Таможенный перевозчик. Курс: Правовая регламентация транзита товаров - Перевозка товаров под таможенным контролем Сроки осуществления таможенного контроля

Благодаря интенсивно развивающимся международным торговым отношениям (перевозка таможенных грузов) стала одним из активно востребованных сегментов. Данный род услуг, предлагаемый транспортными компаниями, требует не только более тщательной подготовки и использования транспортных средств, отвечающих нормативам европейских стандартов, но и подготовкой используемой документации.

Для сопровождения таможенных перевозок кроме документов исполнителя, дающих лицензированное право на осуществление перевозок, перевозчик должен иметь таможенное свидетельство. Оптимальный вариант – наличие лицензии, обосновывающей право на предоставление услуг посредника в перевозке различных таможенных грузов. Она выдается государственной таможенной структурой на основании законодательных актов о лицензировании ряда видов хозяйственной деятельности.

Перевозчик таможенных грузов – это лицо с физическим или юридическим статусом, выполняющее транспортировку продукции или товаров, находящихся под контролем таможни. Таможенный перевозчик осуществляет доставку грузов между таможенными структурами различных государств по правилам, регламентируемым Таможенным Кодексом.

Для выполнения (перевозки грузов под таможенным контролем) исполнителю потребуется еще ряд важных документов. У перевозчика должна быть накладная формата CMR, в которой проставляется дата отгрузки, наименование транспортируемой продукции, данные исполнителя, расценки перевозки, данные получателя и срок доставки. На накладной специализированной формы CMR, подтверждающей факт наличия договора, должны быть подписи исполнителя и отправителя.

Упрощение таможенных формальностей при наличии книжки МДП

Еще в 1975 году была разработана и принята Таможенная конвекция, регламентирующая правила международных перевозок с использованием специальных книжек МДП. Данный документ выдает Ассоциация международныхавтоперевозчиков. Книжки действительны при транспортировке грузов без промежуточных перегрузок в опломбированных или опечатанных контейнерах или транспортных средствах. Наличие книжки упрощает процедуры прохождения пограничных рубежей стран, пересекать которые приходится в процессе доставки таможенного груза. Перевозки грузов, товаров, находящихся под государственным таможенным контролем, по книжкам МДПосвобождаются от оплаты пошлин в странах промежуточного следования. Таможенный досмотр транспортных средств исполнителей, имеющих данные документы, осуществляется в крайне редких случаях. Правила, предоставляемые конвенцией МПД, действуют при транспортировке товара, проходящей максимум через четыре таможни.

Если сумма таможенных сборов, налогов, пошлин превышает размер суммы гарантий, может быть организовано сопровождение груза представителями таможенных органов. Правила сопровождения описаны в Положении о таможенном сопровождении. Транспортировка с использованием документа МДП может быть прервана при пересечении границы стран, не поддерживающих договор о данной конвенции. Причиной приостановки действия книжки может быть предоставление более выгодных транзитных условий на данном отрезке пути. Правила, регламентированные конвенцией, возобновляются после пересечения отрезка пути, на котором было приостановлено действие договора МПД, при сохранении печатей и пломб.

Страница 10 из 11


Перевозка товаров под таможенным контролем

Понятие таможенного контроля, его осуществление при доставке товаров

Таможенный контроль представляет собой систему мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения установленного порядка международной перевозки товаров. Совокупность действий по таможенному контролю распространяется на ввозимые на территорию договаривающихся государств товары, товары, вывозимые с их территории, а также перемещаемые транзитом.

Помимо общих положений Конвенции о транзитной торговле внутриконтинентальных государств 1965 г., касающихся таможенных возможностей, таможенный контроль урегулирован в международных правовых актах стран СНГ, в том числе в Решении № 6 Совета глав правительств при Межгосударственном Совете Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Российской Федерации «О соглашении о единых условиях транзита через терри-тории государств-участников таможенного союза» от 22.01.1998 г., а также во Временном положении о доставке и транзите товаров, перемещаемых под таможенным контролем между российскими, белорусскими и казахстанскими таможенными органами, от 29.01.1996 г. и некоторых других.

Доставка товаров под таможенным контролем представляет собой перевозку товаров, транспортных средств и документов на них от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения под контролем таможенных органов без взимания таможенных пошлин, налога на добавленную стоимость, акцизов, иных налогов, взимание которых возложено на таможенные органы, а также без изменения мер экономической политики.

В соответствии с Правилами доставки товаров под таможенным контролем существует два вида доставки. Первый - это доставка товаров, подлежащих обложению таможенными пошлинами и налогами при их помещении под таможенный режим выпуска для свободного обращения (ДТ1). Второй - доставка товаров, не подлежащих обложению таможенными пошлинами и налогами при их помещении под таможенный режим выпуска для свободного обращения (ДТ2).

Доставка товаров под таможенным контролем применяется в отношении ввозимых товаров, если их помещение под определенный таможенный режим производится не в таможенном органе по месту ввоза.

Доставка применяется также в отношении иностранных вывозимых товаров, подлежащих обложению таможенными пошлинами и налогами при помещении под таможенный режим выпуска для свободного обращения, в отношении которых таможенным органам не уплачены таможенные платежи. Кроме того, доставка товаров распространяется на продукты переработки иностранных товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации, на товары, перемещаемые между складами, и на другие товары в случаях, определенных законодательством.

Обязательства перевозчика при доставке товаров под таможенным контролем заключаются в доставке их без какого-либо изменения упаковки или состояния, кроме изменения вследствие естественного износа или убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения; перевозке товаров с единственной целью – доставке их в пункт назначения; транспортировке товаров по установленному маршруту в определенное таможенным органом отправления место.

Важное требование предъявляется к соблюдению сроков доставки товаров. Она должна быть произведена в сроки, установленные таможенными органами отправления в соответствии с обычными сроками доставки, исходя из возможности транспортных средств, установленного маршрута и других условий перевозки, но не свыше предельного срока, определенного из расчета две тысячи километров за один месяц.

Нормативно определены сроки начала и окончания доставки товаров. Доставка ввозимых товаров начинается с момента начала оформления их доставки и заканчивается окончанием оформления завершения доставки. Доставка вывозимых товаров начинается с момента принятия таможенным органом отправления документа контроля за доставкой товаров и заканчивается фактическим вывозом товаров за пределы таможенной территории.

Места доставки определяются в зависимости от того, ввозятся или вывозятся товары. Местами доставки ввозимых товаров являются склады, расположенные в регионе деятельности таможенных органов назначения. Что касается мест доставки вывозимых товаров, то это пункты пересечения таможенной границы, расположенные в регионе деятельности таможенного органа назначения.

Сведения о местах доставки товаров (адрес склада, номер и срок действия лицензии на учреждение склада, пункт пропуска на таможенной границе) указываются в грузовых документах, следующих с товаром. В случае отсутствия таких сведений ввозимые товары доставляются в места, определяемые таможенными органами отправления в соответствии с реестром мест доставки, формируемым Государственным таможенным комитетом Российской Федерации.

Если товары прибыли в место доставки не во время работы таможенного органа и соответствующего склада, они размещаются в зоне таможенного контроля.

Порядок доставки товаров под таможенным контролем.

Порядок доставки товаров под таможенным контролем включает соблюдение условий доставки, урегулированных таможенным законодательством; осуществление идентификации перевозимых товаров; выполнение грузовых операций с товаром; осуществление таможенного контроля перевозочных документов.

Соблюдение условий при доставке товаров под таможенным контролем означает получение разрешения таможенного органа на доставку товаров, не запрещенных к ввозу в Россию и вывозу из нее; получение разрешения (лицензии) на ввоз товаров в Россию, если оно предусмотрено действующим законодательством; выполнение требования таможенного органа о соблюдении таможенного законодательства при доставке товаров (надлежащее оборудование транспортных средств, таможенное сопровождение, перевозка товаров таможенным перевозчиком или обеспечение уплаты таможенных платежей).

Последние два условия связаны с обеспечением возможности идентификации доставляемых товаров и предоставлением документов контроля за доставкой товара, а также других документов, необходимых для таможенных целей.

В случае невыполнения перечисленных условий товары возвращают за пределы таможенной территории России.

