Презентация мотивация учебной деятельности школьников. Доклад с презентацией на тему "мотивация учебной деятельности - путь к повышению результативности обучения". Мотивация учебной деятельности –

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

Слайд 18

Слайд 19

Презентацию на тему "Учебная мотивация учащихся" можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: Педагогика. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 19 слайд(ов).

Слайды презентации

Слайд 1

Слайд 2

Все дети могут успешно учиться, если школа умеет учить.

Д.Г. Левитас

Слайд 3

На заседании №3 МК преподавателей ООД 29.11 2010г были рассмотрены вопросы:

Что такое результат на уроке? Взаимосвязь цели и результата на уроке? Взаимосвязь содержания и результата на уроке? Учёт особенностей учащихся и их влияние на результат урока?

Слайд 4

Слайд 5

Дифференциация обучения

Дидактический принцип, согласно которому для повышения эффективности создаётся комплекс дидактических условий, учитывающий типологические особенности учащихся, в соответствии с которыми отбираются и дифференцируются цели, содержание образования, формы и методы обучения.

Слайд 6

Индивидуализация обучения

взаимодействие учителя с группой учащихся или с одним учеником по индивидуальной модели с учётом личных способностей и особенностей.

Слайд 7

Значение уровневой дифференциации

учебные возможности ученика; его личные качества, которые играют огромную роль в усвоении учебного материала; опирается на обратную связь с учеником на каждом уроке.

Слайд 8

Положительные стороны дифференциации

исключение уравниловки и усреднения учащихся; повышение уровня мотивации учения в группах с высоким и достаточным уровнем учебных достижений; объединение учащихся в группы равных по способностям детей для облегчения учения и усвоения предметного материала; создание щадящих условий для слабых учащихся.

Как развить у учеников интерес к предмету? Какие способы повышения работоспособности на уроках вы используете? Какие формы организации обучения работает на развитие личности ребёнка? Как индивидуализировать обучение на уроке?

Слайд 10

Слайд 11

Мотивационная сфера учения учащихся определяется следующими понятиями:

это внутреннее отношение учащихся к учению. Психологи отмечают, что смысл учения - это сложное личностное образование, которое включает два момента: 1.Осознание ребенком объективной значимости учения; 2.Понимание ребенком субъективной значимости учения.

это побудительная причина, внутреннее личностное побуждение к действию, осознанная заинтересован- ность в его совершении;

это направленность учащихся на выполнение отдельных действий, входящих в учебную деятельность. Через постановку целей воплощаются мотивы учения;

это реакция учащихся на воздействие внутренних и внешних раздражителей. Эмоции зависят от особенностей учебной деятельности учащихся, они сопровождают процесс учения и предшествуют ему.

Смысл учения Мотив учения Постановка целей Интересы Эмоции

это познавательно- эмоциональное отношение учащихся к учению. Для учителя это соотношение смысла учения, характера мотивов, зрелости целей и особенностей эмоций.

Слайд 12

Слайд 13

Урок обладает большими мотивационными возможностями, которые реализуются через его компоненты:

Слайд 14

Постоянно стимулировать и мотивировать положительного отношения к учению через обеспечение психического и физического здоровья на уроке, соблюдение гигиены труда; Создавать ситуации успеха; Стимулировать мотивацию через удовлетворение потребности учащихся в общении и сотрудничестве с учителем и одноклассниками; Способствовать развитию как “сильных”, так и “слабых” учащихся, сохранять их веру в свои силы, давать толчок к самообразованию; Стимулировать любознательность, познавательные интересы и способности.

При подготовке к уроку необходимо учитывать мотивационное обеспечение урока:

Слайд 15

Большую роль в создании мотивации играют цели урока Цель должна указывать на её достижение; у учителя должны быть способы и приемы проверить достигнута ли цель урока; Общие цели урока должны быть детализированы микроцелями, т.е. задачами этапов урока; Необходимо проектировать перспективные цели, рассчитанные на весь период изучения курса (цель курса реализуется через систему уроков); Необходимо обеспечивать понимание и принятие цели учащимися как собственную, значимую для себя, для своего духовного, интеллектуального развития и личностного становления; Цель должна соизмеряться с возможностями учащихся; Проектируя урок, учитель, должен быть внутренне готов к тому, чтобы принимать оперативные решения и вносить необходимые изменения

Цели урока:

Слайд 16

Сильную и устойчивую мотивацию изучения предмета создаёт пробудившийся у школьника интерес к предмету Существует широкий спектр способов и приёмов развития такого интереса. Формированию положительной мотивации учения, развитию интереса к предмету способствует общая атмосфера в классе, отношения учителя и учащихся, занимательность изложения учебного материала, эмоциональность речи учителя, организация познавательных игр, конкурсов, анализ жизненных ситуаций.

Слайд 18

Что же более всего мешает учителю создать здоровую мотивационную сферу на уроке: Неумение удержать дисциплину на уроке, в результате чего цель урока не может быть достигнута; Неумение организовать деятельность, творчество учащихся на уроке; Неумение создать обстановку и возможности для успеха каждого ученика; Отсутствие собственных внепредметных интересов и умений, которые могут быть значимы для учащихся; Педагогические и психологические ошибки в общении с детьми, которые не дают достаточного авторитета учителю; Несдержанность, агрессивность, крикливость как проявление отсутствие профессионализма;

