На примере ООО «КФ «Слободская». Анализ логистической деятельности предприятия на примере ооо "ястро" Характеристика организационной структуры ООО «Совлит»

Производственное предприятие ООО «КИТ»

В КИТ выделяются три функциональные области логистики: закупочную, производственную, распределительную.

1. Закупочная логистика КИТ

В сфере закупочной логистики находятся материальные потоки, обеспечивающие предприятие материальными ресурсами. Управление материальными потоками на данном этапе имеет определенную специфику, что объясняет необходимость выделения закупочной логистики в отдельную деятельность. Отдел МТО - специально выделенное подразделение предприятия КИТ для решения данных задач.

Деятельность этой службы осуществляется на трех уровнях, так как служба снабжения одновременно решает три типа задач:

  • · Задачи по взаимодействию предприятия с внешней средой;
  • · Задачи, обеспечивающие цели предприятия в целом;
  • · Задачи, предписанные данному подразделению.

Прежде всего, данное подразделение отвечает за решение следующих задач:

  • · что закупить;
  • · сколько закупить;
  • · у кого закупить;
  • · на каких условиях закупить.

После решения перечисленных задач отдел выполняет задачи обеспечивающего уровня, к которым относятся:

  • · заключение договора;
  • · контроль исполнения договора;
  • · организация доставки материальных ресурсов;
  • · организация складирования материальных ресурсов;
  • · организация хранения материальных ресурсов.

Ниже дана характеристика подходов к решению задач закупочной логистики, принятых на предприятии КИТ.

Как осуществляется хранение комплектующих деталей и узлов?

Задача хранения комплектующих деталей и узлов осуществляется с помощью склада МТО, который подчиняется указанному отделу. В том случае, когда производству требуются материалы и комплектующие, оформляется документ о получении необходимого ресурса из запасов собственного склада. На складе подбираются нужные материалы и передаются в производство.

В случае если требуемый материал отсутствует на складе, отдел МТО делает заказ поставщику соответствующих материалов, с которыми предприятие КИТ имеет долгосрочный договор. На основе заказа и в соответствии с условиями долгосрочного договора поставщик обеспечивает отправку необходимого товара. Закупленные товары отправляются, как правило, посредством автомобильного, авиационного или железнодорожного транспорта. Заказанные товары по мере их поступления принимаются на складе МТО. Здесь проверяют качество материалов, их соответствие заявке по количеству и номенклатуре. После оформления соответствующих документов о поступлении товары хранятся на складе МТО.

Как делается выбор поставщика?

В настоящее время предприятие работает с постоянными поставщиками, предпринимая максимум усилий для сохранения своих связей. Первое время, стремясь получить комплектующие по минимальным ценам, КИТ пыталось работать напрямую с производителями комплектующих. Сегодня КИТ работает по другой системе. Подобная система хорошо себя зарекомендовала во многих предприятиях. Суть ее заключается в долгосрочном договоре с фирмой-посредником. Структура ее имеет меньшее количество звеньев, существенно упрощено прохождение запросов и вызванных ими материальных потоков. Система связывает поставщика и потребителя продукции гораздо более короткими связями, чем описанная выше. Закупочные органы компании и склады разгружаются от рутинной работы. Функции отбора и доставки грузов переходят к поставщику, которым является не производитель сырья и комплектующих, а оптовая торговая компания, выполняющая распределительные функции, имеющая свои торговые склады и являющаяся посредником между промышленными предприятиями. Структура и прохождение информационных и материальных потоков показаны на рисунке “Схема документооборота поставщик-предприятие (на основе генерального договора)”.

План-график поставок составляется предприятием КИТ по согласованию с поставщиком в форме заказа на поставку. Сформированный заказ одновременно является и заказом, и документом, регистрирующим поставку и получение товара.

Договорная документация с таким поставщиком включает в себя:

  • · Договор (включая соглашения по организации процесса подачи заявок (заказов) и выполнения поставок)
  • · Инструкции по ведению контроля и учета выполнения договорных условий.

Рис.

Как планируются закупки?

