подготовленными для аспирантуры и продолжения профессиональной карьеры.

Опыт полевых работ

«Как мне принять участие в раскопках?» - нам часто задают этот вопрос, особенно студенты младших курсов. Хорошая новость заключается в том, что сейчас есть больше возможностей поработать в поле, чем раньше. При условии, что вы приложите некоторые усилия для того, чтобы найти их. Начните с посещений занятий курса полевых работ, если ваш факультет предложит такой, используйте свои личные контакты, обратитесь к доске объявлений (см. раздел «Практика археологии»).

Карьерные возможности в археологии

Сейчас не лучшее время становиться академическим археологом, так как мест немного, а конкуренция высока. Но замечательное время, чтобы подумать о карьере археолога в государственном или частном секторах, на долю которых выпадает большая часть исследований в Северной Америке.

Академическая археология
. Эта область находится на грани исчезновения. Еще поколение назад почти все археологи были членами академических институтов или работали в исследовательских институтах и музеях. Чисто академическая археология до сих пор доминирует при подготовке как студентов, так и аспирантов. Многие молодые люди, поступающие в учебные заведения, имеют твердое намерение стать «традиционным» ученым. Но рост в академической карьере сейчас очень медленный. Некоторые программы сокращаются (Цейтлин - Zeitlin, 1997).

ПРАКТИКА АРХЕОЛОГИИ
ВОЗМОЖНОСТИ ПОУЧАСТВОВАТЬ В ПОЛЕВЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

Таких возможностей много, если побеспокоиться и поискать их. Вот некоторые варианты:

Добровольное участие в раскопках или изысканиях, проводимых вашим собственным институтом. Спросите своих преподавателей, когда они увидят, что у вас серьезные намерения, то вполне могут пригласить на работу в поле или в лабораторию.

Добровольная работа в поле, которую спонсируют местные или национальные организации, такие, как историческое общество, музей или государственное агентство. Многие наши студенты работали интерном в Национальной службе парков и в других организациях. Полезным источником информации может быть Интернет, а также доска объявлений на вашем факультете. Перечень источников информации смотри в конце главы.

Посещение полевых школ. Многие институты спонсируют летние кредитные полевые школы. Самые лучшие школы пользуются большой популярностью, попасть в них можно на конкурсной основе. Полевые школы полезны, так как в них совмещаются раскопки, лабораторные работы, академическое обучение. Дух товарищества в таких заведениях может запомниться надолго. Очень часто опыт прохождения такой школы помогает получить квалификацию, позволяющую получить работу на лето в исследовательском институте или частной компании. Американское археологическое общество (полезные адреса смотри в конце главы) делает рассылки, в том числе и на ваш факультет. Выбирайте полевую школу осторожно! Не все они одинаковы и вам следует посоветоваться с преподавателями, прежде, чем принять решение. Предупреждаю, остерегайтесь полевых школ, которые предлагают поучаствовать в раскопках в далеких странах, особенно в восточном Средиземноморье, они берут высокую плату и используют студентов в качестве неквалифицированной рабочей силы, там вы ничему не научитесь. Прежде, чем подписать документы, настаивайте на том, чтобы вам дали сведения о предыдущих учениках и свяжитесь с ними.

Участие в профессиональных раскопках за границей. Американский археологический институт и Британский археологический совет (см. полезные адреса) предоставляют списки профессиональных раскопок, куда приглашают серьезных добровольцев. Иногда они обеспечивают дешевым или даже бесплатным жильем.

Добровольное участие в раскопках в рамках проектов по управлению культурными ресурсами. Именно здесь многие наши студенты получают первый опыт полевой работы. Сначала это добровольная, а потом оплачиваемая работа. Безусловно стоит разузнать о частных компаниях, работающих в этой области в вашем районе, а также проконсультироваться у своих преподавателей, у которых может быть такая информация.

Большинство археологических исследований в Северной Америке и многих частях Европы сейчас проводится в рамках УКР-проектов, многие из которых проводятся в соответствии с требованиями закона. Это означает, что все больше и больше (конечно же не все) академических археологических проектов американских университетов проводятся вне США, а в Европе, Центральной Америке и в Андах. В таких общеизвестных областях, как изучение Центральной Америки, существует жесткая конкуренция на редкие академические должности и еще больше претендентов на академические должности в археологии Северной Америки.

Только 35 % американских археологов работают в академических проектах, и это число сокращается с каждым годом (Цейтлин - Zeitlin, 1997). Вывод прост: если вы хотите стать академическим археологом, готовьтесь к сверхузкой специализации или к работе в областях, где и так слишком много специалистов, а свои многочисленные навыки оставьте про запас.

Работу в музеях найти трудно, особенно чисто исследовательскую. Работа в музеях хороша и требует особых навыков по консервации, организации выставок, сохранении коллекций.

Управление культурными ресурсами и общественная археология . Для людей, желающих сделать карьеру в области сохранения и управления археологическими ресурсами, здесь предлагаются почти неограниченные возможности (Грин и Доршук - Green and Doershuk, 1998). Самые великолепные возможности для археолога находятся в общественной археологии и частном секторе, где решаемые проблемы намного сложнее, чем традиционные академические задачи.