Советы как сделать хороший доклад презентации или проекта

  1. Постарайтесь вовлечь аудиторию в рассказ, настройте взаимодействие с аудиторией с помощью наводящих вопросов, игровой части, не бойтесь пошутить и искренне улыбнуться (где это уместно).
  2. Старайтесь объяснять слайд своими словами, добавлять дополнительные интересные факты, не нужно просто читать информацию со слайдов, ее аудитория может прочитать и сама.
  3. Не нужно перегружать слайды Вашего проекта текстовыми блоками, больше иллюстраций и минимум текста позволят лучше донести информацию и привлечь внимание. На слайде должна быть только ключевая информация, остальное лучше рассказать слушателям устно.
  4. Текст должен быть хорошо читаемым, иначе аудитория не сможет увидеть подаваемую информацию, будет сильно отвлекаться от рассказа, пытаясь хоть что-то разобрать, или вовсе утратит весь интерес. Для этого нужно правильно подобрать шрифт, учитывая, где и как будет происходить трансляция презентации, а также правильно подобрать сочетание фона и текста.
  5. Важно провести репетицию Вашего доклада, продумать, как Вы поздороваетесь с аудиторией, что скажете первым, как закончите презентацию. Все приходит с опытом.
  6. Правильно подберите наряд, т.к. одежда докладчика также играет большую роль в восприятии его выступления.
  7. Старайтесь говорить уверенно, плавно и связно.
  8. Старайтесь получить удовольствие от выступления, тогда Вы сможете быть более непринужденным и будете меньше волноваться.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Мотивация учебной деятельности школьников Древняя мудрость гласит: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. 900igr.net

Как мотивировать познавательную деятельность ученика? «Психологический закон гласит: прежде чем призвать ребёнка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для неё» Л.С.Выготский «Деятельности без мотива не бывает» А.Н.Леонтьев

Мотив Мотив – источник деятельности любого человека. «Энергетическая батарейка» личности, от его силы зависит интенсивность деятельности человека. Нет внутреннего мотива – внутренней движущей силы, и всякое дело обречено быть нудным, скучным, ненужным.

Мотив интерес, потребность, стремление, убеждение, идеал, эмоции, влечения, инстинкты, установки, это то что побуждает человека к деятельности, ради чего она совершается.

«Когда информация подаётся вне интереса, в коре головного мозга формируется центр её активного отторжения» И.Павлов Без внутреннего настроя ребёнка, без его мотивации на деятельность, основным педагогическим воздействием выбирается насилие. Педагог опирающийся только на понятия «должен» и «необходимо» сталкивается с негативной, отрицательной мотивацией. У ребёнка формируется: *тенденция к уклонению от учёбы *деятельность и результаты учения незначительны *сильная отвлекаемость на уроке *быстрое утомление *чувство удручённости и неудовлетворённости *неподвижность, ригидность мышления.

Внутренний мотив учебной деятельности всегда должен предшествовать и сопутствовать обучению. Учитель порой забывает о том, что многое из того, что ему самому представляется важным и полезным, лишено смысла для ученика. Мотивацию надо специально формировать, развивать, стимулировать Процесс формирования и закрепления у школьников положительных мотивов учебной деятельности называется мотивацией учебной деятельности

Факторы влияющие на формирование мотивов учебной деятельности школьников. Содержание учебного материала. Стиль общения учителя и учащегося. Характер и уровень учебно-познавательной деятельности.

Для этого необходимо? Особый характер преподнесения учебного материала: а). аналитический (разъяснительный, критический, логический, проблемный); б). деловой; в).необычный. Использование, показ, подчёркивание различных элементов, привлекательных сторон содержания: а).важность отдельных частей; б).трудность, сложность (простота, доступность); в).новизна, познавательность материала; г).открытие нового в известном; д).историзм, современные достижения науки; е).интересные факты, противоречия, парадоксы. Задания с интересным содержанием, занимательными вопросами. Показ значимости знаний, умений: а).общественной, б).личностной. Межпредметные связи

Стиль общения учителя и учащегося Авторитарный Формирует «внешнюю» мотивацию учения, мотив «избегания неудачи», задерживает формирование внутренней мотивации. Демократический Способствует внутренней мотивации. Либеральный (попустительский) Снижает мотивацию учения и формирует мотив «надежды на успех»

Стиль общения учителя и учащегося Показ достижений и недостатков в развитии личности, проявлении доверия к силам и возможностям ученика. Проявление личного отношения учителя к ученику, классу, высказывание собственного мнения. Проявление учителем собственных качеств, данных личности (в плане общения, эрудиции, отношения к предмету, деловых качеств и т.д.) и побуждение учащихся к подобным проявлениям. Организация дружеских взаимоотношений в коллективе (взаимопроверка, обмен мнениями, взаимопомощь.

Организация учебной деятельности 3 этапа: 1).мотивационный, 2).операционально-познавательный, 3).рефлексивно-оценочный.

Мотивационный этап это сообщение, почему и для чего учащимся нужно знать данный раздел программы, какова основная учебная задача данной работы. Мотивационный этап состоит из трёх учебных действий: 1).создание учебно-проблемной ситуации; 2).формулировка основной учебной задачи как итога обсуждения проблемной ситуации; 3).рассмотрение вопросов самоконтроля и самооценки возможностей по изучению данной темы.

создание учебно-проблемной ситуации достигается с помощью следующих приёмов: а).постановки перед учащимися задачи, которую можно решить, лишь изучив данную тему; б).рассказа учителя о теоретической и практической значимости предлагаемой темы; в).рассказа о том, как решалась эта проблема в истории науки.

Формулировка основной учебной задачи как итога обсуждения проблемной ситуации Эта задача является для учащихся целью их деятельности на данном уроке.

Мотивационный этап На данном этапе важно обратить внимание на предъявление требований к учащимся. Они могут быть: по содержанию: к дисциплине, к работе; по форме: развернутые, свернутые (указания, замечания, мимика); алгоритмы; единые и индивидуальные, групповые, общие и детальные, прямые и косвенные

Операционально-познавательный этап На этом этапе важно добиваться, чтобы учащийся начинал действовать. Для этого необходимо ситуаций различного характера: Интеллектуального (проблемная, поисковая, дискуссия, противоречия, ссора); Игрового (познавательные игры, соревнования и т.д.); Эмоционального (успеха, увлечённости темой…). Во многих случаях групповая форма учебной деятельности создаёт лучшую мотивацию, чем индивидуальная. Групповая работа «втягивает» в активную работу даже пассивных, слабо мотивированных учащихся.