К порядку доставки товаров под таможенным контролем относятся меры по обеспечению соблюдения таможенного законодательства. Они касаются надлежащего оборудования транспортных средств при осуществлении либо таможенного сопровождения (сопровождения товаров, транспортных средств и документов на них должностными лицами таможенных органов), либо перевозки товаров и документов на них таможенным перевозчиком. Если ни таможенное сопровождение, ни перевозка таможенным перевозчиком не могут быть реализованы, доставка товаров допускается при условии обеспечения уплаты таможенных платежей.

Дополнительные требования законодательства распространяются на транспорт, доставляющий товары, если в качестве средств идентификации при их доставке используются таможенные печати и пломбы. Транспорт должен соответствовать Правилам оборудования транспортных средств (контейнеров) для перевозки товаров под таможенными печатями и пломбами, а также быть допущенным к перевозке в соответствии с Инструкцией о порядке допущения транспортных средств для перевозки товаров под таможенными печатями и пломбами.

Решение о таможенном сопровождении или перевозке товаров таможенным перевозчиком принимается таможенным органом отправления при доставке товаров, запрещенных к ввозу в Российскую Федерацию и вывозу из нее, товаров, подлежащих лицензированию, сертификации или контролю специальных государственных органов.

Важным элементом порядка доставки товаров под таможенным контролем является их идентификация. Цель идентификации товаров при их доставке под таможенным контролем - исключение случаев изъятия товаров или их замены без разрешения таможенных органов. Идентификация товаров таможенным органом отправления осуществляется после идентификационного их досмотра путем наложения пломб, печатей, нанесения идентификационных знаков, проставления штампов, использования описания товаров, чертежей, масштабных изображений, фотографий, иллюстраций, товаросопроводительной и иной документации.

Средства идентификации могут изменяться или уничтожаться только таможенными органами или с их разрешения. Исключения составляют случаи реальной угрозы уничтожения, безвозвратной утраты или существенной порчи товаров, когда перевозчик обязан незамедлительно сообщить ближайшему таможенному органу об изменении, удалении или уничтожении средств идентификации и представить доказательства существования указанной угрозы.

Если в таможенном органе отправления идентификационный досмотр не проводился, в качестве средств идентификации могут признаваться пломбы и печати транспортных организаций или отправителей товаров.

Сведения о средствах идентификации указываются в документе контроля за доставкой товаров (ДКД).

Таможенный орган назначения производит идентификацию товаров путем проверки средств идентификации таможенного органа отправления, проведения идентификационного досмотра и осуществления таможенного контроля в иных формах.

Следующей составной частью порядка доставки товаров под таможенный контроль является выполнение грузовых операций с товарами. Речь идет о догрузке, частичной выгрузке либо перегрузке на другие транспортные средства товаров в процессе перевозки. Основные правила грузовых операций с товарами заключаются в следующем. Эти операции производятся на складах либо в зонах таможенного контроля с разрешения соответствующего органа. При этом срок доставки товаров устанавливается с учетом времени, необходимого для проведения указанных операций.

Разрешение на осуществление таких видов грузовых операций, как догрузка товаров, неизвестная заранее частичная их выгрузка, доставка оставшегося товара, перегрузка товаров на другое транспортное средство, дают таможенные органы, в регионе деятельности которых эти операции производятся. Что касается разрешения на известную заранее частичную выгрузку доставляемых товаров, то его дает таможенный орган отправления.

В случае, если существует реальная угроза уничтожения, безвозвратной утраты или существенной порчи товаров, перевозчик может по собственному усмотрению принять решение о выгрузке или перегрузке товаров. При этом он должен привести доказательства того, что его действия были обусловлены необходимостью сохранения транспортного средства или товаров, и обеспечить их перевозку в ближайший таможенный орган или доставку должностных лиц таможенного органа к месту нахождения товаров.

Таможенный орган изучает обстоятельства случившегося, предоставленные перевозчиком доказательства и составляет акт об аварии или действии непреодолимой силы.

Разрешение на возобновление доставки товаров дает таможенный орган, составивший таможенный акт.

В детально урегулированной системе действий по доставке товаров под таможенным контролем центральное место отводится таможенному органу. В его деятельности можно выделить два этапа. Первый отражает действия таможенного органа страны отправления, а второй - действия таможенного органа страны назначения. На первом этапе при ввозе товаров и транспортных средств на таможенную территорию России перевозчик уведомляет таможенный орган о пересечении таможенной границы Российской Федерации. Таможенный орган, в регионе деятельности которого находится место ввоза товаров, доводит до сведения заинтересованных лиц форму, порядок и место передачи уведомления. На практике в качестве уведомления используются грузовые и товаросопроводительные документы.

Контроль за перемещением товаров от места ввоза на таможенную территорию России до таможенного органа страны назначения - система мер, осуществляемых таможенным органом стороны отправления, которая включает проверку соблюдения правил заполнения ДКД, наличия предусмотренных документов контроля за доставкой товаров и иных документов, отсутствия ранее нарушения перевозчиком таможенных правил при доставке товаров, наличия свидетельства о допущении транспортного средства для перевозки товаров под таможенными печатями и пломбами. Кроме того, он выясняет, подлежит ли товар контролю других государственных органов, а также определяет вид доставки товаров (ДТ1 или ДТ2). Проверке подлежит обеспечение идентификации товаров и транспортных средств. В случае необходимости таможенный орган производит идентификационный досмотр товаров.

Итогом указанной проверки является принятие решения о перевозке товаров в соответствии с существующими правилами перевозки, в том числе таможенным перевозчиком или с таможенным сопровождением.

На основании принятого решения таможенный орган отправления обеспечивает идентификацию товаров, сверяет сведения о местах доставки товаров, указанные в грузовых документах, со сведениями, указанными в реестрах складов, определяет срок, место и маршрут доставки, проставляет на всех грузовых документах штамп и заверяет его личной номерной печатью, регистрирует ДКД в журнале регистрации и проставляет на нем регистрационный номер. Второй и третий листы ДКД он вручает перевозчику для представления вместе с товаром и другими документами в таможенный орган назначения, а первый и четвертый листы ДКД оставляет для последующей передачи в отдел контроля за доставкой товаров.

На втором этапе после прибытия товаров в место доставки перевозчик представляет товары, транспортные средства и необходимые документы таможенному органу назначения.

Последний доводит до сведения заинтересованных лиц форму, порядок и место подачи уведомления о прибытии товаров.

Получив уведомление о доставке товаров и соответствующие документы, таможенный орган назначения проверяет факт помещения на склад товаров и транспортных средств или их учет на складе, а также соблюдение перевозчиком установленного срока и маршрута доставки. После этого он идентифицирует доставленные товары и транспортные средства и проставляет на всех экземплярах ДКД и грузовых документах штамп, который заверяет личной номерной печатью и регистрирует ДКД в журнале регистрации. Третий лист ДКД таможенный орган назначения возвращает перевозчику, а второй оставляет для передачи в отдел контроля за доставкой товаров. Кроме того, перевозчику он выдает свидетельство, подтверждающее доставку товаров под таможенным контролем.

ДОСТАВКА ТОВАРОВ ПОД ТАМОЖЕННЫМ КОНТРОЛЕМ

перевозка товаров, транспортных средств и документов на них от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения под таможенным контролем без взимания таможенных пошлин, НДС, акцизов, иных налогов, взимание которых возложено на таможенные органы, а также без применения мер экономической политики. При ввозе товаров и транспортных средств на таможенную территорию РФ, оформление доставки, доставка, завершение доставки являются предварительными операциями. предшествующими основному таможенному оформлению. При вывозе товаров и транспортных средств за пределы таможенной территории РФ, на территорию свободных таможенных зон и на свободные склады эти товары в период доставки находятся под таможенным контролем. Д.т. под т.к. подразделяется на два вида:а)доставка товаров, подлежащих обложению под таможенный режим выпуска для свободного обращения; б) доставка товаров, не подлежащих этому обложению.