Если вы интересуетесь общественной археологией или УКР, то у вас есть выбор: работать в государственной или негосударственной организации, занятой УКР-проектами. Эти организации могут быть некоммерческими, закрепленными за музеем или университетом, или коммерческими, оперирующими исключительно в частном секторе. Последние могут быть разными по организации и размеру. Крупные компании могут предложить хорошие возможности и перспективы, особенно для начинающих археологов. Большая часть деятельности общественной археологии осуществляется государственными компаниями, хотя имеются и частные фирмы.

Если вы выбираете общественный сектор, то у вас будут возможности работать во многих федеральных государственных агентствах, таких как Национальная служба парков и Бюро земельного управления. Много археологов работает в археологических проектах, осуществляемых по заказам штатов или исторических обществ. Например, историческое общество штата Огайо часто нанимает археологов.

Профессия – археолог

В рубрике «Университет в рассказах», посвященной пятидесятилетию Новосибирского государственного университета, – истории жизни выпускников НГУ, добившихся успеха в области науки и образования, рассказанные ими самими. Доктор исторических наук Наталья Викторовна Полосьмак – специалист в области археологии и древней истории Сибири. Широко известны ее исследования «замерзших» могил пазырыкской культуры на плато Укок в Горном Алтае, за открытие и исследование которых она была удостоена Государственной премии РФ в 2005 г. В настоящее время под руководством автора проводятся археологические работы в Северной Монголии в рамках большого проекта по изучению культуры хунну – создателей первой в мире кочевой империи

Одна очень умная и странная женщина, французская писательница и философ Симона Вейль однажды сказала: «Откуда придет к нам возрождение, к нам, загрязнившим и опустошившим весь земной шар? Только из прошлого, если мы его полюбили…»

Вещи переживают людей – и надолго: могут проходить тысячелетия, а вещь будет оставаться «живой». И когда мы впервые соприкасаемся с прошлым в буквальном смысле этого слова, с нами происходит нечто очень важное – мы получаем послание прошедших эпох, даже если в этот момент не осознаем этого. Вещи переживают людей, чтобы рассказать нам о своих владельцах, – в этом их великая миссия. Ведь никто из тех, кто многие века обживал нашу планету, не хотел быть забытым. Они оставляли после себя маленькие поселения и города, ирригационные каналы и крепостные валы, таинственные каменные выкладки и могилы, драгоценные украшения и керамическую посуду и многое-многое другое, неведомое нам. Поэтому главная цель исследователя – помочь древним вещам и памятникам «заговорить», восстановить с их помощью нити, ведущие в прошлое и связывающие нас с нашими предшественниками на Земле; осознать, наконец, что наше современное общество со всеми его проблемами и достижениями всего лишь одна из страниц Истории, скорее даже небольшой абзац на странице.

У археолога свой взгляд на материальных свидетелей прошлого. До раскопок «замерзших» погребений пазырыкского Укока я работала в Барабинской степи, где наши находки были не столь эффектны, как на Алтае, – в основном сотни фрагментов керамики и немногочисленные предметы древнего искусства. Но радость открытия того, что до тебя никто не видел и к чему ты прикоснулся первым после тех, кто много веков назад пользовался этими вещами, была огромной! Самая обычная, на первый взгляд, вещь может многое поведать. Это хорошо понимают люди творческие, даже далекие от археологии: «...Кто умеет видеть, тот даже по ручке дверного молотка сумеет восстановить дух века и облик короля», – писал Виктор Гюго.

Магия личности

Стать археологом не было моей детской мечтой. Впервые с этим миром я познакомилась совершенно случайно, когда в девятом классе вместе с другими школьниками работала в алтайских степях на раскопках сросткинской культуры, проводимых московским Институтом археологии АН СССР. Когда взяла в руки свои первые маленькие находки – «пропала», и чисто детское любопытство сменилось пониманием: я хочу этим заниматься. Я увидела, что совсем рядом, буквально у нас под ногами существует и живет по своим законам таинственный мир прошлого. И если эпоха великих географических открытий уже позади, то великие исторические открытия еще ждут нас, потому что Земля сохранила все, что из века в век оставлял на ней человек.

Мы жили рядом с Барнаулом в поселке, построенном в лесу вокруг крупного военного завода. Поселок чем-то походил на Академгородок, там была прекрасная школа с умными, любящими свою профессию учителями, лучший в городе бассейн, замечательная библиотека, где на полках стояли прижизненные издания Циолковского, а в каких-то старых потрясающих книгах встречались невероятные стихи, которые до сих пор я так и не могу найти… После окончания такой «поселковой» школы я поступила на гуманитарный факультет Новосибирского университета.

Почему выбор пал на НГУ – ведь в то время здесь в отличие от Московского университета не было отделения археологии? Ответ один – Окладников. В то время это был самый известный в Советском Союзе археолог. Его имя было у всех на слуху, мы зачитывались его книгами… В самой его личности было что-то такое необычное и обаятельное, что привлекало и завораживало людей, никогда в жизни с ним не встречавшихся. Тем более что Алексей Павлович занимался историей Сибири – края, где мы жили. Магия его личности объяснялась еще и тем, что он был не просто известен, но всемирно известен: для нас он был одним из замкнутой касты «небожителей», человеком, олицетворяющим собой всю археологию мира.