рефлексивно-оценочный этап связан с: анализом проделанного, анализом ошибок и оказанием необходимой помощи, сопоставлением достигнутого с поставленной задачей и оценкой работы.

рефлексивно-оценочный этап Если учитель уделяет этому этапу должное внимание, то: учащиеся испытывают удовлетворение от проделанной работы, от преодоления возникших трудностей и познания нового. Это ведёт к формированию ожидания таких же эмоциональных переживаний в будущем.

рефлексивно-оценочный этап Если учитель уделяет этому этапу мало внимания и всё сводит к выставлению оценок, то тогда может произойти сдвиг учебной мотивации с самой деятельности, с процесса познания и результата на отметку. Это приводит к угасанию мотива познавательной деятельности. Важно, чтобы в оценке: давался качественный, а не количественный анализ учебной деятельности учащихся, подчёркивались положительные моменты, сдвиги в освоении учебного материала, выявлялись причины имеющихся недостатков; а не только констатировалось их наличие

Основные методы мотивации и стимулирования деятельности учащихся можно выделить 4 блока основных методов мотивации в зависимости от влияния на различные сферы личности ученика

I. Эмоциональные методы мотивации поощрение, порицание, учебно-познавательная игра, создание ярких наглядно-образных представлений, создание ситуации успеха, стимулирующее оценивание, удовлетворение желания быть значимой личностью.

II. Познавательные методы мотивации опора на жизненный опыт, познавательный интерес, создание проблемной ситуации, побуждение к поиску альтернативных решений, выполнение творческих заданий, «мозговая атака», развивающая кооперация (парная и групповая работа, проектный метод)

III. Волевые методы мотивации предъявление учебных требований, информирование об образовательных результатах обучения, познавательные затруднения, самооценка деятельности и коррекции, рефлексия поведения, прогнозирование будущей деятельности

IV. Социальные методы мотивации развитие желания быть полезным обществу, побуждение подражать сильной личности, создание ситуации взаимопомощи, поиск контактов и сотрудничества, заинтересованность в результатах коллективной работы, взаимопроверка, рецензирование.

Уровни познавательного интереса I уровень – проявление ситуативного интереса к учёбе, к предмету (иногда на уроке бывает интересно, нравится учитель, нравится получать хорошие отметки). II уровень – учение по необходимости (родители заставляют, учу, потому что это мой долг, предмет полезен для будущей жизни).

Уровни познавательного интереса III уровень – интерес к предмету (узнаю много нового, заставляет думать; получаю удовольствие, работая на уроке). IV уровень – повышенный познавательный интерес (легко даётся предмет; с нетерпением жду урока, стремлюсь узнать больше, чем требует учитель)

Уровни познавательного интереса Положительные показатели I и II уровня сформированности познавательного интереса важны и нужны на первоначальном этапе. Важны другие параметры – III уровень и особенно IV уровень. Ученики получают интеллектуальное удовольствие от решения задач, проявляют интерес к обобщениям и законам. Им интересны не только знания, но и способы их добывания, они испытывают интерес к самообразовательной деятельности. Положительная мотивация здесь устойчивая, и она заложена в сам процесс учения.

Система развития мотивации учения Если раньше на уроках пробуждали интерес к учению, то теперь надо его развивать, а это значит надо разрабатывать для занятий целую систему творческих заданий – комплект, в который входят творческие задачи с интересным содержанием из трёх основных групп: причинно-следственные связи, комбинирование информации, планирование и выполнение практической деятельности.

Система развития мотивации учения Применение системы творческих задач для развития мотивации у учащихся к учебной деятельности предполагает использование на каждом уроке, как минимум, по одной задаче из каждой группы.

Оценка уроков по мотивационным критериям КРИТЕРИИ (УРОВЕНЬ) ПРИЁМЫ МОТИВАЦИИ 1.Низкий 1.Нет специальных заданий и информации для развития интереса к учёбе. 2.Критический 2.Учитель объясняет необходимость выполнения заданий. 3.Удовлетворительный 3.Создание занимательных ситуаций с помощью ребусов, занимательных фактов. 4.Хороший 4.Использование творческой задачи с интересным содержанием. 5.Высокий 5.Использование системы творческих заданий с интересным содержанием. 6.Оптимальный 6.Организация поиска и решения исследовательской задачи.

Подведём итог Развитие учебной мотивации учащихся требует от учителя не только больших затрат времени, но прежде всего творческого подхода к своей деятельности. Это возможно при переосмыслении и пересмотре технологии работы, при планомерном творческом росте. По мнению Дистервега, «учитель деревенеет, каменеет, «опускается» без стремления к научной работе, потому что попадает под власть трёх педагогических демонов: банальности, механичности, рутинности»


Древняя мудрость гласит: можно
привести коня к водопою, но
заставить его напиться нельзя.
900igr.net

Как мотивировать познавательную деятельность ученика?

«Психологический закон гласит: прежде чем
призвать ребёнка к какой-либо деятельности,
заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы
обнаружить, что он готов к этой
деятельности, что у него напряжены все
силы, необходимые для неё»
Л.С.Выготский
«Деятельности без мотива не бывает»
А.Н.Леонтьев

Мотив

Мотив – источник деятельности любого
человека.
«Энергетическая батарейка» личности,
от его силы зависит интенсивность
деятельности человека.
Нет внутреннего мотива – внутренней
движущей силы, и всякое дело
обречено быть нудным, скучным,
ненужным.

Мотив

интерес,
потребность,
стремление,
убеждение,
идеал,
эмоции,
влечения,
инстинкты,
установки, это то что побуждает человека к
деятельности, ради чего она совершается.