Д.т. под т.к. применяется в отношении: а) ввозимых товаров, если их помещение под таможенный режим производится не в том таможенном органе, в регионе деятельности которого находится место ввоза; б) иностранных ввозимых товаров, подлежащих налогообложению при помещении под режим выпуска для свободного обращения и в отношении которых не уплачены (не взысканы) таможенные платежи, подлежащие уплате при их выпуске в свободное обращение;

в) продуктов переработки иностранных товаров, вывозимых с таможенной территории РФ; г) товаров, перемещаемых между складами; д) других товаров, определяемых законодательными актами. Д.т. под т.к. осуществляется с разрешения таможенного органа, в установленные им сроки, определяемые исходя из возможностей транспортного средства, маршрута. Д.т. под т.к. - обязанность перевозчика. Места Д.т. под т.к. (за исключением вывозимых) - склады в регионе деятельности таможенного органа назначения; вывозимых товаров - пункты пересечения таможенной границы РФ, расположенные в регионе деятельности таможенного органа назначения.

Д.т. под т.к. допускается при соблюдении необходимых условий: товар не запрещен к ввозу (вывозу), произведен ветеринарный либо фитосанитарный контроль, имеется лицензия на ввоз, обеспечена возможность идентификации, представлены необходимые документы. Документ контроля за Д.т. под т.к. (ДКД), необходимый для таможенных целей и контроля, заполняется на каждую партию товаров. В качестве такого документа используются также книжка МДП, дополнительный экземпляр и копии грузовой таможенной декларации. Одновременно с ДКД подаются документы, перечень которых утверждается нормативными актами ГТК РФ.

Грузовые операции с товарами при Д.т. под т.к. могут осуществляться с разрешения таможенного органа на складах либо в зонах таможенного контроля. Решение о возможности доставки Д.т. под т.к. принимается после проверки таможенным органом отправления: соблюдения правил заполнения ДКД, наличия соответствующих документов, при необходимости - технического состояния грузового отделения транспортного средства и т.д.

По прибытии в место доставки перевозчик представляет товары,транспортные средства, документы таможенному органу назначения, который после проведения соответствующей проверки выдает перевозчику свидетельство о подтверждении Д.т. под т.к.

Украинский Союз автомобильного транспорта и логистики создан с целью повышения эффективности перевозок грузов автотранспортом путем использования таможенной транзитной системы стран Евросоюза, координации работы членов Союза на рынке транспортных, экспедиторских и логистических услуг, внедрения групповых схем страхования ответственности перевозчиков и экспедиторов, оказания визовой поддержки водителям по странам Шеннгенской зоны и Евросоюза.

Союз предлагает использование гарантийных таможенных транзитных документов Евросоюза (документов Т1/Т2) вместо книжек МДП (карнетов ТИР) для перевозок грузов под таможенным контролем из Украины в страны Евросоюза и в обратном направлении. Их применение дает возможность перевозчику упростить таможенное оформление на пограничных переходах Украины и стран ЕС, а также внутри ЕС, ускорить прохождение автомобилем границ, избежать конвоирования. С применением документов Т можно перевозить любые грузы, в том числе алкоголь и табак.

Система общего таможенного транзита (далее ТС) построена на похожих принципах, что и система МДП, и позволяет транспортировать грузы с использованием этого документа под таможенным контролем и таможенными пломбами между Украиной и странами ЕС и транзитом через них.

В соответствии с Таможенным кодексом ЕС, процедура общего таможенного транзита подразделяется на процедуру внешнего транзита Т1 (ввоз товаров в страны Евросоюза или транзит через страны Евросоюза) и процедуру внутреннего транзита Т2 (вывоз товаров из стран Евросоюза в страны-члены Конвенции).

Особое место в ТС занимает гарант, то есть лицо, которое в соответствии с письменным обязательством, несет перед таможенными органами ответственность за уплату таможенных пошлин и сборов. Документы этой системы (далее документы Т) могут выдавать гаранты - таможенные агентства и другие организации этих стран, представившие своим национальным таможенным органам установленные финансовые гарантии, однако большинство из них требуют от перевозчика внесения денежного депозита на время перевозки.

Документы Т, как и книжка МДП, являются системой гарантирования оплаты таможенных пошлин и сборов в случае недоставки товара в таможню назначения, и отличаются от книжки МДП лишь по форме. Предел ответственности по данному документу может достигать 250 тысяч Евро против 50 тысяч долларов по книжке МДП, что зачастую дает возможность избежать конвоирования транспортного средства.

В интересах украинских перевозчиков, Союз заключил долгосрочные договора с рядом крупных таможенных агентств различных стран Евросоюза, взяв на себя гарантии перед ними, что позволяет им не требовать денежных залогов с каждого перевозчика – члена Союза, выдавая ему по нашему поручению документы Т. Сегодня более 100 филиалов таможенных агентств внутри стран Евросоюза и на пограничных переходах Бельгии, Германии, Голландии, Словакии, Польши и Венгрии по нашему поручению оказывают эти услуги. Стоимость оформления документа составляет 20-25 Евро и не требует дополнительной платы за его открытие или закрытие.Немаловажно также то, что Союз, как правило, не требует от перевозчика-члена Союза внесения денежного депозита за право использования этих таможенных гарантийных документов. Гарантии предоставляются в виде обязательного на каждый автомобиль годового страхования ответственности при использовании документа Т (страхование Т) и за перевозимый груз (страхование CMR).

Принципиально использование перевозчиком документа Т1/Т2 выглядит следующим образом.

Таможенное агентство на погранпереходе с Украиной готовит для перевозчика все необходимые документы и представляет их в таможню, которая регистрирует документ Т1, устанавливает срок доставки товаров в таможню назначения, накладывает пломбы и записывает их номера в документ. Оформленный документ Т1 вручается перевозчику и должен сопровождать груз в пути следования.

По прибытию, документ Т1 представляется в таможню назначения внутри Евросоюза, которая проводит таможенные процедуры, закрывает документ и дает разрешение на выпуск товара в свободное обращение и доставку получателю. Перевозчик получает специальный документ-подтверждение о том, что документ Т-1 был оформлен полностью, что освобождает перевозчика и его гаранта от ответственности за таможенные пошлины и сборы. Документ-подтверждение сдается в таможенное агентство, которое выдавало этот документ. Документ Т1 также выписывается филиалами таможенных агентств-партнеров Союза внутри стран Евросоюза, и дает возможность транспортировать транзитные грузы из морских портов до погранперехода сопредельной с Украиной страны, Документ Т2 дает возможность транспортировать товары из Норвегии и Швейцарии в Украину транзитом через территорию ЕС, а порядок его использования аналогичный с документом Т1.

Следует отметить, что таможенные агентства – партнеры Союза, имеют свои филиалы не только внутри стран Евросоюза, но и в таможенных зонах пограничных переходов, сопредельных с Украиной государств, где и открываются и закрываются документы Т. По территории Украины перевозчик перевозит экспортный или импортный груз под таможенным контролем национальной таможенной процедуры, а документом, дающим на это право, является при экспорте - экспортная ГТД, при импорте - предварительное уведомление (ПП), или предварительная декларация(ПД).

Заявка на право использования таможенных документов выдается Союзом исключительно ее членом, которые приняты в Союз согласно Устава Союза и уплачивают установленные членские взносы.

Членские взносы составляют 1800 грн. в год (с оплатой поквартально), вне зависимости от количества транспортных средств, зарегистрированных за автоперевозчиком.

Многие украинские экспортеры и импортеры ошибочно считают, что книжка МДП предоставляет им страхование самого груза, когда в действительности она, как и документ Т, гарантируют лишь уплату таможенных пошлин и сборов национальным таможенным органам в случае недоставки товаров в таможню назначения или прерывания транзита. Поэтому, все эти документы не предполагают ответственности перевозчика за сохранность доверенного ему груза.

Учитывая это, Союз совместно со страховыми компаниями предлагает перевозчикам комплексную систему годового страхования ответственности за перевозимый груз (страхование CMR) и при использовании документа Т (страхование Т). Годовое страхование ответственности автоперевозчика за груз согласно Конвенции КДПГ (СМR) и ответственности перед таможенными органами согласно Конвенции СТП (Т), производится на договорной основе в зависимости о количества транспортных средств с оплатой поквартально.

В интересах "малых" перевозчиков и экспедиторов, внедрены групповые схемы страхования, что дешевле, чем страховаться индивидуально. Союз страхует ответственность перевозчика за груз (CMR), выполняет медицинское страхование водителя для получения визы, выдает «зеленые карты» и полис обязательного страхования на территории России, полис гражданской ответственности перед третьими лицами на Украине (необходим для получения лицензии и лицензионных карточек на автомобили), «авто-каско» (страховка транспортного средства на случай аварии или угона), финансовые риски и т.д.