Сегодня абитуриенты выбирают факультет – мы тогда выбирали имя. Шли к человеку, от которого мечтали многое услышать и узнать, многому научиться. И хотя, как оказалось впоследствии, Окладников не преподавал в НГУ, выбор оказался верным: он возглавлял институт, куда я попала на практику сразу после первого курса. Уже тогда я поняла, что в университете нужно получать знания, фундаментальную базу, но профессию… Профессию может дать только научно-исследовательский институт, где ты будешь на равных включен в реальную работу.

Гуманитарное воспитание

Когда я поступала в Новосибирский университет на отделение истории, я уже точно знала, что хочу быть археологом, о чем сообщила на первом же собеседовании. Реакция приемной комиссии на мой выбор была явно скептической, тем не менее я стала единственной девушкой на курсе, которая специализировалась по археологии. Кроме меня был еще один археолог – Виктор Добжанский. (Удивительно, но сейчас ситуация поменялась кардинально: в этом году на отделение археологии поступили одни девушки – археология стала просто какой-то девичьей мечтой.)

В моем университетском дипломе записано «историк», а не «археолог», и это точно отражает сильные стороны гуманитарного образования, которое давал НГУ в середине 1970-х гг. Известный ученый и писатель Н. Я. Эйдельман читал нам спецкурс о декабристах, Окладников однажды привез знаменитого немецкого этнографа и археолога К. Йетмара с лекцией о его исследованиях в Гиндукуше, а в Доме ученых, сидя на лестнице в проходе переполненного зала, можно было услышать самого Льва Николаевича Гумилева, который рассказывал о своей теории пассионарности – и весь зал конспектировал!

Но и наши преподаватели в НГУ были людьми необычными, каждый со своей непростой судьбой, способные навсегда поразить воображение вчерашних школьников. Сейчас я понимаю, как много взяла от учителей: и навыки по структурированию материала, и манеру его изложения, и привычку тщательно изучать все источники по теме, прежде чем написать что-то свое... И вот это последнее – самое главное. Ведь все наши преподаватели были известными учеными, у каждого уже были написаны множество книг и статей. На семинарах и в курсовых работах ценился не подбор цитат, а самостоятельные выводы и рассуждения, ценилось новое.

И хотя преподаватели различались характерами, научными взглядами и подходом к обучению, их объединяло одно – умение внушить студентам любовь к своему предмету. Чего стоили, к примеру, лекции Н. Н. Покровского по истории России или Н. В. Ревякиной по истории средних веков! Несколько раз мне даже приходила в голову шальная мысль начать специализироваться по средневековью. И до сих пор я покупаю и читаю всю литературу об этой эпохе – просто потому, что не могу пройти мимо и хочу все знать. Эта любовь привита навек.

Полевые семестры

После первого курса у гуманитариев была археологическая практика, обязательная для всех. И волею судьбы мы с Добжанским попали в отряд к В. И. Молодину, тогда очень молодому (всего 25 лет) кандидату наук. Экспедиция была не куда-нибудь, а в зону затопления Усть-Илимской ГЭС… Тайга, гнус, раскопки старинного острога; рядом – совершенно особый, интересный народ, строители будущей ГЭС. Ребята, с которыми я встретилась в экспедиции, стали моими лучшими друзьями на всю жизнь.

Может быть, в другом месте все сложилось бы иначе, но здесь я увидела людей потрясающе увлеченных, трудолюбивых, дружных, отзывчивых, у которых было чему поучиться. Когда наш начальник о чем-то рассуждал над открытым слоем, я думала: «Господи, я никогда в жизни так не смогу – что там можно вообще увидеть?!» Это было потрясение, чудо из чудес, восхищение профессионализмом. Я мечтала, что когда-нибудь тоже смогу вот так стоять над раскопом и понимать, что в нем скрывается. К концу экспедиции я уже точно знала, что эта работа – все, чего я хочу в жизни.

…Оглядываясь на свои студенческие годы, до сих пор искренне поражаюсь отношению преподавателей и руководства факультета к нам, двум единственным на курсе археологам. Нам шли навстречу буквально во всем, что касалось профессиональных надобностей и интересов. Начиная со второго курса нам позволяли сдавать сессию досрочно. В мае я уезжала на полевую практику и возвращалась только к октябрю – родители уже начинали разыскивать меня через деканат.

И никто из руководства факультета и преподавателей не упрекал за опоздание к началу учебного года. В деканате были свято уверены, что если студент способен наверстать пропущенный материал без ущерба для успеваемости, то не следует мешать его профессиональной подготовке. Такая уникальная ситуация, когда драгоценное время, необходимое для специализации, университет ценит и уважает не меньше, чем сам студент, вряд ли могла иметь место где-нибудь еще.

В результате я получила бесценный полевой опыт, успев во время учебы побывать на раскопках на Алтае, в Восточной Сибири, в Хакасии. После третьего курса университета руководила уже собственными раскопками, что тогда было большой честью, а сегодня попросту невозможно.