«Когда информация подаётся вне интереса, в коре головного мозга формируется центр её активного отторжения» И.Павлов

Без внутреннего настроя ребёнка, без его мотивации
на деятельность, основным педагогическим
воздействием выбирается насилие. Педагог
опирающийся только на понятия «должен» и
«необходимо» сталкивается с негативной,
отрицательной мотивацией.
У ребёнка формируется:
*тенденция к уклонению от учёбы
*деятельность и результаты учения незначительны
*сильная отвлекаемость на уроке
*быстрое утомление
*чувство удручённости и неудовлетворённости
*неподвижность, ригидность мышления.

Внутренний мотив учебной деятельности всегда должен предшествовать и сопутствовать обучению.

Учитель порой забывает о том, что многое из
того, что ему самому представляется важным
и полезным, лишено смысла для ученика.
Мотивацию надо специально формировать,
развивать, стимулировать
Процесс формирования и закрепления у
школьников положительных мотивов учебной
деятельности называется мотивацией
учебной деятельности

Факторы влияющие на формирование мотивов учебной деятельности школьников.

Содержание учебного материала.
.
Характер и уровень учебнопознавательной деятельности. Само по себе содержание обучения, учебная
информация вне потребностей ребёнка не
имеет для него какого-либо значения, не
побуждает к учебной деятельности.
Учебный материал должен подаваться в
такой форме, чтобы вызвать у школьника
эмоциональный отклик, активизировать
познавательные психические процессы.

Для этого необходимо?

Особый характер преподнесения учебного материала:
а). аналитический (разъяснительный, критический, логический,
проблемный);
б). деловой;
в).необычный.
Использование, показ, подчёркивание различных элементов,
привлекательных сторон содержания:
а).важность отдельных частей;
б).трудность, сложность (простота, доступность);
в).новизна, познавательность материала;
г).открытие нового в известном;
д).историзм, современные достижения науки;
е).интересные факты, противоречия, парадоксы.
Задания с интересным содержанием, занимательными
вопросами.
Показ значимости знаний, умений: а).общественной,
б).личностной.
Межпредметные связи

Стиль общения учителя и учащегося

Авторитарный
Формирует «внешнюю»
мотивацию учения, мотив
«избегания неудачи»,
задерживает формирование
внутренней мотивации.
Демократический
Способствует внутренней
мотивации.
Либеральный
Снижает мотивацию учения
(попустительский) и формирует мотив
«надежды на успех»

Стиль общения учителя и учащегося

Показ достижений и недостатков в развитии
личности, проявлении доверия к силам и
возможностям ученика.
Проявление личного отношения учителя к ученику,
классу, высказывание собственного мнения.
Проявление учителем собственных качеств, данных
личности (в плане общения, эрудиции, отношения к
предмету, деловых качеств и т.д.) и побуждение
учащихся к подобным проявлениям.
Организация дружеских взаимоотношений в
коллективе (взаимопроверка, обмен мнениями,
взаимопомощь.

Организация учебной деятельности

3 этапа:
1).мотивационный,
2).операциональнопознавательный,
3).рефлексивно-оценочный.

Мотивационный этап

это сообщение, почему и для чего учащимся нужно
знать данный раздел программы, какова основная
учебная задача данной работы.
Мотивационный этап состоит из трёх учебных
действий:
1).создание учебно-проблемной ситуации;
2).формулировка основной учебной задачи как итога
обсуждения проблемной ситуации;
3).рассмотрение вопросов самоконтроля и
самооценки возможностей по изучению данной темы.

создание учебно-проблемной ситуации

достигается с помощью следующих приёмов:
а).постановки перед учащимися задачи,
которую можно решить, лишь изучив данную
тему;
б).рассказа учителя о теоретической и
практической значимости предлагаемой
темы;
в).рассказа о том, как решалась эта проблема
в истории науки.

Формулировка основной учебной задачи как итога обсуждения проблемной ситуации

Эта задача является для
учащихся целью их
деятельности на данном уроке.

Мотивационный этап

На данном этапе важно обратить внимание на
предъявление требований к учащимся. Они
могут быть:
по содержанию: к дисциплине, к работе;
по форме: развернутые, свернутые (указания,
замечания, мимика);
алгоритмы;
единые и индивидуальные, групповые, общие
и детальные, прямые и косвенные

Операционально-познавательный этап

На этом этапе важно добиваться, чтобы учащийся
начинал действовать. Для этого необходимо
ситуаций различного характера:
Интеллектуального (проблемная, поисковая,
дискуссия, противоречия, ссора);
Игрового (познавательные игры, соревнования и
т.д.);
Эмоционального (успеха, увлечённости темой…).
Во многих случаях групповая форма учебной
деятельности создаёт лучшую мотивацию, чем
индивидуальная. Групповая работа «втягивает» в
активную работу даже пассивных, слабо
мотивированных учащихся.

рефлексивно-оценочный этап

связан с:
анализом проделанного,
анализом ошибок и оказанием
необходимой помощи,
сопоставлением достигнутого с
поставленной задачей и оценкой
работы.

рефлексивно-оценочный этап

Если учитель уделяет этому этапу должное
внимание, то:
учащиеся испытывают удовлетворение от
проделанной работы,
от преодоления возникших трудностей и
познания нового. Это ведёт к формированию
ожидания таких же эмоциональных
переживаний в будущем.

рефлексивно-оценочный этап

Если учитель уделяет этому этапу мало внимания и
всё сводит к выставлению оценок, то тогда может
произойти сдвиг учебной мотивации с самой
деятельности, с процесса познания и результата на
отметку. Это приводит к угасанию мотива
познавательной деятельности. Важно, чтобы в
оценке:
давался качественный, а не количественный анализ
учебной деятельности учащихся,
подчёркивались положительные моменты, сдвиги в
освоении учебного материала,
выявлялись причины имеющихся недостатков; а не
только констатировалось их наличие

Основные методы мотивации и стимулирования деятельности учащихся

можно выделить 4 блока основных
методов мотивации в зависимости от
влияния на различные сферы личности
ученика

I.Эмоциональные методы мотивации

поощрение,
порицание,
учебно-познавательная игра,
создание ярких наглядно-образных
представлений,
создание ситуации успеха,
стимулирующее оценивание,
удовлетворение желания быть значимой
личностью.