Понятие таможенного контроля, его осуществление при доставке товаров

В соответствии с Соглашением о порядке таможенного оформления транзитных грузов 1992 г. процедура таможенного транзита представляет собой установленный порядок транзитной перевозки грузов под таможенным контролем от таможни государства отправления до таможни государства назначения через государства транзита.

Следовательно, таможенный контроль является непременным условием осуществления международного таможенного транзита. Он включает систему мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения установленного порядка международной перевозки товаров. Совокупность действий по таможенному контролю распространяется на товары, ввозимые на территорию договаривающихся государств, вывозимые с их территории, а также перемещаемые транзитом.

Помимо общих положений Конвенции о транзитной торговле внутриконтинентальных государств 1965 г., касающихся таможенных возможностей, таможенный контроль урегулирован ТК ТС. В нем содержится гл. 16 "Формы и порядок проведения таможенного контроля", в которой закреплены формы таможенного контроля и урегулировано содержание каждой из них. В Кодексе указаны следующие формы таможенного контроля:

  • – проверка документов и сведений;
  • – устный опрос;
  • – получение объяснений;
  • – таможенное наблюдение;
  • – таможенный осмотр;
  • – таможенный досмотр;
  • – личный таможенный досмотр;
  • – проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков;
  • – таможенный осмотр помещений и территорий;
  • – учет товаров, находящихся под таможенным контролем; проверка системы учета товаров и отчетности;
  • – таможенная проверка.

Проверка документов и сведений. Она выполняется таможенными органами с целью установления достоверности сведений, подлинности доку

ментов и правильности их заполнения и оформления. Проверяются документы и сведения, представляемые таможенным органам при совершении таможенных операций. Проверка осуществляется: а) путем их сопоставления с информацией, полученной из других источников; б) анализа сведений таможенной статистики; в) обработки сведений с использованием информационных технологий. Могут быть применены и другие способы, не запрещенные таможенным законодательством Таможенного союза.

При необходимости таможенные органы вправе запросить дополнительные документы и сведения для проверки информации в представленных материалах. Такой запрос направляется в письменной форме и должен быть мотивированным. Запрос дополнительных документов и сведений, их проверка не должны приостанавливать выпуск товаров.

Распространенными на практике формами таможенного контроля являются устный опрос и получение объяснений. Как следует из наименования первой из них, опрос должностными лицами таможенных органов производится в устной форме. Опрашивают физических лиц, имеющих отношение к товарам и их перевозке, представителей этих лиц, а также лиц, являющихся представителями организаций, которые обладают полномочиями в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу.

В отличие от устного опроса получение объяснений фиксируется в письменной форме, которая устанавливается решением Комиссии Таможенного союза. Кодекс конкретизирует перечень лиц, от которых могут быть получены объяснения, относя к ним декларантов, перевозчиков и иных лиц, обладающих сведениями об обстоятельствах, имеющих значение для осуществления таможенного контроля. Если для получения объяснения необходимо вызвать лицо, обладающее нужными сведениями, таможенный орган оформляет письменное уведомление, которое вручается этому лицу.

Таможенное наблюдение. Это непосредственное или опосредованное визуальное наблюдение со стороны должностных лиц таможенного органа за перевозкой находящихся под таможенным контролем товаров и транспортных средств, а также за совершением грузовых и иных операций.

Визуальное наблюдение может осуществляться с применением технических средств. Отличительными чертами таможенного наблюдения являются его гласность и целенаправленность. Оно может быть систематическим или разовым.

Таможенный осмотр. Он представляет собой внешний визуальный осмотр товаров, транспортных средств, багажа физических лиц, а также грузовых емкостей, таможенных пломб, печатей и иных средств идентификации, без вскрытия транспортных средств, упаковки товаров, демонтажа и нарушения целостности обследуемых объектов и их частей иными способами (п. 1 ст. 115 ТК ТС).

Цель таможенного осмотра заключается в подтверждении сведений, во-первых, о характере, происхождении, состоянии и количестве товаров, находящихся под таможенным контролем, и, во-вторых, о наличии на товарах, транспортных средствах и в их грузовых помещениях таможенных пломб, печатей и других наложенных средств идентификации. Осмотр производится в зоне таможенного контроля в отсутствии декларанта, иных лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров, и их представителей. Исключения составляют случаи, когда указанные лица изъявляют желание присутствовать при таможенном осмотре. На практике таможенный осмотр нередко производится с применением технических средств. Как указано в п. 4 ст. 115 ТК ТС, "таможенный осмотр может производиться с применением технических средств, которые обеспечивают визуализацию внутренней структуры осматриваемого объекта и иным образом информируют о наличии специфических физических характеристик такого объекта".

Условия оформления таможенного осмотра таковы: если сто результаты будут использованы в таможенных целях, должностные лица таможенного органа составляют акт по форме, установленной решением Комиссии Таможенного союза. Второй экземпляр акта вручается лицу, обладающему полномочиями в отношении товаров. Кроме того, по требованию этого лица должностные лица таможенного органа обязаны составить акт либо сделать отметку о факте проведения таможенного осмотра в транспортном (перевозочном), коммерческом или таможенном документе.

Таможенный досмотр заключается в действиях должностных лиц таможенного органа по обследованию товаров или грузового помещения транспортного средства либо емкостей, контейнеров и иных мест, где находятся или могут находиться товары. Досмотр производится с их вскрытием, нарушением наложенных на них таможенных пломб или иных средств идентификации, разборкой, демонтажем или нарушением целостности обследуемых объектов и их частей иными способами.

Как следует из определения, основное отличие таможенного досмотра от таможенного осмотра в том, что досмотр предполагает обязательное вскрытие объектов обследования, а при необходимости даже их разборку, демонтаж или нарушение целостности иными способами, в то время как при таможенном осмотре возможен лишь их внешний визуальный осмотр. С этим обстоятельством связано закрепление в Кодексе процедур, направленных на обеспечение соблюдения должностными лицами таможенных органов законных интересов стороны, в отношении которой проводится таможенный досмотр. К таким процедурам относятся, в частности, обязательность уведомления декларанта или иного лица, обладающего полномочиями в отношении товаров, о месте и времени проведения таможенного досмотра, наделение этих лиц правом по собственной инициативе присутствовать при проведении досмотра, закрепление исчерпывающего перечня случаев, когда он может проводиться в отсутствии указанных заинтересованных лиц, участие в таможенном досмотре двух понятых, установление письменной формы закрепления результатов досмотра в виде акта.

Большое значение имеет фиксация порядка проведения и результатов таможенного досмотра в акте, второй экземпляр которого предназначается заинтересованному лицу. В п. 8 ст. 116 ТК ТС указано, что он вручается лицу, обладающему полномочиями в отношении товаров, либо его представителю. Здесь допущена неточность, так как не упомянут декларант. Заинтересованным лицом, которому необходимо вручить акт, является, как следует из н. 2 этой же статьи, прежде всего декларант. Поэтому правильнее было бы сформулировать п. 8 ст. 116 ТК ТС следующим образом: "Второй экземпляр акта таможенного досмотра вручается (направляется) декларанту или иному лицу, обладающему полномочиями в отношении товаров, либо его представителю, если это лицо установлено".

Акт составляется по форме, установленной решением Комиссии Таможенного союза, и должен содержать следующие сведения:

  • – о должностных лицах таможенного органа, проводивших таможенный досмотр, и лицах, присутствовавших при его проведении;
  • – о причинах проведения таможенного досмотра в отсутствие декларанта или иного лица, обладающего полномочиями в отношении товаров;
  • – о результатах таможенного досмотра;
  • – иные сведения, предусмотренные формой акта.

Личный таможенный досмотр. Как указано в законе, это исключительная форма таможенного контроля (п. 1 ст. 117 ТК ТС). Ее исключительность состоит главным образом в том, что выполнение личного таможенного досмотра касается конституционного права граждан на личную неприкосновенность. Поэтому необходимы гарантии строгого соблюдения порядка его выполнения, недопущения нарушений должностными лицами таможенных органов прав лиц, подвергающихся личному таможенному досмотру.