Планирование закупок и контроль за их выполнением также возложены на отдел МТО. В ходе планирования решаются следующие задачи по согласованию действий всех отделов и должностных лиц предприятия:

  • · анализ и определение потребности, расчет количества заказываемых материалов;
  • · определение метода закупок;
  • · согласование цены и заключение договора с поставщиками;
  • · установление наблюдения за количеством, качеством и сроками поставок;
  • · организация размещения товаров на складе.

В процессе определения потребности необходимо установить:

  • · какие материалы требуются
  • · количество материалов, необходимых для производства продукции;
  • · время, когда они понадобятся
  • · возможности поставщиков, у которых могут быть куплены товары
  • · требуемые площади ваших складских помещений
  • · издержки на закупки
  • · возможности организации производства некоторых деталей на своем предприятии.

На предприятии КИТ принята специальная технология по планированию и контролю закупок. В соответствии с принятой технологией задачичто закупать и сколько закупать решаются руководителем отдела МТО совместно с руководителями отделов производства и сбыта при разработке производственной программы. Задачи у кого и на каких условиях закупать решаются руководителем отдела МТО совместно с директором предприятия.

Силами отдела МТО выполняются все необходимые работы по снабжению, то есть заключаются договоры, контролируется их исполнение, организуется доставка закупленных материалов и комплектующих и их хранение.

В общем случае существует множество методик определения того, сколько необходимо закупать материалов для производства продукции и с какой периодичностью они должны поступать от поставщиков.

На предприятии КИТ потребность в материалах рассчитывается на основе программы производства конечного продукта. Т.е. в основе потребности в материалах лежит планируемый объем изготавливаемой продукции, который определяется предсказуемым или известным спросом. Номенклатура конечной продукции закрепляется в производственной программе. Исходя из времени поставок конечного продукта потребителю и времени, к которому доставляемые материалы и комплектующие должны быть в наличии, определяется брутто-потребность в поставляемых материалах.

Брутто-потребность переводится затем в нетто-потребность, при этом учитываются:

  • · наличный запас
  • · уже заказанные материалы (или уже запланированное собственное производство)
  • · заказ, предназначенный для предыдущей серии продукции.

При известном времени поставок материалов и времени запуска их в производство определяют время подачи заказа.

Преимущество применения методики планирования потребности в материалах заключается в том, что закупки и производство планируются, исходя из потребностей в конечном продукте.

2. Производственная логистика КИТ

Материальный поток на своем пути от первичного источника сырья до конечного потребителя проходит ряд производственных звеньев. Управление материальным потоком на этом этапе имеет свою специфику и носит название производственной логистики.

Задачи производственной логистики касаются управления материальными потоками внутри предприятий. Участников логистического процесса в рамках производственной логистики связывают внутрипроизводственные отношения (в отличие от участников закупочного и распределительного логистических процессов, связанных товарно-денежными отношениями).

Каковы принципы построения производственного процесса на предприятии КИТ?

В основу концепции организации производственной логистики на предприятии КИТ были положены следующие основные принципы:

  • · отказ от избыточных запасов;
  • · обязательное устранение брака;
  • · изготовление продукции как можно более крупными партиями;
  • · превращение поставщиков из противостоящей стороны в доброжелательных партнеров.

При формулировке концептуальных положений КИТ стремился обеспечить эффективность своей деятельности в условиях меняющегося спроса на рынке.

Когда на рынке спрос превышает предложение и можно с достаточной уверенностью полагать, что изготовленная с учетом конъюнктуры рынка партия изделий будет реализована, приоритет получает цель максимальной загрузки оборудования. Причем, чем крупнее будет изготовленная партия, тем ниже окажется себестоимость единицы изделия. Задача реализации на первом плане не стоит.

Ситуация меняется, если предложение превышает спрос. Задача реализации произведенного продукта в условиях конкуренции выходит на первое место. Непостоянство и непредсказуемость рыночного спроса делает нецелесообразным создание и содержание больших запасов. В то же время КИТ уже не имеет права упустить ни одного заказа. Отсюда необходимость в гибких производственных мощностях, способных быстро отреагировать производством на возникший спрос.

Как производство адаптируется к меняющемуся спросу?

Производство в условиях рынка может выжить лишь в том случае, если оно способно быстро менять ассортимент и количество выпускаемой продукции. До 70-х годов весь мир решал эту задачу за счет наличия на складах запасов готовой продукции. Сегодня, как и многие другие предприятия, КИТ предлагает адаптироваться к изменениям спроса за счет запаса производственной мощности.