II.Познавательные методы мотивации

опора на жизненный опыт,
познавательный интерес,
создание проблемной ситуации,
побуждение к поиску альтернативных
решений,
выполнение творческих заданий,
«мозговая атака»,
развивающая кооперация (парная и
групповая работа, проектный метод)

III.Волевые методы мотивации

предъявление учебных требований,
информирование об образовательных
результатах обучения,
познавательные затруднения,
самооценка деятельности и коррекции,
рефлексия поведения,
прогнозирование будущей деятельности

IV.Социальные методы мотивации

развитие желания быть полезным обществу,
побуждение подражать сильной личности,
создание ситуации взаимопомощи,
поиск контактов и сотрудничества,
заинтересованность в результатах
коллективной работы,
взаимопроверка,
рецензирование.

I уровень – проявление ситуативного
интереса к учёбе, к предмету (иногда
на уроке бывает интересно, нравится
учитель, нравится получать хорошие
отметки).
II уровень – учение по необходимости
(родители заставляют, учу, потому что
это мой долг, предмет полезен для
будущей жизни).

Уровни познавательного интереса

III уровень – интерес к предмету (узнаю
много нового, заставляет думать;
получаю удовольствие, работая на
уроке).
IV уровень – повышенный
познавательный интерес (легко даётся
предмет; с нетерпением жду урока,
стремлюсь узнать больше, чем требует
учитель)

Уровни познавательного интереса

Положительные показатели I и II уровня
сформированности познавательного интереса
важны и нужны на первоначальном этапе.
Важны другие параметры – IIIуровень и
особенно IV уровень. Ученики получают
интеллектуальное удовольствие от решения
задач, проявляют интерес к обобщениям и
законам. Им интересны не только знания, но
и способы их добывания, они испытывают
интерес к самообразовательной
деятельности. Положительная мотивация
здесь устойчивая, и она заложена в сам
процесс учения.

Если раньше на уроках пробуждали интерес к
учению, то теперь надо его развивать, а это значит
надо разрабатывать для занятий целую систему
творческих заданий – комплект, в который входят
творческие задачи с интересным содержанием из
трёх основных групп:
причинно-следственные связи,
комбинирование информации,
планирование и выполнение практической
деятельности.

Система развития мотивации учения

Применение системы творческих задач
для развития мотивации у учащихся к
учебной деятельности предполагает
использование на каждом уроке, как
минимум, по одной задаче из каждой
группы.

Оценка уроков по мотивационным критериям

КРИТЕРИИ (УРОВЕНЬ)
ПРИЁМЫ МОТИВАЦИИ
1.Низкий
1.Нет специальных заданий и информации
для развития интереса к учёбе.
2.Критический
2.Учитель объясняет необходимость
выполнения заданий.
3.Удовлетворительный 3.Создание занимательных ситуаций с
помощью ребусов, занимательных фактов.
4.Хороший
4.Использование творческой задачи с
интересным содержанием.
5.Высокий
5.Использование системы творческих
заданий с интересным содержанием.
6.Оптимальный
6.Организация поиска и решения
исследовательской задачи.

Подведём итог

Развитие учебной мотивации учащихся
требует от учителя не только больших затрат
времени, но прежде всего творческого
подхода к своей деятельности.
Это возможно при переосмыслении и
пересмотре технологии работы, при
планомерном творческом росте.
По мнению Дистервега, «учитель деревенеет,
каменеет, «опускается» без стремления к
научной работе, потому что попадает под
власть трёх педагогических демонов:
банальности, механичности, рутинности»

МБОУ «Тюхтетская средняя общеобразовательная школа №1»

Презентацию «Мотивация учебной
деятельности школьников»
подготовила заместитель директора по
учебно-воспитательной работе
Кондратенко Т.А.

О мотивации … «Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к овладению знаниями. Приохотить ребенка к учению гораздо более достойная задача, чем приневолить» К.Д. Ушинский «Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться» В. А. Сухомлинский «Высокая мотивация может компенсировать низкий уровень способностей» Т.Д. Дубовицкая «Вопрос о мотивации учения есть вопрос о процессе самого учения» П.Я. Гальперин «На свете есть только один способ побудить людей что-то сделать заставить человека захотеть это сделать». Дейл Карнеги


Мотив. Мотивация. Учебная мотивация. МОТИВ (от латинского) – приводить в движение, толкать. Это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности человека. МОТИВАЦИЯ – побуждение, вызывающее активность и определяющее его направленность. УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ – проявляемая учащимися мотивированная активность при достижении целей учения.


Основные мотивы деятельности человека. Всё многообразие мотивов, которые побуждают человека работать, предпринимать какие-либо действия и, в целом, двигаться по жизни, можно свести к пяти: мотив вознаграждения; социальный мотив; процессный мотив; мотив достижения; идейный мотив.