Одной из таких гарантий является проведение личного таможенного досмотра по письменному решению руководителя (начальника) таможенного органа, уполномоченного им заместителя руководителя (начальника) таможенного органа либо лиц, их замещающих. Решение принимается при наличии достаточных оснований полагать, что физическое лицо, следующее через таможенную границу и находящееся в зоне таможенного контроля или транзитной зоне международного аэропорта, скрывает при себе и добровольно не выдает товары, перемещаемые с нарушением таможенного законодательства Таможенного союза. Оно имеет письменную форму в виде резолюции на рапорте должностного лица таможенного органа либо отдельного документа.

Следующая гарантия заключается в ознакомлении лица, в отношении которого будет проведен личный таможенный досмотр, с решением о его проведении. В соответствии с п. 2 ст. 117 ТК ТС перед началом проведения личного таможенного досмотра компетентное должностное лицо таможенного органа обязано предъявить физическому лицу под расписку решение о досмотре и ознакомить это лицо с его правами. В случае его отказа от ознакомления об этом делается отметка на решении о проведении личного таможенного досмотра, удостоверяемая подписью должностного лица таможенного органа, объявившего указанное решение.

При проведении личного таможенного досмотра должностное лицо таможенного органа должно строго руководствоваться закрепленными в п. 3 ст. 117 ТК ТС требованиями, согласно которым его действия не должны ущемлять честь и достоинство досматриваемого лица, причинять неправомерный вред здоровью и ущерб его имуществу.

Еще одной гарантией является наделение лица, в отношении которого проводится личный таможенный досмотр, широкими правами, в том числе:

  • – до начала проведения личного таможенного досмотра ознакомиться с решением о его проведении и порядком проведения;
  • – ознакомиться со своими правами и обязанностями;
  • – давать объяснения и заявлять ходатайства;
  • – добровольно выдать скрываемые при себе товары, перемещаемые через таможенную границу с нарушением таможенного законодательства Таможенного союза;
  • – делать заявление с обязательным внесением его в акт о проведении личного таможенного досмотра должностным лицом таможенного органа, производящим досмотр;
  • – пользоваться родным языком, а также услугами переводчика;
  • – знакомиться с актом о проведении личного таможенного досмотра по окончании его составления и делать заявления, подлежащие внесению в акт;
  • – обжаловать действия должностных лиц таможенного органа, производящих личный таможенный досмотр.

К числу гарантий соблюдения установленного порядка личного таможенного досмотра, недопущения нарушения прав подвергающихся ему лиц относятся присутствие при досмотре двух понятых того же пола, проведение его в изолированном помещении, отвечающем санитарно-гигиеническим требованиям, обследование тела досматриваемого только медицинским работником, присутствие при досмотре несовершеннолетнего или недееспособного лица его законных представителей (родителей, усыновителей, опекунов, попечителей) или лиц, его сопровождающих, составление о проведенном личном таможенном досмотре акта с вручением его второго экземпляра лицу, в отношении которого досмотр проводился.

Проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков. Таможенные органы проводят проверку наличия на товарах или на их упаковке специальных марок, идентификационных знаков или обозначений товаров иными способами, используемыми для подтверждения легальности их ввоза на таможенную территорию Таможенного союза в случаях, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством государств – членов Таможенного союза.

В случае отсутствия на товарах специальных марок, идентификационных знаков или обозначений товаров иными способами этот факт рассматривается как ввоз товаров на таможенную границу Таможенного союза, осуществленный без совершения таможенных операций и выпуска товаров, если лицо, у которого такие товары обнаружены, декларант либо иное заинтересованное лицо не докажут обратное.

Таможенный осмотр помещений и территорий. Цели осуществления такого осмотра заключаются в подтверждении наличия товаров, находящихся под таможенным контролем, в том числе условно выпущенных, в местах временного хранения, таможенных складах, в помещениях магазина беспошлинной торговли и иных местах, где могут находиться товары под таможенным контролем, а также у лиц, у которых должны находиться товары в соответствии с условиями таможенных процедур, предусмотренных ТК ТС. Кроме того, таможенный осмотр помещений и территорий может осуществляться в целях проверки соответствия этих помещений и территорий требованиям и условиям, установленным законодательством государств – членов Таможенного союза.

Обязательным условием таможенного осмотра помещений и территорий является наличие предписания на их проведение. Осмотр проводится при предъявлении предписания и служебного удостоверения должностного лица таможенного органа. Их предъявление не требуется, если таможенный осмотр помещений и территорий осуществляется у лиц, в отношении которых проводится выездная таможенная проверка.

В Кодексе не регулируется процедура осуществления осмотра, но установлен порядок действий при отказе в доступе в помещения и на территории. В этом случае должностные лица таможенных органов вправе входить в помещения и на территории с пресечением сопротивления и со вскрытием запертых помещений в присутствии двух понятых. Обо всех случаях вхождения в помещения с пресечением сопротивления и со вскрытием запертых помещений таможенные органы уведомляют прокурора в течение 24 часов. В Кодексе закреплено положение, согласно которому лица, препятствующие доступу должностных лиц таможенных органов в помещения и на территории, несут ответственность в соответствии с законодательством государств – членов Таможенного союза (п. 6 ст. 19).

Таможенный осмотр должен проводиться в минимальные сроки и не может продолжаться более одного рабочего дня, если иное не установлено законодательством государств – членов Таможенного союза.

Результаты таможенного осмотра помещений и территорий оформляются актом, форма которого утверждается решением Комиссии Таможенного союза. Второй экземпляр акта подлежит вручению лицу, чьи помещения или территории осматривались.

Правовая регламентация порядка доставки перемещаемых товаров. Правовой основой установленного порядка перемещения товаров на территорию и по территории Таможенного союза являются Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (1975 г.), Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ) (1956 г.), Таможенная конвенция о карнете A.T.A. для временного ввоза товаров (1961 г.), Решение Комиссии Таможенного союза от 17.08.2010 № 438 «О порядке совершения таможенными органами таможенных операций, связанных с подачей, регистрацией транзитной декларации и завершением таможенной процедуры таможенного транзита», Таможенный кодекс Таможенного союза, Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ (ред. от 04.06.2014) «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

Таможенная операция по перемещению товаров через таможенную границу может, как уже отмечалось, включать в себя их доставку в пункт назначения по процедуре таможенного транзита (ТТ), если иностранный товар не был выпущен непосредственно после прохождения таможенного контроля на границе (ч. 3, 5 ст. 160 ТК ТС; ч. 1 ст. 194 ФЗ-311). Суть этой процедуры заключается в том, что перемещенный товар перевозится под таможенным контролем до места назначения по таможенной территории ТС (в том числе через территории государств, не являющихся членами ТС) без уплаты таможенных пошлин, налогов, но с применением запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного и технического регулирования. Таможенный транзит применяется при перевозке иностранных товаров от таможенного органа в месте прибытия до таможенного органа в месте убытия либо от таможенного органа в месте убытия до таможенного органа в месте прибытия через территорию государств, не являющихся членами ТС (ст. 215 ТК ТС). При этом таможенный орган, оформляющий процедуру таможенного транзита, определяет место и срок доставки товара, меры обеспечения соблюдения таможенного транзита, включая установление маршрута перевозки товара (ст. 216, 217, 219, 220 ТК ТС).



Таможенным законодательством Таможенного союза установлены обязанности таможенных перевозчиков по соблюдению требований и условий помещения товаров под таможенную процедуру таможенного транзита (ст. 182, 216 ТК ТС), по обеспечению сохранности товаров и средств идентификации, доставке товаров и документов на них в установленные таможенными органами отправления сроки в пункт назначения по определенному маршруту, если он установлен (ст. 223 ТК ТС), по соблюдению правил обращения с товарами, находящимися под таможенным контролем, в процессе их перевозки (ст. 222, 226 ТК ТС).