Запас производственной мощности возникает при наличии качественной и количественной гибкости производственных систем.

  • · Качественная гибкость обеспечивается за счет наличия универсального обслуживающего персонала и гибкого производства.
  • · Количественная гибкость может обеспечиваться различными способами.

Как выглядит схема производственного процесса предприятия КИТ?

На рисунке приведена производственно-технологическая система предприятия КИТ. Весь производственный процесс разбит на 5 основных операций. Кроме этого предусматривается дополнительная операция, которая выполняется по мере необходимости для устранения брака. Материалы и комплектующие узлы, необходимые для производства продукции, берутся на складе МТО в соответствии с заявками. Заявки формируются в соответствии с потребностью производственного процесса на каждый рабочий день. Готовые изделия сдаются на склад ГП.

Рис.

Как организованы производственные участки?

С целью эффективного обеспечения производственного процесса трудовыми ресурсами операции разбиты по производственным участкам. Производственный участок специализируется на выполнении отдельных операций и отвечает за выполнение своих производственных заданий и организацию работы персонала внутри участка. На рисунке приведена схема разбиения производственного процесса на участки.

Рис.

3. Распределительная логистика КИТ

Распределительная логистика охватывает весь комплекс задач по управлению материальным потоком на пути от предприятия производителя до потребителя, начиная с момента постановки задачи реализации и кончая моментом выхода поставленного продукта из сферы внимания поставщика. Состав задач распределительной логистики делится на два уровня - внутренняя распределительная логистика и внешняя распределительная логистика.

Каковы задачи распределительной логистики на предприятии КИТ?

В КИТ на уровне предприятия логистика решает следующие задачи:

  • · организация получения и обработки заказа;
  • · планирование процесса реализации;
  • · выбор вида упаковки, принятие решения о комплектации, а также организация выполнения других операций, непосредственно предшествующих отгрузке;
  • · организация отгрузки продукции;
  • · организация доставки и контроль за транспортировкой;
  • · организация послереализационного обслуживания.

К задачам распределительной логистики на внешнем уровне в КИТ относят:

  • · выбор архитектуры канала распределения;
  • · организация работы с участниками канала распределения (торговыми посредниками);
  • · выбор стратегии в распределении готовой продукции;
  • · стратегия ценообразования;
  • · организация мероприятий по продвижению продукции предприятия на рынке
  • · контроль за состоянием рынка продукции предприятия КИТ и анализ позиций продукции КИТ на целевых сегментах;
  • · работа с клиентами и организация послепродажного обслуживания.

Решение всех задач распределительной логистики в предприятии КИТ возложено на отдел сбыта готовой продукции (СГП).

Какова архитектура канала распределения предприятия КИТ?

Канал распределения, по которому товары попадают в конечное потребление, может иметь самое разное строение. В предприятии КИТ с самого начала канал распределения не формировался. В основе плана производства лежали заключенные на момент начала планового периода договоры с клиентами и весь сбыт осуществлялся напрямую “предприятие КИТ - клиент”. И даже тогда, когда стало ясно, что имеющиеся неиспользованные мощности предприятия могут быть задействованы для выпуска сверхдоговорной продукции, прямой сбыт оставался основным методом реализации продукции. Для реализации сверхдоговорной продукции был открыт прием заказов от всех желающих купить мелкую партию (от одного и более) компьютеров по прейскурантным ценам. Задача продажи по индивидуальным заказам была возложена на отдел СГП.

Рис. Схема документооборота “предприятие-клиент” (разовый заказ)


Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Информационные потоки в планировании запасов. Маркетинговая характеристика ОАО "ЛЗПМ", информационно-документационное обеспечение деятельности. Модель обмена информацией службы маркетинга. Создание единой информационной сети в логистической системе фирмы.

    курсовая работа , добавлен 12.08.2011

    Сущность и особенности информационной логистической системы. Виды и принципы построения современных информационных систем. Анализ организационной системы в агрофирме "Ливенское мясо". Разработка рекомендаций по логистической оптимизации системы фирмы.