Социального сотрудничества Узкие социальные Широкие социальные Виды мотивов Направленные на достижение успеха Направленные на избегание неудач Внутренние - мотивы, напрямую связанные с учебной деятельностью Внешние – мотивы не связанные с учебной деятельностью Само образование Учебно- познавательные Широко- познавательные Познавательные Связаны с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения Социальные Связаны с различными социальными взаимодействиями школьника с другими людьми


Типы мотивации Внешняя мотивация широкая социальная мотивация (включает в себя мотивы: каждый культурный человек должен знать хотя бы один иностранных языков, а также для общего развития; английский язык – самый распространенный в мире, и его надо знать; иностранный язык знают в семье, и это заставляет меня изучать его; изучаю, т.к. этот предмет есть в школьной программе; учу из уважения к учителю; хочу знать иностранный язык не хуже своих товарищей). Внутренняя мотивация: 1) мотивация, связанная с перспективным развитием личности (изучаю, т.к. иностранный язык может пригодиться в дальнейшей жизни (в институте; в будущей работе; смогу помочь кому–нибудь сам)); 2) коммуникативная мотивация (интересно общаться с ребятами на уроке; на занятиях иностранного языка интересно; хочу научиться писать письма (для переписки)); 3) мотивация, порождаемая самой учебной деятельностью (интересуюсь иностранным языком как таковым (учу стихи, выполняю упражнения, перевожу интересные тексты, ощущаю успех в учении)).


Степени отношения учащихся к обучению Выделяется несколько ступеней включенности обучаемого в процесс учения: положительное, отрицательное, безразличное (или нейтральное). Признаки положительного отношения Активность учеников в учебном процессе; Умение ставить перспективные цели; Умение отстаивать свое мнение; Умение предвидеть последствия своей учебной деятельности; Умение преодолевать трудности на пути достижения цели; Поиск нестандартных способов решения учебных задач; Гибкость и мобильность способов действий; Переход к творческой деятельности; Увеличение доли самообразования.


Степени отношения учащихся к обучению Для отрицательного отношения школьников к учению характерны: Бедность и узость мотивов; Слабая заинтересованность в успехах; Слабая нацеленность на оценку; Неумение ставить цели, преодолевать трудности; Нежелание учиться; Отрицательное отношение к школе, учителям. Безразличное отношение имеет те же характеристики, но подразумевает наличие способностей и возможностей при изменении ориентации достигнуть положительных результатов.


Причины снижения мотивации Причинами снижения мотивации, зависящими от учителя, являются: неправильный отбор содержания учебного материала, вызывающего перегрузку учащихся; невладение учителем современными методами обучения и их оптимальным сочетанием; неумение строить отношения с учащимися и организовывать взаимодействия школьников друг с другом; особенности личности учителя - не всегда уделяется должное внимание мотивации учащихся. Причинами снижения мотивации, зависящими от ученика, являются: низкий уровень знаний: несформированность учебной деятельности, и прежде всего, приёмов самостоятельного приобретения знаний: реже - несложившиеся отношения с классом; в единичных случаях - задержки развития, аномальное развитие; слабое здоровье ученика.


Характеристика мотивации учения школьников по возрасту (по Немовой Н.В.) Дошкольники Потребность в новых впечатлениях; Потребность в учении как новой деятельности; Потребность заслужить похвалу взрослых; Потребность стать лучшим, стать отличником. Начальная школа Чувство долга (возрастает в два раза и значительно превышает познавательную мотивацию); Престижная мотивация – желание получить высокую отметку, возрастает к 3-4 классу; Мотив избегания санкций, то есть наказания; Интерес к предмету (уменьшается в 5 раз – до 5% учащихся); Основная мотивация – внешняя, престижная и принудительная; Мотивация неустойчивая, нет интереса к определенным предметам, нет способности длительное время удерживать энергию сформированного намерения.


Характеристика мотивации учения школьников по возрасту (по Немовой Н.В.) Подростковая школа Стойкий интерес к определенному предмету; Мотив избегания неудачи; Желание иметь высокую отметку, даже если оно не подкрепляется знаниями, как подтверждение высокого статуса в коллективе и средство самоутверждения; Познавательный интерес только у высокомотивированных; Мотив достижения успеха в учебе не развивается; Мотивация, вызванная подростковыми установками (подсказки, списывание, обман учителя и др.). Старшая школа Мотивация продолжения образования в профессиональных учебных заведениях; Выбор предмета с позиции будущего (средний подросток: выбор будущего с позиции любимого предмета); Значимость отметки как мотиватора снижается, отметка выступает не мотиватором, а критерием качества знаний; Мотивация достижений высоких результатов по значимым предметам; Внутренняя, собственная мотивация.


«Неправильная мотивация» учащихся Несформированность у школьников положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности может стать причиной их слабой успеваемости; У ученика может существовать направленность на учебный процесс, но в тоже время он может ориентироваться не на результат деятельности, а только на оценку; У школьников помимо сугубо познавательных потребностей, учебных интересов могут действовать мотивы «избегания неприятностей», «избегание неудач», страха получить низкие отметки. Побуждениями к обучению могут быть: жесткий внешний контроль со стороны учителей и родителей.


Факторы, влияющие на мотивацию образовательная система, образовательное учреждением, где осуществляется учебная деятельность; организация учебного процесса; особенности обучающегося (возраст, пол. интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, его взаимодействие с другими учениками и т.д.); особенности педагога (системой его отношений к ученику, к профессии); специфика учебного предмета.


Способы диагностики мотивации учащихся анкеты, опросы диагностические тесты, разработанные специально для выявления мотивации учащихся; изучение работ учащихся (домашние задания, индивидуальные задания, и т.д.); наблюдение за учащимися в ходе учебной деятельности; анкетирование родителей учащихся; фронтальные проверки преподавания предмета.


Способы повышения мотивации Значимыми в работе по формированию мотивации учения можно считать следующие установки и действия учителя, а также методы повышения мотивации: учет возрастных особенностей школьников; личностная направленность в обучении; выбор действия в соответствии с возможностями ученика; создание ситуации успеха; применение поощрения и порицания; показ достижений учащегося; использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий, соревнований; формирование адекватной самооценки у учащихся; вера учителя в возможности ученика; совместный с учащимися выбор средств по достижению цели; использование коллективных и групповых форм работы; эмоциональная речь учителя, увлеченное преподавание; педагогический такт и мастерство учителя; создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества; нестандартная форма проведения уроков; новизна учебного материала; использование игровой, проектной, информационных технологий; чередование форм и методов обучения; использование здоровьесберегающих технологий; проведение релаксационных пауз на уроке, физкультминуток.