А бесконечные научные студенческие конференции, региональные и всесоюзные, на которые я ездила начиная со второго курса и которые оплачивались университетом! Москва, Свердловск, Сыктывкар, Кемерово, Барнаул – где мы только ни побывали! На этих конференциях мы проверяли себя, учились рассказывать о своих результатах, узнавали, кто, что и где раскапывает, знакомились… Многие из ребят остались в профессии, стали известными археологами, написали замечательные книги. Наш мир уже тогда был тесен, таким он остается и сейчас.

Между экспедициями много времени мы проводили в Институте археологии СО РАН (тогда Институте истории, филологии и философии). Наше место – чердак нынешнего Института экономики, бывшее хранилище и реставрационный центр, где перебирали, склеивали, рисовали и описывали целые горы найденной на раскопках керамики – самого «говорящего» исторического материала. Керамика – как древние письмена, и уметь их «читать на кончиках пальцев» должен любой образованный археолог. А при ее зарисовке открывается еще больше информации: свои статьи я иллюстрировала сама, тщательно зарисовывая все фрагменты.

Дипломную работу я написала по бронзовому веку Барабинской степи на основе собственного материала, который удалось получить за годы студенческих раскопок. Мне очень везло в том, что на каждом жизненном этапе, как по волшебству, вдруг появлялся человек, благодаря общению с которым я начинала расти. Тогда, в студенческие годы, таким человеком оказалась Айна Петровна Погожева – москвичка, археолог, занимающаяся одной из самых загадочных и красивых культур эпохи бронзы – трипольской. У нее за спиной было множество экспедиций, проходивших в самых разных местах, исследовавших самые разные эпохи. Я помню холодные весенние ночи на Кара-Тенеше в Горном Алтае, когда мы сидели у костра под колючим от звезд небом, а она рассказывала о раскопках пещерного буддийского храма где-то в районе Термеза и об исследовании знаменитых Бесшатырских курганов в Казахстане с их системой подземных ходов и многое-многое другое, о чем можно писать целую книгу. Благодаря ей археология приобрела для меня тот таинственный смысл, без которого, как я сейчас уже понимаю, трудно связать т. н. артефакты и людей, которые их создавали и которым они принадлежали. Перефразируя Б. Рассела, можно сказать, что без признания того, что существует реальность, выходящая за пределы повседневной тривиальности, невозможно сделать что-то значимое.

Петербургский ренессанс

Начало самостоятельной научной жизни оказалось непростым. Попасть в аспирантуру было трудно: это давало гарантию получения места в научно-исследовательском институте, что тогда вообще было счастьем и большой честью. И поэтому в аспирантуру просто так не брали. Для женщины же путь в наш археологический институт был практически закрыт.

Поэтому после окончания университета я работала по хоздоговорным темам в Средне-Енисейской комплексной экспедиции при Ленинградском отделении Института археологии АН СССР. По хоздоговору – это значит практически без заработка, причем каждые три месяца тебя увольняют и снова нанимают. Как следствие – проблемы с пропиской и жильем.

Так продолжалось три года. А потом была аспирантура – уже в самом Ленинграде. В то время в Археологическом институте был мощный по своему составу сибирский сектор (достаточно назвать имена таких известных ученых, как М. П. Грязнов, Д. Г. Савинов, Г. Максименко, Э. Б. Вадецкая, М. П. Пшеницына, Г. В. Длужневская), поэтому я со своей тематикой по раннему железному веку Барабы хорошо туда вписалась.

Это было незабываемое время – Ленинград кого угодно околдует. Мне в Сибири до сих пор не хватает его архитектуры – старинных особняков и дворцов, соборов и театров. В те годы город еще не был изуродован рекламой и новоделом и, если идти по Невскому и скользить взглядом по верхним этажам, легко можно было представить себя в Санкт-Петербурге XIX века или Питере начала 1920-х.

Эрмитаж был местом, куда я ходила как на работу, причем не только в его парадные залы, но и в скрытые от глаз фонды, где хранились настоящие археологические сокровища. А чего стоила одна библиотека в Институте археологии, который сам располагался во дворце, – маленький зал, обшитый дубовыми панелями, и окно, которое выходило прямо на Петропавловку, где в полдень грохотала пушка…

В Ленинграде я близко познакомилась с востоковедами; ходила на лекции к ученым, о которых раньше мне доводилось только слышать… Это были не просто другие люди – другая археология, далеко выходящая за рамки какой-нибудь узко специализированной «бронзы» маленького района. И опять новые люди, новые друзья...

Мне посчастливилось познакомиться с Дмитрием Глебовичем Савиновым, одним из самых замечательных ученых энциклопедического знания. Он, будучи известным археологом, читал курс этнографии в Ленинградском университете, и на его лекции собирались не только гуманитарии. Гуляя вдоль Крюкова канала, мы обсуждали с ним практически нереальные возможности дальнейшего изучения фантастической по своей красоте пазырыкской культуры Горного Алтая. Так что начало «пазырыкского» этапа в моей жизни – это, конечно, Ленинград, Эрмитаж и Дмитрий Глебович.

На плечах гигантов

После защиты диссертации судьба снова привела меня в Новосибирск, уже в статусе кандидата наук.

И здесь мне опять повезло. Сначала был пазырыкский Укок и раскопки курганов этой единственной в мире культуры с «замерзшими» могилами. Теперь – курганы хунну в Северной Монголии, предметами из которых, обнаруженными экспедицией Козлова, как и пазырыкскими находками Руденко, я любовалась в Эрмитаже.