За неисполнение возложенных обязательств при перевозке товаров перевозчик несет ответственность в соответствии с законодательством государства - члена ТС, на территории которого выявлено нарушение таможенных правил, и, в частности, с административным законодательством Российской Федерации (ст. 224 ТК ТС). Признаки административных правонарушений этой классификационной группы и санкции за их совершение установлены ст. 16.6, 16.9, 16.10, 16.11, 16.13 КоАП РФ. Следует отметить, что во всех случаях, кроме ст. 16.10, правонарушения связаны и с нарушением правового статуса товаров, находящихся под таможенным контролем, в части пользования и распоряжения ими (ст. 153 ТК ТС). Поэтому к этой классификационной группе мы относим и НТП, предусмотренные ч. 2 ст. 16.19 и ст. 16.20 КоАП РФ. Однако события АП, предусмотренные этими статьями и непосредственно связанные с доставкой перемещенных товаров, встречаются крайне редко, рассматриваются и квалифицируются по специальным нормам.

В соответствии со ст. 182 ТК ТС и ст. 233 ФЗ-311 при помещении товаров под процедуру таможенного транзита таможенному органу в месте отправления представляется транзитная декларация, после чего таможенный орган вправе установить место доставки товара в зону таможенного контроля в регионе деятельности таможенного органа в пункте назначения. При перемещении ТиТС железнодорожным транспортом зоной таможенного контроля являются подъездные пути станции назначения (ст. 220 ТК ТС). Таможенным органом также определяется срок перевозки товара, исходя из вида транспорта и установленного маршрута, иных условий перевозки. Предельный срок таможенного транзита не может превышать срок, определенный из расчета 2 000 километров за один месяц (ст. 219 ТК ТС). Таким образом, к основным обязанностям перевозчика при перемещении ТиТС через таможенную границу относятся своевременная доставка товара в пункт назначения и обеспечение его сохранности в процессе перевозки.

Нарушения процедуры таможенного транзита и порядка доставки товара . Статьей 16.10 КоАП РФ устанавливается административная ответственность за несоблюдение перевозчиком установленного таможенным органом срока таможенного транзита или определенного маршрута перевозки либо за доставку товара в зону таможенного контроля, отличную от определенной таможенным органом в качестве места доставки. Таким образом, непосредственным объектом посягательств будут установленные таможенным законодательством порядок, маршрут и сроки доставки перемещаемого товара в место назначения (ст. 217, 219, 220, 225 ТК ТС; ст. 234, 235, 237 ФЗ-311).

Объективная сторона деяния выражается в несоблюдении сроков доставки товара в место назначения, несоблюдении маршрута доставки, если он установлен таможенным органом, либо в доставке товара в иную зону таможенного контроля, отличную от определенной таможенным органом в качестве места доставки. При совершении подобных действий нарушается порядок, установленный ст. 160, 215, 219, 220, 223 ТК ТС и ст. 233, 235 ФЗ-311. При этом следует иметь в виду, что при определении срока доставки товара таможенные органы исходят из заявления перевозчика, за которым остается право обратиться в таможенные органы по маршруту доставки с мотивированным ходатайством о его продлении, в частности, в силу действия обстоятельств непреодолимой силы. Кроме того, либерализация таможенного законодательства выразилась в отмене обязательной маршрутизации доставки. Установление маршрута перевозки товара применяется только дополнительно к иным мерам обеспечения соблюдения таможенного транзита в случаях, определяемых на основе системы управления рисками (ч. 3 ст. 217 ТК ТС).

Субъектом ответственности является таможенный перевозчик - юридическое и (или) физическое лицо. Должностное лицо может быть субъектом ответственности в случае, если оно приняло решение об изменении маршрута или места назначения доставки товара, не согласовав его с таможенным органом (ч. 2 ст. 220 ТК ТС).

Субъективная сторона АП выражается виной юридического лица в соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, виной физического лица в форме умысла или неосторожности (ст. 2.2 КоАП РФ).

Признаки рассматриваемого АП носят формальный характер и не связаны с характером нанесенного таможенным правоотношениям вреда. Если событие правонарушения выявляется в процессе оформления процедуры таможенного транзита, нарушения условий помещения товаров под таможенную процедуру, то административная ответственность наступает по ч. 1 ст. 16.19 КоАП РФ.

В практике применения ст. 16.10 КоАП РФ могут возникнуть проблемы при разграничении ее состава с АП, предусмотренным ч. 1 ст. 16.9 КоАП РФ, в частности, при доставке товара в зону таможенного контроля, отличную от определенной таможенным органом в качестве места доставки. При этом срок доставки может быть соблюден. Такие действия нельзя квалифицировать как недоставку товара и документов на него, то есть по ч. 1 ст. 16.9 КоАП РФ, а также рассматривать их как «идеальную совокупность» признаков составов ч. 1 ст. 16.9 и ст. 16.10 или ч. 1 ст. 16.6 и ст. 16.10 КоАП РФ.

Производство по ст. 16.10 КоАП РФ может вестись как в протокольной форме, так и в форме административного расследования. Дела об АП, предусмотренных этой статьей, рассматриваются уполномоченными должностными лицами таможенных органов (ст. 23.8 КоАП РФ), и ответственность наступает по законодательству Российской Федерации.

Если за неисполнение обязанностей при перевозке товаров в соответствии с процедурой таможенного транзита перевозчик несет ответственность по российскому законодательству (ст. 224 ТК ТС; ст. 236 ФЗ-311), то при недоставке товаров и документов на них в место назначения ответственность может наступить в соответствии с законодательством государства - члена ТС, таможенным органом которого товары были помещены под таможенную процедуру ТТ (если это предусмотрено международным договором Российской Федерации - ч. 2 ст. 236 ФЗ-311).

Недоставка, выдача (передача) без разрешения таможенного органа либо утрата товаров или документов на них рассматриваются как нарушения порядка пользования и распоряжения товарами, находящимися под таможенным контролем, и как нарушение таможенной процедуры таможенного транзита, что предусмотрено ч. 5 ст. 160 ТК ТС. Установление ответственности за НТП этого вида (ст. 16.9 КоАП РФ) преследует цели недопущения несанкционированного включения во внутренний оборот товаров, не прошедших таможенного контроля, некачественных либо контрафактных товаров, могущих представлять опасность для населения, и обусловлено исключением случаев неуплаты таможенных платежей. Выпуск, пользование и распоряжение такими товарами допускается в порядке, определенном таможенным законодательством (ст. 153, 195 ТК ТС).

Объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.9 КоАП РФ, составляют действия (бездействие) перевозчика, не выполнившего обязанность по доставке ТиТС, перевозимых в соответствии с процедурой таможенного транзита в место назначения, определенное таможенным органом, либо действия, связанные с выдачей (передачей) без разрешения таможенных органов либо утратой товаров, находящихся под таможенным контролем.

Требование доставить товар в место назначения в целости и сохранности является одним из основных условий соблюдения таможенной процедуры ТТ. По своей семантике содержание термина «недоставка» происходит от глагола «доставлять», то есть «привозить что-либо к конечному пункту перевозки». Приставка недо - означает неполноту совершенного действия, недостаточность по сравнению с чем-то должным. Таким образом, недоставку товара можно считать оконченным составом административного правонарушения в случае, если товар не привезен в зону таможенного контроля в срок, установленный таможенным органом в месте его прибытия на таможенную территорию Таможенного союза, то есть по истечении срока доставки.

Доставление товаров в зону таможенного контроля, не являющуюся местом доставки, не может быть квалифицировано по рассматриваемой статье. В этом случае ответственность наступает по ст. 16.10 КоАП РФ. Если товары доставлены на склад третьих лиц, но фактически не переданы и юридически не оформлены, а срок их доставки не истек, признаков НТП, предусмотренных ч. 1 ст. 16.9, не усматривается. Административная ответственность может наступить в случае нарушения порядка доставки ТиТС по ст. 16.10 или 16.14 КоАП РФ при завершении процедуры ТТ или помещении товара на временное хранение.

Выдача (передача) товара без разрешения таможенного органа означает передачу его третьим лицам с юридическим оформлением этого факта или без такового. Подобные действия также нарушают установленный порядок выпуска товаров и передачи права пользования и распоряжения ими, когда таможенная «очистка» (оформление) товара не закончена.