Этапы работы над повышением уровня мотивации учащихся Цель: поиск эффективных путей и средств формирования и повышения учебной мотивации. Задачи: 1. Провести теоретический анализ понятия о мотивах. Разобраться в вопросе, что такое мотив, какие бывают мотивы и какие виды мотивов мне, как педагогу, необходимо формировать и развивать в своих учениках 2. Изучить мотивационную сферу учащихся, провести диагностику уровня мотивации учащихся. Это диагностирующий этап, на котором будет изучен уровень мотивации, потому что изучение мотивации и ее формирование – это две стороны одного и того же процесса воспитания мотивационной сферы целостной личности ученика. Результаты изучения лягут в основу разработки способов работы на уроках и во внеурочной деятельности с применением различных приёмов по формированию учебной мотивации учащегося. Для выявления уровня мотивации к учению используются различные диагностические методики. (Смотри: Презентация «Психолого-педагогические диагностики»). 3. Найти пути и средства формирования и повышения учебной мотивации. Формировать мотивацию – это не значит заложить готовые мотивы и цели в голову обучающегося, а поставить его в такие условия и ситуации развертывания активности, где бы желательные мотивы и цели складывались и развивались бы с учетом и в контексте прошлого опыта, индивидуальности, внутренних устремлений самого обучающегося. На этапе проектировки проводится теоретическая подготовка к деятельности и с опорой на теорию подбираются наиболее эффективные приёмы и методы по формированию и повышению мотивации на уроке и во внеурочной деятельности. Теоретически формирование включает несколько блоков - работу с мотивами, целями, эмоциями, учебно-познавательной деятельностью школьников. Внутри каждого из блоков проводится работа по актуализации и коррекции прежних мотивов, стимуляция новых мотивов и появлению у них новых качеств. Средства и приемы, которые может применять учитель для целенаправленного воздействия на мотивационную сферу учащихся представлены в Презентации «Средства повышения мотивации учащихся». 4. Апробировать найденные средства формирования и повышения учебной мотивации. Формирование является систематическим и целенаправленным процессом, если педагог сравнивает полученные результаты с тем исходным уровнем, который предшествовал формированию, и с теми планами, которые были намечены. 5. Проанализировать достигнутые результаты, провести повторную диагностику уровня мотивации учащихся. На рефлексивном этапе каждый раз сравниваются полученные результаты проделанной работы с исходными. И на их основе планируется дальнейшая работа. Уровень мотивации учеников повышается благодаря решению поставленных задач. 6. Наметить дальнейшие пути достижения поставленной цели.


Показатели повышения учебной мотивации учащихся позитивная динамика уровня качества обучения; позитивная динамика количества учащихся, участвующих во внеурочной деятельности (олимпиадах, конкурсах, проектной деятельности), а также наличие призовых мест по результатам участия; положительные результаты государственной итоговой аттестации.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Мотивация учебной деятельности - основное условие успешного обучения школьников Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к овладению знаниями. Приохотить ребенка к учению гораздо более достойная задача, чем приневолить К. Д. Ушинский

2 слайд

Описание слайда:

«Все наши замыслы превращаются в прах, если нет у ученика желания учиться». (Сухомлинский В.А.)

3 слайд

Описание слайда:

4 слайд

Описание слайда:

Что же такое мотивация? Мотив (от лат.) – приводить в движение, толкать. Это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности человека. Мотивация - это общее название для процессов, методов и средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования.

5 слайд

Описание слайда:

Современное общество ждет от школы мыслящих, инициативных, творческих выпускников с широким кругозором и прочными знаниями Учебная мотивация – это включение в учебную деятельность.

6 слайд

Описание слайда:

Значение мотивации Мотивация является особо важным компонентом учебной деятельности Через мотивацию педагогические цели быстрее превращаются в психические цели обучаемых Через мотивацию формируется определённое отношение учащихся к учебному предмету Через формирование положительной мотивации можно значительно улучшить качественные показатели познавательных процессов

7 слайд

Описание слайда:

8 слайд

Описание слайда:

Характеристика мотивации учения школьников (по Н.В.Немовой) Начальная школа Чувство долга (возрастает в два раза и значительно превышает познавательную мотивацию). Престижная мотивация – желание получить высокую отметку, возрастает к 3-4 классу. Мотив избегания санкций, то есть наказания. Интерес к предмету (уменьшается в 5 раз – до 5% учащихся). Основная мотивация – внешняя, престижная и принудительная. Мотивация неустойчивая, нет интереса к определенным предметам, нет способности длительное время удерживать энергию сформированного намерения.

9 слайд

Описание слайда:

Подростковая школа Стойкий интерес к определенному предмету. Мотив избегания неудачи. Желание иметь высокую отметку, даже если оно не подкрепляется знаниями, как подтверждение высокого статуса в коллективе и средство самоутверждения. Познавательный интерес только у высокомотивиованных. Мотив достижения успеха в учебе не развивается. Мотивация, вызванная подростковыми установками (подсказки, списывание, обман учителя и др.)

10 слайд

Описание слайда:

Старшая школа Мотивация продолжения образования в профессиональных учебных заведениях. Выбор предмета с позиции будущего (средний подросток: выбор будущего с позиции любимого предмета). Значимость отметки как мотиватора снижается, отметка выступает не мотиватором, а критерием качества знаний. Мотивация достижений высоких результатов по значимым предметам. Внутренняя, собственная мотивация.