Все сбылось. Хотя нельзя забывать, что со своими новыми методами и новыми возможностями мы всего лишь шли по следам первооткрывателей: все культуры, которыми пришлось заниматься, – и пазырыкцы, и хунну – были открыты задолго до наших раскопок. Несмотря на это, результаты, которые мы получили, оставили чувство глубокого удовлетворения. Почему?

Есть новые памятники и предметы, открытые нами, и есть те, которые были найдены давно, но которым мы задаем вопросы. Сейчас вопросов мы можем задать намного больше, чем первооткрыватели. Время накладывает заметный отпечаток на гуманитарную науку. Она уже не мыслится без междисциплинарного подхода. Неизмеримо расширились наши исследовательские возможности. Растет объем информации, которую мы получаем от археологических памятников. И в этом смысле нам действительно удалось продвинуться в изучении ранее открытых древних культур, найти подтверждения многим уже высказанным предположениям и, главное, выдвинуть новые. К тому же история людей, которой мы занимаемся здесь, в Сибири, простирается далеко за пределы нашего региона – в Китай, Иран, Тибет, Индию – на огромные территории, объединенные в один исторический узел кочевым миром. Постороннему человеку может показаться, что подобные метания мысли довольно хаотичны, но все наши исследования лежат в русле одного направления, логически выверенного и базирующегося на точном знании.

Но, конечно, осталась еще одна мечта – открыть что-то совершенно новое, никем и никогда невиданное. И если бы современный мир был немного добрее… Но в китайском Синьцзяне – беспорядки; Афганистан воюет, Иран практически закрыт для серьезных археологических исследований; события в Лхасе не прибавляют оптимизма… Получить разрешение на раскопки в подобных местах сегодня очень сложно, но хочется верить, что трудности эти преодолимы – и есть примеры, когда российские экспедиции в начале века успешно работали и в гораздо более трудных условиях, преодолевали значительно более серьезные препятствия. Надо просто терпеливо ждать своего часа.

Командный успех

Никакое археологическое исследование не может быть успешным без команды. Успехом в исследовании памятников пазырыкской культуры я во многом обязана своему отряду. Уже после первого сезона в 1991-м студенты из Новосибирского пединститута, составившие костяк отряда, – Антон Лучанский, Саша Павлов, Костя Банников, Лена Кузнецова и другие ребята – были околдованы Укоком и стали ездить туда каждый год.

Они проработали со мной на этом высокогорном плато многие полевые сезоны. И ту работу, которую ребята проделывали в рекордные сроки и в самых экстремальных условиях, я иначе как подвигом назвать не могу. В этом смысле у меня и сегодня ничего не изменилось. Моя нынешняя команда – Женя Богданов и Людмила Петровна Кундо – такие же беззаветно преданные профессии люди. Пять месяцев, с мая до поздней осени, мы провели на раскопках 20-го Ноин-Улинского кургана в Монголии, и мне ни разу не пришлось услышать от них сакраментальную фразу: «Когда же мы наконец уедем отсюда?» И это всегда удивляло наших монгольских коллег, утверждавших, что российские археологи проводят в поле больше времени, чем все другие иностранные экспедиции, вместе взятые. Но профессия – это ведь образ жизни…

Большие удачи должны многому научить – например, ставить высокую планку и уже в соответствии с ней формулировать новые задачи... Это естественно – ведь человек растет в зависимости от целей, которые перед собой ставит. И последние должны быть всегда немного больше твоих сил – иного способа двигаться вперед не существует.

Археологи – это мужественные люди, которые занимаются своим трудом в самых сложных условиях, как климатических, так и политических, но любовь к истории помогает им достойно переносить все тяготы выбранной профессии.

Людьми, которые служат археологии, движет тяга к древности и непознанным фактам из истории человеческой цивилизации, а также авантюризму и приключениям.

При этом археология не ограничивается лишь сушей, а охватывает также и подводный мир, где также постоянно ведутся научные работы.

Археологи имеют и свою специализацию, различая морскую, полевую и экспериментальную археологию.

Требования к профессии археолог

Профессиональный археолог должен уметь не только заниматься раскопками, но и правильно классифицировать находки, поэтому от него требуются глубокие знания в области истории древнего мира, а кроме того, хорошо рисовать, чертить, иметь навыки фотографа, а также знать принципы хранения и реставрации предметов древности, выполненных из различных материалов.

Также стоит отметить, что археолог должен неплохо разбираться в науках, которые являются вспомогательными для истории, таких как нумизматика, геральдика, текстология и т.п.

Личные качества, необходимые для археолога

Профессия археолога связана с частой сменой мест работы, сменой климатических поясов и работу со всевозможными органическими веществами, что требует хорошей физической подготовки, выносливости, великолепного здоровья и отсутствия аллергии.

Кроме того, как правило, археологические экспедиции имеют высокую продолжительность, а поэтому от археолога требуется:

  • коммуникабельность,
  • уравновешенность,
  • умение сохранять спокойствие в самых различных ситуациях,
  • умение работать в коллективе.