Что касается утраты товара или его части, то важен сам факт того, что товар выбыл из владения, распоряжения лиц, обязанных обеспечить его сохранность. Поэтому форма происшедшего события не имеет решающего значения (потеря в процессе движения в результате технической неисправности транспортного средства, кража, разбойное нападение и тому подобное). Для определения вины перевозчика важно определить причины и причинную связь события и действий ответственных лиц (беспечность, неосмотрительность, недобросовестное отношение к выполнению возложенных обязанностей), то есть субъективную сторону АП. Исключением является порча товара в пути следования (ст. 154 ТК ТС), его утрата в результате аварии, действия обстоятельств непреодолимой силы (ст. 157 ТК ТС). В последнем случае ответственность наступает по ст. 16.6 КоАП РФ.

Приобретение третьим лицом товара, не выпущенного для внутреннего потребления в установленном порядке, может повлечь ответственность этого лица по ст. 16.21 КоАП РФ. Если товар не передан третьим лицам, а используется без разрешения таможенного органа лицом, ответственным за его сохранность, то необходимо установить наличие оснований для привлечения его к ответственности по ч. 2 ст. 16.19 и (или) ст. 16.20 КоАП РФ.

Частью 2 ст. 16.9 КоАП РФ установлена ответственность за недоставку документов на товары, перевозимые в соответствии с процедурой таможенного транзита, в место доставки. По данной части ст. 16.9 квалификации подлежат только случаи, когда документы вообще не доставлены в таможенный орган, даже если сами товары были доставлены. Законченным это правонарушение считается по истечении срока таможенного транзита. Если товары доставлены в установленный срок, а документы на них представляются после истечения срока ТТ, такое деяние следует квалифицировать по ст. 16.10 КоАП РФ.

Для установления объективной стороны деяния необходимо выяснить причины недоставления документов на товары: утеря сейф-пакета, товаросопроводительных документов, их уничтожение, кража и тому подобное.

Субъективная сторона АП чаще всего выражается виной в форме неосторожности лица, перемещающего товар, что не исключает и наличие умысла.

Субъектами правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 16.9 КоАП РФ, являются только перевозчики. Следует отметить, что обязанности обеспечения сохранности перемещаемых товаров возложены не только на таможенных перевозчиков и лиц, получивших разрешение на перевозку товаров в место доставки, не являющееся ЗТК таможенного органа в пункте назначения. Субъектом ответственности по ч. 1 ст. 16.9 КоАП РФ может быть получатель товара, если временное хранение осуществляется на складе получателя, и ОАО «РЖД», если временное хранение осуществляется непосредственно в вагонах, находящихся на железнодорожных путях в местах, не являющихся ЗТК и складом временного хранения. По ч. 2 ст. 16.9 КоАП РФ, кроме перевозчиков, субъектами ответственности могут являться также владельцы складов временного хранения и таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли (ст. 22, 27, 32, 224 ТК ТС).

Что касается субъективной стороны НТП, необходимо увязывать понятия «выдача (передача)» и «недоставка» с виной в форме умысла, а понятие «утрата» - с неосторожной формой вины.

В соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза (ст. 109 ТК ТС), товары, находящиеся под таможенным контролем, могут быть идентифицированы таможенными органами, в том числе дополнительно к пломбам, другим средствам идентификации, наложенным отправителем или перевозчиком. Средства таможенной идентификации могут уничтожаться или изменяться только таможенными органами или с их разрешения, за исключением событий, когда существует реальная угроза уничтожения, утраты или существенной порчи товаров и транспортных средств. В таких случаях таможенному органу незамедлительно сообщается о проведенных со средствами идентификации действиях, представляются доказательства указанной угрозы и составляется акт установленной формы.

Порядок применения средств идентификации товаров (пломбы, печати, штрихкоды и иные средства идентификации), находящихся под таможенным контролем, регламентируется правовыми актами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела (ст. 170 ФЗ-311).

Целью проведения идентификации ТиТС является обеспечение возможности обнаружения попыток проникновения, изъятия товаров, дополнительных вложений или совершения иных несанкционированных таможенными органами действий с товарами. Кроме того, прямой запрет на проведение каких-либо действий со средствами идентификации при доставке товаров и транспортных средств после пересечения таможенной границы в место прибытия установлен п. 2 ст. 156 ТК ТС. Несоблюдение указанных требований, выражающееся в уничтожении, изменении либо замене средств идентификации (действие) либо их утрате (бездействие), составляет объективную сторону правонарушения, предусмотренного ст. 16.11 КоАП РФ.

Указанная статья может применяться и в случаях утраты, уничтожения, удаления, замены, иных действий в отношении пломб отправителя, если в товаросопроводительных документах таможенными органами сделаны специальные отметки об использовании пломб в качестве средств идентификации. АП считается оконченным с момента его обнаружения, если точно не установлено время и место события правонарушения.

Рассматриваемое правонарушение может иметь «идеальную совокупность» признаков с АП, предусмотренным ч. 1 ст. 16.9 КоАП РФ (утрата товара и средств идентификации). В этих случаях может быть составлен один протокол по двум статьям, если рассмотрение дела подведомственно одному судье, одному органу, в данном случае должностному лицу таможенного органа.

Статья 16.11 КоАП РФ может применяться в совокупности с ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ, если неправомерные действия с поддельными средствами идентификации связаны с незаконным перемещением ТиТС через таможенную границу, причем разграничение рассматриваемых составов НТП основывается на четком определении, какие действия были проведены с самими средствами идентификации: повреждение, полная или частичная их замена, утрата (ст. 16.11 КоАП РФ) или использование поддельных средств идентификации или средств, относящихся к другим ТиТС (ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ).

Субъектами ответственности могут быть как лица, совершившие конкретные противоправные действия в отношении средств идентификации, так и лица, обязанные обеспечить их сохранность, в том числе таможенный перевозчик.

Субъективная сторона правонарушения характеризуется наличием вины в форме умысла или неосторожности. Так, утрата средств идентификации рассматривается как неосторожность лица, обязанного обеспечить их сохранность.

Нарушения порядка обращения с товарами, находящимися под таможенным контролем . Доставка перемещаемых товаров сопряжена с естественными рисками, связанными с использованием транспортных средств, соблюдением правил товарных перевозок, дорожного движения, с наступлением обстоятельств непреодолимой силы и иными обстоятельствами. Поэтому в таможенном законодательстве предусмотрен алгоритм действий перевозчика в экстренных ситуациях природного и техногенного характера, при авариях, иных событиях и обстоятельствах.

Непринятие мер в случае аварии или действия непреодолимой силы образует составы НТП, ответственность за которые предусмотрена ст. 16.6 КоАП РФ.

Объектом правонарушений, предусмотренных ч. 1 и 2 указанной статьи, являются правоотношения, связанные с порядком транспортировки товаров, перемещаемых под таможенным контролем. Особенностью этих правоотношений является наличие различных участвующих в них субъектов (юридических и физических). Но в основном это лица, осуществляющие перевозку товара, ответственные за его доставку и сохранность.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.6 КоАП РФ, выражается в непринятии перевозчиком мер по обеспечению сохранности ТиТС в случае аварии, действия непреодолимой силы либо возникновения иных обстоятельств, препятствующих доставке товара в место назначения, за исключением случаев безвозвратной утраты товара. Обязанности перевозчика по принятию всех мер для обеспечения сохранности ТиТС в указанных случаях, препятствующих выполнению возложенных обязанностей по доставке товаров на этапе их перемещения по территории России и перевозки при таможенном транзите (ст. 91, 169 ТК ТС), установлены таможенным законодательством (ст. 226 ТК ТС).

Под непреодолимой силой понимаются чрезвычайные и непредотвратимые обстоятельства природного характера и иные события, не зависящие от человека (ст. 202, 401 ГК РФ). Под аварией следует понимать возникшее в результате дорожно-транспортного происшествия событие, при котором повреждены транспортные средства, грузы либо причинен иной материальный ущерб, погибли или ранены люди. Однако ни ГК РФ, ни ФЗ-311, ни КоАП РФ не содержат указаний на то, какие меры следует принять в этих случаях. Понятно только, что они должны быть адекватными конкретному событию, ситуации и направлены на обеспечение сохранности перевозимых товаров, грузов.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 16.6 КоАП РФ, выражается в невыполнении иной обязанности, предусмотренной ст. 226 ТК ТС (незамедлительно сообщить в ближайший таможенный орган об аварии или обстоятельствах непреодолимой силы и месте нахождения ТиТС МП, либо в необеспечении их перевозки в ближайший таможенный орган или указанное им место.