11 слайд

Описание слайда:

12 слайд

Описание слайда:

Учёт возрастных особенностей школьников. Совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели предстоящей учебной деятельности и постановке учебных задач. Создание ситуации успеха. Вера учителя в возможности ученика. Формирование адекватной самооценки у учащихся. Выбор действия в соответствии с возможностями ученика. Совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели предстоящей учебной деятельности и постановке учебных задач. Совместный с учащимися выбор средств, адекватных цели. Выбор действия в соответствии с возможностями ученика. Создание ситуации успеха. Использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий. Создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроке. Использование коллективных и групповых форм организации учебной деятельности. Эмоциональная речь учителя. Применение поощрения или порицания. Использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий. Испльзование игровых технологий. Использование нестандартных ситуаций. Нестандартная форма проведения уроков. Использование познавательных и дидактических технологий. Эмоциональная речь учителя. Применение поощрения или порицания. Макет проекта «Формирование мотивации учения» Смысл учения. Мотив учения. Постановка целей Эмоции Интерес

13 слайд

Описание слайда:

УСТАНОВКИ И ДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ СМЫСЛА УЧЕНИЯ: Стимулирование к выбору и самостоятельному использованию способов выполнения заданий без боязни ошибиться Оценка деятельности ученика не только по конечному результату, но процессу его достижения.

14 слайд

Описание слайда:

Оценка деятельности ученика не только по конечному результату, но процессу его достижения. (ПРИМЕР) Ф. И. ученика Д/З Таблица умножения Решение примеров Решение задач ______ Итого Алексеев Н. 5 4 3 ----- 3 Иванов А. 3 3 3 4 3 Петров Д. 4 3 4 3 4 Сидоров В. ---- 5 5 4 4 Фролов К. 5 5 4 4 5

15 слайд

Описание слайда:

Страшная это опасность – безделье за партой; безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает. В.А.Сухомлинский положительное безразличное отрицательное

16 слайд

Описание слайда:

Типы мотивации: Отрицательная мотивация Положительная мотивация Социальные устремления Узколичные мотивы Цели учения Побуждения школьника, вызванные осознанием определенных неудобств и неприятностей,

17 слайд

Описание слайда:

Умение преодолевать трудности на пути достижения цели Умение отстаивать свое мнение Умение предвидеть последствия своей учебной деятельности Поиск нестандартных способов решения учебных задач Умение ставить перспективные цели Активность учеников в учебном процессе

18 слайд

Описание слайда:

Отрицательное отношение Неумение ставить цели, преодолевать трудности Слабая заинтересованность в успехах Бедность и узость мотивов Слабая нацеленность на оценку Отрицательное отношение к школе, учителям

19 слайд

Описание слайда:

Безразличное отношение Имеет те же характеристики, но подразумевает наличие способностей и возможностей при изменении ориентации достигнуть положительных результатов

20 слайд

Описание слайда:

УСТАНОВКИ УЧИТЕЛЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ФОРМИРОВАНИЮ МОТИВА УЧЕНИЯ Выбор действия в соответствии с возможностями ученика Создание ситуации успеха Использование групповых и индивидуальных форм организации учебной деятельности Использование познавательных и дидактических игр, игровых технологий Применение поощрения и порицания, с учётом психофизических особенностей каждого ученика Вера учителя в возможности ученика Стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий без боязни ошибиться Оценка деятельности ученика не только по конечному результату, но и по процессу его достижения

21 слайд

Описание слайда:

ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ Это направленность обучающегося на выполнение отдельных действий, входящих в учебную деятельность. __________________________________ ЧЕРЕЗ ПОСТАНОВКУ ЦЕЛЕЙ ВОПЛОЩАЮТСЯ МОТИВЫ УЧЕНИЯ.

22 слайд

Описание слайда:

УСТАНОВКИ УЧИТЕЛЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ФОРМИРОВАНИЮ ПОСТАНОВКИ ЦЕЛЕЙ Совместная работа с детьми по осмыслению и принятию целей предстоящей деятельности и постановки учебных задач Выбор средств адекватных цели Учет возрастных и психофизических особенностей Использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий

23 слайд

Описание слайда:

ЭМОЦИИ Реакция ребёнка на воздействие внутренних и внешних раздражителей. Они зависят от особенностей учебной деятельности, сопровождают процесс учения и предшествуют ему. __________________________________ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОДДЕРЖИВАЕМАЯ ЭМОЦИЯМИ ПРОТЕКАЕТ НАМНОГО УСПЕШНЕЕ!

24 слайд

Описание слайда:

УСТАНОВКИ УЧИТЕЛЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ФОРМИРОВАНИЮ КОМПОНЕНТА МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ УЧЕНИЯ- ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ НАСТРОЙ Нестандартная форма проведения уроков Создание ситуации успеха Создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроке Эмоциональная речь учителя Использование познавательных и дидактических игр, игровых технологий Вера учителя в возможности ученика

25 слайд

Описание слайда:

Работа с книгой. Упражнения. Работа с картой. Заполнение таблиц, схем. Решение задач. Сочинения. Электронный учебник. Виды самостоятельной работы: Лабораторные работы. Реферирование. Составление презентаций. Составление конспектов. Составление литературных обзоров. Составление планов.

26 слайд

Описание слайда:

Декадники. Конференции. Кружок. «Мозговой штурм». Научно-исследовательская работа школьников. Формы самостоятельной работы: Предметные вечера. КВН. Олимпиада. Семинар (межпредметный, предметный, обзорный). Предметные экскурсии. Факультативные занятия.

27 слайд

Описание слайда:

Как педагог может мотивировать обучаемого? (Среди ответов несколько неправильных. Найдите их.) 1.Опирайтесь на любопытство. 2.Используйте эффект загадки. 3.Создавайте ситуации поиска. 4.Потребуйте от учащихся внимания и сосредоточенности. 5.Подталкивайте к поиску объяснений. 6.Развивайте концепцию способностей. 7.Делайте замечания невнимательным. 8. Обеспечивайте обратную связь. 9.Хвалите. 10. Используйте «эффект вызова».

28 слайд