Востребованность профессии археолог

Карьера археолога зачастую проходит в полевых условиях, где происходят всевозможные археологические раскопки. Однако, профессиональный археолог может быть востребован и в большом городе, работая в музеях, где от него требуется подготовка экскурсионных программ, обеспечение сохранности археологических артефактов, а также информирование персонала о тонкостях работы с древними предметами.

Кто такой археолог? О такой профессии как археолог большинству из нас известно из кинофильмов, на подобие «Индиана Джонс», которого превосходно олицетворил на киноэкране Харрисон Форд. Археологи, в нашем понятии, это мужественные герои, всегда готовы идти на подвиги, ради находки той или иной реликвии. И до конца опровергнуть этот факт нельзя, так как аналогичные копатели попадаются, но все же довольно редко. В реальности, эта специальность, обладающая собственными положительными и отрицательными качествами, притягивает к себе совсем иной типаж личностей. С археологами Голливуда их практически ничего не объединяет.

Профессия археолог кратко. Прежде чем объяснять недостатки и достоинства одной из наиболее таинственных специальностей, необходимо понять, чем является археология. Эта наука никак не менее существенная и значительная, нежели история, и цель ее приблизительно такая же, различие только в методах.

Есть такое высказывание что, археологом является тот же самый историк, только с лопатой.
Исторические данные добываются археологом не из древних бумаг и документации (но, нередко требуется прибегать и к документам), а в большей части из изучения полевой местности, в период раскапывания древнейших населений, захоронений, укрепленных построек и т. п.

При нахождении древнейших артефактов, археолог фиксирует местность и обстановку, в которой они были обнаружены. Специалист представляет собственную характеристику своей находке – устанавливает источник ее происхождения, сколько лет находке и на сколько она уникальна. Это трактовка, благодаря которой, из совсем маленьких частичек можно сложить увлекательнейшую теорию, которая позволит нам более углубленно познать о нужном этапе в человеческой истории, о котором исторические источники оповещают нас не так подробно.

Так же предлагаем ознакомиться с профессией антрополога , аранжировщика и антикризисного менеджера .

Плюсы и минусы профессии археолога. Минусы:

Значительную долю своей жизнедеятельности археологу приходиться проводить в поле. А это совсем не то, что провести уик-энд с приятелями на рыбалке или выход с шалашом в отличную погоду. Ежемесячно археологи живут в этой палатке, независимо от того идет ли на улице ливень, град, дождь, ураган – он применяет любой момент для проведения раскопок. Мало того, там не присутствуют даже простые домашние блага. Ему необходимо запастись провизией и понимать, когда и где можно эту провизию пополнить. Основательной проблемой стает даже приготовить еду, вымыть посуду и выполнить действия, относительно личной гигиены.

Труд археолога потребует огромной усидчивости и интереса. Во время процесса раскопок, необходимо придерживаться методологии, основательно закреплять находки, оформлять документы, наблюдать за надлежащей сохранностью реликвий, обладать способностью грамотно их сохранять, в том числе еще и имея познания реставратора. Не каждый сможет выполнить подобную задачу.

Археолог обязан быть выносливым и физически развитым. Так как на раскопках обязаны трудиться все без исключения, в том числе руководящие должности. Автоматизирование в этой деятельности сведено к минимуму. Попросту рыть ямы ежедневно и ежемесячно – тяжелейший труд, а если рыть с соблюдением жестких условий, еще труднее.

Археологи зачастую выполняют свою работу очень далеко от врачебных заведений и должны обладать способностью выявлять медицинскую поддержку и преодолевать свои недуги не отрываясь от работы.

Кроме того, эта специальность ещё и опасная. Археологи должны противодействовать дикой живности, несдержанным жителям близкорасположенных населенных пунктов, злодеям, которые были бы не против разворовать древнее захоронение. Да, к огорчению, в настоящее время еще имеются «черные» кладоискатели, которые могут в буквальном смысле слова сражаться за древнейшие богатства.

Археолог – специальность малооплачиваемая. Они в постоянном поиске денежных средств на спонсирование экспедиции, но это, зачастую, сложно совершить. Заработные платы у них невысокие.


Основные плюсы.

Чем полезна профессия археолога. Очень редкая специальность, помимо специальности археолога, в нынешний период времени, мало у кого есть вероятность осуществить кричащую находку либо изобретение. На нашей планете имеется колоссальное число неведомых археологических монументов. Еще небыли обнаружены древнейшие поселения, могилы знаменитых людей истории, огромные богатства. Теоретические данные регулярно пересматривают из-за воздействия новых сведений. Непосредственно археолог способен внести свое имя в историю, совершив чрезвычайное открытие.

Есть вероятность регулярно изменять область работы. В летний сезон он роет. В тот период, когда этого делать нельзя, археолог составляет академические заметки и книги, выполняет работу в музейных и архивных залах, ведет лекции в высших учебных заведениях, ведет научные конференции в различных населенных пунктах и государствах. Если сопоставить труд в кабинете и работу археолога, то последнее значительно увлекательнее.