Это нарушение можно характеризовать, скорее, как процедурное. Субъектом ответственности в рассматриваемых обстоятельствах может быть только перевозчик. При определении субъективной стороны следует особо выделить необходимость доказывания вины, ибо гибель или утрата товара вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предвидеть и устранить, исключает ответственность по данной статье. Вина может быть в форме как неосторожности, так и умысла.

В целях минимизации рисков, связанных с осуществлением доставки и других таможенных процедур в случаях наступления обстоятельств, которые могут повлечь изменения состояния товара, законодатель также предусматривает порядок обращения с товарами, перемещаемыми под таможенным контролем, и устанавливает ряд требований и ограничений. Помимо технических требований к оборудованию транспортных средств международной перевозки (ст. 221 ТК ТС), основное требование закона - это уведомление таможенного органа о наступлении таких обстоятельств и (или) получение разрешения таможенного органа на проведение операций с товарами (ч. 2 ст. 160, ст. 222 ТК ТС; ч. 4 ст. 224 ФЗ-311; приказ ФТС России).

Статьей 16.13 КоАП РФ установлена ответственность за совершение грузовых или иных операций с перемещаемыми товарами либо за замену ТС МП без разрешения или уведомления таможенного органа.

Часть 1 статьи 16.13 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за невыполнение требований таможенного законодательства. Согласно ст. 108 ТК ТС, при осуществлении различных таможенных операций и процедур совершаются грузовые и иные операции (разгрузка, выгрузка, перегрузка), которые могут повлечь изменение состояния товаров, нарушение их упаковки или повреждение наложенных средств идентификации, а также замену транспортного средства международной перевозки, которая может совершаться только с разрешения таможенного органа (ч. 2 ст. 160 ТК ТС).

Следует отметить иную, по сравнению с прежней редакцией главы 16 КоАП РФ, конструкцию этой статьи: различная степень контроля таможенных органов за перемещаемыми товарами является критерием формулировки двух ее частей: ч. 1 ст. 16.13 предусматривает ответственность за неисполнение обязанности получить разрешение таможенного органа на совершение операций с товарами; ч. 2 - за совершение операций по разгрузке, перегрузке товаров без уведомления таможенного органа. Кроме того, ст. 16.13 КоАП РФ предусматривает привлечение к ответственности и за взятие проб и образцов перевозимых товаров, вскрытие помещений или других мест, где могут находиться товары, без разрешения или уведомления таможенных органов. Следовательно, диапазон ее применения шире и относится не только к периоду доставки, перемещения товаров, находящихся под таможенным контролем.

К объективной стороне рассматриваемого нарушения таможенных правил относится:

Совершение операций по разгрузке, погрузке, перегрузке (перевалке) и иных операций с товарами без разрешения (ч. 1) или уведомления (ч. 2) таможенных органов;

Взятие проб и образцов перемещаемых товаров без разрешения таможенных органов (ч. 1);

Вскрытие помещений или других мест, где могут находиться такие товары (ч. 1);

Замена транспортных средств международной перевозки, перевозящих товары, которые находятся под таможенным контролем, без разрешения (ч. 1) либо уведомления (ч. 2) таможенных органов.

К конкретным действиям по совершению операций с товарами, находящимися под таможенным контролем, можно отнести:

Разгрузку и перегрузку (перевалку) товара с транспортного средства, пришедшего на таможенную территорию Таможенного союза, вне места прибытия, зоны таможенного контроля или вне установленного рабочего времени таможенного органа;

Перегрузку, выгрузку, погрузку и иные грузовые операции с товарами, перевозимыми в соответствии с процедурой таможенного транзита;

Погрузку товаров на транспортное средство, убывающее с таможенной территории Таможенного союза и Российской Федерации, в отсутствие должностного лица таможенного органа, если было принято решение о проведении таможенного контроля в форме таможенного наблюдения;

Перегрузку транзитных товаров с транспортного средства, на котором товары были ввезены на таможенную территорию Таможенного союза, на транспортное средство, на котором товары будут вывезены с этой территории.

Перечень конкретных действий, образующих объективную сторону данного правонарушения, содержится в диспозиции ч. 1 рассматриваемой статьи КоАП РФ, является открытым и предусматривает возможность наступления ответственности за совершение без разрешения таможенных органов любых иных грузовых операций, на совершение которых требуется такое разрешение. Разрешение таможенного органа на совершение таможенных операций выдается в соответствии с порядком, предусмотренным ст. 222 ТК ТС, ст. 224 ФЗ-311.

Кроме того, ст. 16.13 КоАП РФ предусматривается ответственность за вскрытие помещений и других мест, где могут находиться товары, перемещаемые под таможенным контролем. Привлечение лиц к ответственности по рассматриваемой статье также не исключает, а зачастую прямо сопряжено с применением по совокупности и ст. 16.11 КоАП РФ.

Проведение без разрешения таможенного органа операций с товарами, хранящимися на складах временного хранения, таможенных складах, свободных складах и складах получателей товаров, а также с товарами, временное хранение которых осуществляется непосредственно в транспортных средствах, находящихся на железнодорожных путях, подлежит квалификации по ст. 16.14 КоАП РФ как более специальной по отношению к ст. 16.13.

Запрет на ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации устанавливается законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, поэтому совершению данного НТП может предшествовать совершение правонарушения, квалифицируемого по ст. 16.3 КоАП РФ. Поэтому возможность привлечения лица к ответственности по рассматриваемой статье не зависит от хода производства по делу об административном правонарушении по ст. 16.3 КоАП РФ, что следует из содержания п. 33 приказа ФТС России.

Согласно ч. 1 ст. 222 ТК ТС, перегрузка товаров допускается в отдельных случаях, когда она не связана с их утратой, не влечет изменения состояния и упаковки товаров или повреждения наложенных средств идентификации, при условии предварительного письменного уведомления таможенного органа, в частности перегрузка товаров, перевозимых в соответствии с процедурой таможенного транзита, с одного транспортного средства на другое без повреждения наложенных таможенным органом средств идентификации. Совершение перегрузки товаров в таких случаях без предварительного уведомления таможенного органа влечет ответственность по ч. 2 ст. 16.13 КоАП РФ.

Объектом противоправных посягательств рассматриваемой классификационной группы НТП являются предусмотренные таможенным законодательством правоотношения, возникшие при осуществлении таможенной операции по перемещению ТиТС и их доставке в пункт назначения.

Предметом рассматриваемых правоотношений являются товары, находящиеся под таможенным контролем.

Субъектом правонарушения является лицо, совершившее перечисленные в диспозиции ст. 16.13 КоАП РФ действия. Это может быть декларант, перевозчик, владелец склада, грузополучатель, а также лицо, не являющееся субъектом таможенных правоотношений.

Субъективную сторону рассматриваемых правоотношений составляет вина как в форме умысла, так и в форме неосторожности. Вместе с тем, квалифицирующим признаком субъективной стороны может явиться цель, мотив совершенного деяния, что предусмотрено КоАП РФ.

Дела об административных правонарушениях по данной статье рассматривают уполномоченные должностные лица таможенных органов.

Доставка товара по процедуре ТТ завершается его прибытием в пункт назначения и помещением на временное хранение в зоне таможенного контроля, определенной таможенным органом в месте прибытия (ч. 5 ст. 160; ст. 168, 220, 225 ТК ТС; ст. 198, 201, 237 ФЗ-311), до их выпуска в соответствии с заявленной таможенной процедурой либо совершения иных действий, предусмотренных таможенным законодательством (ст. 167, 195 ТК ТС). Лица, обладающие полномочиями в отношении товаров, находящихся под таможенным контролем, не вправе пользоваться и распоряжаться ими без уведомления таможенных органов и согласования с ними (ст. 153; ч. 3 ст. 167; ч. 2 ст. 171 ТК ТС). Определенные особенности существуют при условном выпуске товара, помещенного под процедуру выпуска для внутреннего потребления, в отношении которого предоставлены льготы по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов. Условно выпущенные товары подпадают под ограничения по пользованию и распоряжению ими лицами, обладающими юридическими полномочиями в отношении товаров (ст. 200 ТК ТС; ст. 222 ФЗ-311).