Огромное число проблем специальности археолога, может привести этого человека к одиночеству. Или никак не выходит завести серьезные семейные отношения, или эти отношения заканчиваются крахом. Но, благодаря этим отличительным чертам, лица, не подготовленные к данной специальности ее покидают. Остаются лишь истинные поклонники собственного процесса. Ассы археологии. По этой причине приходя в археологию, возможно быть убежденным, что будешь находиться в окружении людей родными тебе по духу и нраву.

Между прочим, из числа археологов зачастую встречаются семейные пары. И в случае если парень и девушка встретили друг друга на раскопках и, при этом, из них вышла семья, в таком случае у данной пары не станет непонимания по части долгого отсутствия.

Увлекательная и нужная специальность археолога вызывает многочисленный интерес. Археологов можно увидеть основными персонажами кинофильмов, главными героями приключенческих романов. Молодое поколение проявляет желание к изучению археологии. Поступает в высшие учебные заведения.

Но встретившись на раскопках с тяжелейшими условия пребывания лицом к лицу, большое количество новичков покидают профессию. Если учитывать то, что достойной платы от этой профессии можно не ждать, то на сегодняшний день специальность археолога считается редкой и не имеющей популярности.

Ознакомиться с профессией поближе можно на видео:

Сохранившихся до нашего времени задокументированных хроник недостаточно для получения четкого представления о событиях, быте, культуре прошлого. Археолог – это ученый-историк, призванный заполнить существующие пробелы с помощью проведения раскопок. Для работы по этому направлению рекомендуется обладать крепким здоровьем, обширными знаниями в ряде обязательных дисциплин, специфическими личными качествами. На практике археология не так проста и романтична, как кажется многим. Но это нужная, полезная, интересная профессия, которая позволяет получать массу важной информации о прошлом человечества.

Люди, выбравшие профессию археолога, занимаются поиском, изучением, восстановлением и документированием артефактов. Это собирательное название вещественных источников исторических знаний, созданных или обработанных человеком. В этот внушительный перечень входят предметы быта, постройки, оружие, инструменты, деньги и даже кости. В отдельную группу относят письменные источники – изделия с надписями на поверхности.

Виды археологии, их особенности:

  • полевая – раскопка остатков человеческих поселений и исследование следов их пребывания на суше;
  • подводная – изучение останков кораблей, ушедших под воду городов, подъем затонувших артефактов;
  • экспериментальная – восстановление разрушенных или очень старых вещей, важных для истории, путем реконструирования с использованием инновационных технических приемов.

Редко можно найти археолога общего профиля. Обычно представители профессии имеют узкую специализацию с упором на конкретный временной отрезок, регион, исторический период или даже определенную страну, народность.

Какими личностными качествами должен обладать археолог

Эффективная работа с артефактами требует наличия у соискателя должности ряда базовых, профильных, узконаправленных знаний. Также профессия археолога нередко подразумевает определенные сложности, справиться с которыми способны не все.

Качества, которыми должен обладать археолог:

  • готовность к работе в не самых комфортных условиях – зачастую раскопки ведутся вдали от цивилизации, где даже с элементарными удобствами возникают проблемы;
  • терпение и способность в течение долгого времени выполнять монотонную работу – день многих историков «в полях» состоит из махания лопатой, кисточкой или щеткой;
  • коммуникабельность, способность хорошо ладить с окружающими – нередко на раскопки уходят месяцы, во время которых приходится общаться с узким кругом людей;
  • нацеленность на выполнение не только интеллектуальных заданий, но и тяжелых физических упражнений – у многих археологов рабочий день состоит из ношения тяжестей, нахождения в неудобном положении;
  • увлеченность своим делом, готовность постоянно учиться – если этих качеств нет, то сложности, связанные с направлением, быстро перекроют все его положительные стороны;
  • умение замечать мелочи, анализировать их, делать выводы из не самых очевидных признаков;
  • способность сопоставлять массу различных данных, оперировать большими объемами информации, быстро принимать решения;
  • аккуратность, педантичность – большинство артефактов находится в уязвимом перед человеком положении. Любое неосторожное движение способно уничтожить историческое наследие;
  • отсутствие фантазии или способность ее сдерживать – археологи работают только с очевидными вещами. Они должны уметь абстрагироваться от теории, делая заключения только по доказанным фактам.

Полевому или подводному археологу необходима хорошая физическая подготовка и выносливость. Представителям профессии нередко приходится работать в неблагоприятных условиях, при критических показателях температуры и влажности, отсутствии элементарных удобств. Врачи выделяют ряд медицинских противопоказаний для соискателей специальности: болезни сердца, перепады АД, судороги, проблемы со слухом или речью, сахарный диабет, нарушение состава крови, дерматиты, хронические инфекции. Необходимо также отсутствие аллергических реакций на различные раздражители – от пыли или укусов насекомых до химических реагентов.

Где учиться на археолога

Вопреки распространенному мнению, для начала работы по специальности недостаточно попасть на раскопки в качестве ассистента или рабочего. Чтобы стать археологом нужно получить академическое образование по профилю. В большинстве крупных городов есть ВУЗы с историческими факультетами. Лучше изначально выбрать кафедру археологии, тогда во время обязательных практических выездов у студента появится шанс оценить специфику выбранного направления.

Каждый ВУЗ сам определяет, какие экзамены ЕГЭ учитываются при поступлении. Чаще всего это русский язык, обществознание, история. Иногда нужно сдавать дополнительные дисциплины на усмотрение факультета и в соответствии с его спецификой. Это могут быть черчение, информатика, биология, физика или химия. Такие требования возникают из необходимости наличия у археолога ряда навыков, которые в будущем ему понадобятся для работы.

Хороший археолог должен уметь:

  • чертить, рисовать, составлять планы и схемы, делать наброски;
  • управляться с фото-аппаратурой;
  • владеть навыками консервации, предварительной обработки, реставрации артефактов, исходя из их материала;
  • обращаться со снаряжением скалолаза или дайвера при необходимости.

Для успешной работы в археологии познаний в истории недостаточно. Искатель артефактов должен разбираться в геологии, геодезии, антропологии, этнографии, палеографии и ряде смежных дисциплин. Необходимы знания по физике, химии, текстологии, нумизматике, геральдике и других областях.

Настоящие профессионалы своего дела никогда не прекращают учиться на археолога. После окончания ВУЗа они занимаются изучением трудов своих коллег, посещают семинары и конференции, расширяют спектр своих теоретических знаний и практических навыков.

Где и как работают археологи

Раскопки – далеко не единственное место работы искателя артефактов. Активные практические действия в зоне возможного присутствия реликвий считаются скорее редкостью, чем системой.

Функции археолога не ограничиваются расчисткой участка земли, в котором возможно наличие важных для истории предметов. Все начинается с поиска подходящей области по историческим источникам, что подразумевает длительную кропотливую работу с бумагами.

После установления зоны поиска артефактов на место выезжает группа, оснащенная всем необходимым. В ее состав помимо археологов входят рабочие, лаборанты, ассистенты, технологи, другие специалисты. Обычно их трудовой день начинается с восходом солнца, продолжается весь световой день, во время которого делаются короткие перерывы на отдых. На некоторых участках действовать приходится очень осторожно, из-за чего некоторые профессионалы часами занимаются практически ювелирным удалением слоев земли с найденных предметов.

Большую часть своей трудовой жизни археологи работают в кабинетах, лабораториях, библиотеках. Они собирают информацию, анализируют ее, сопоставляют факты. В случае необходимости специалисты занимаются восстановлением разрушенных предметов, их исследованием с помощью современных технических подходов. Не меньше времени у них уходит на обмен информацией с коллегами, документирование полученных данных.

Зарплата археолога в России

Доходы ученых зависят от места их работы, наличия ученой степени, вида деятельности, степени активности. В среднем оклад кандидата наук составляет 30-40 тыс. рублей. Обладатель ученой степени может рассчитывать на 50-60 тыс. рублей. Зарплата археолога может существенно прибавиться, если он имеет вес в научном обществе, занимается написанием статей или выпуском книг. Профессионалов с известным именем в своей области нередко приглашают читать лекции, выполнять функции консультанта на съемках фильмов, выступать цензором учебной или научно-популярной литературы. За границей археолог нередко получает на порядок больше, но в других странах хватает своих специалистов, поэтому найти где-либо место удается единицам.

Преимущества профессии археолога

Археология – интересная наука, которая привлекает сотни тысяч людей одним только шансом поучаствовать в раскрытии тайн истории. Ее почитатели видят еще немало плюсов в профессии археолога, но все они субъективны. У ученых есть шанс найти что-то значимое, сделать открытие, самим войти в историю. С каждым годом интерес к направлению все больше растет, появляются интересные государственные программы финансирования поездок. У профессионала с обширным багажом знаний есть немало способов хорошо заработать на археологии – статьи, семинары, лекции, книги, телевизионные программы.

Все чаще в проведении исследований становятся заинтересованы негосударственные структуры. У подкованных и амбициозных искателей артефактов появляется шанс заняться частными раскопками в различных климатических условиях. Археология требует от ученого постоянного развития, не дает расслабиться, побуждает к получению свежих знаний, овладению новыми навыками.

Недостатки профессии археолога

Сегодня археология России не находится в упадническом состоянии, как полвека назад, но все еще не считается передовой областью в науке. Исторические факультеты выпускают тысячи молодых специалистов, которые часто испытывают сложности с трудоустройством. Зарплата неопытных кадров изначально может быть настолько мала, что не удовлетворяет базовых потребностей. Чтобы проявить себя в направлении начинающим археологам приходится тратить массу времени – после 4 лет бакалавриата, 2 лет магистратуры и 3 лет аспирантуры требуется набрать минимум 5-летний стаж. Только после этого целесообразно приступать к написанию статей или книг, пытаться устроиться в международную группу.

Некоторые археологи указывают на сложности сочетания профессии с личной жизнью. Это особенно актуально для женщин, мечтающих завести детей. Правда, есть варианты работы без частых командировок. Не каждый раз раскопки становятся удачными, что способно подорвать моральный настрой. Условия в поездках часто не слишком комфортные, справиться с которыми многим современным людям не удается. Сделать яркую карьеру в археологии с вытекающим из этого финансовым благополучием удается лишь единицам.

Профессия археолога – это не 100-процентный шанс заработать денег и добиться славы. Представители направления считают его призванием для тех, кто влюблен в науку, жаждет романтики, не боится тяжелого труда и возможных разочарований.