    курсовая работа , добавлен 12.08.2011

    Понятие и сущность логистической системы, основные свойства ее объектов. Логистическая система как адаптивная система с обратной связью. Внутренние, внешние, интегрированные микрологистические системы. Классификационные признаки макрологистических систем.

    реферат , добавлен 20.03.2010

    Организация доставки товаров и изделий в заданное место, в нужном количестве и ассортименте. Макрологистические, микрологистические и мезологистические логистические системы. Плановые, диспозитивные, исполнительные логистические информационные системы.

    контрольная работа , добавлен 09.09.2015

    Функции складов в логистической системе предприятия. Основные составляющие системы складирования. Порядок и особенности организации складской деятельности предприятия ООО "Энергосфера". Критерии оптимизации и показатели эффективности складских систем.

    курсовая работа , добавлен 18.11.2011

    Производственная, организационная и управленческая структура предприятия на примере ОАО "Белгородасбестоцемент". Описание материальных потоков логистической системы предприятия. Хозяйственные связи в сфере закупок. Стратегия управления запасами.

    курсовая работа , добавлен 03.10.2008

    Понятие и определение информационной системы в логистике. Иерархия использования логистической информационной системы, ее виды, функции, структура, принципы построения. Прогнозирование потребностей на примере сока "Тонус" и сахара "Краснодарский".

    курсовая работа , добавлен 29.08.2014

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Наука управления совокупностью материальных, финансовых, информационных, кадровых ресурсов. Приведение в действие логистической системы с помощью информации. Логистические системы и транспортная логистика. Коммерция как экономическая структура.

    реферат , добавлен 25.07.2009

    Особенности макетинговой информации. Роль информации для маркетинговых исследований. Концепция системы маркетинговой информации. Система внутренней отчетности. Система сбора внешней маркетинговой информации. Сбор информации.

    курсовая работа , добавлен 26.05.2002

    Составляющие экономического эффекта от интеграции функций логистики и маркетинга в процессе управления организацией. Анализ управления движением материалов и разработка рекомендаций по оптимизации логистической системы на основе управления запасами.

    курсовая работа , добавлен 07.08.2011

    Сквозной материальный поток как объект управления логистики. Причины изменения качественного состава материального потока по мере продвижения по логистической цепи. Функции логистического управления. Взаимосвязь логистической и корпоративной стратегий.

    контрольная работа , добавлен 27.09.2013

    Услуги, предоставляемые фирмой. Особенности распределительной логистики. Доставка товаров. Логистика запасов. Емкость складов. Суммирование проблем логистической системы предприятия. Экономический эффект от реорганизации логистической системы.

    курсовая работа , добавлен 24.03.2005

    Сущность, значение и функциональные области логистики во внутрифирменной среде. Информационные потоки в логистике. Стратегические цели и пути их достижения. Тарифы в логистической системе. Исследование ОАО "Восток" в условиях логистического управления.

    курсовая работа , добавлен 18.08.2011

    Характеристика основного назначения маркетинговой информации, которая помогает снизить риск; определять отношения потребителей; следить за внешней и внутренней средой; координировать стратегию. Виды вторичной и первичной информации: внутренней и внешней.


    Введение

    1.3 Информационные системы в логистике7

    Вывод к главе 1

    Глава 2. Анализ деятельности ЗАО «Научные приборы»

    2.1 Краткая характеристика ЗАО «Научные приборы»

    2.2 Анализ производственных и логистических процессов

    2.3 Оценка внешнего окружения ЗАО «Научные приборы»

    2.4 SWOT - анализ предприятия ЗАО «Научные приборы»

    Вывод к главе 2

    3.1 Анализ выявленных логистических проблем

    3.3 Экономическое обоснование и прогнозы функционирования новой логистической системы

    Вывод к главе 3

    Заключение

    Список литературы

    Введение

    Современный мир и вопросы, рассматриваемые в данной работе. Конкурентоспособность - необходимое условие для выживания предприятия в жестких условиях рыночных отношений. Логистика - стержень бизнеса. Основная задача этой науки в обеспечении продвижения потоков товаров и других материальных ценностей от производителя к потребителю. Управление этим движением существенно влияет на конечную стоимость самого продукта, которая является одним из важнейших конкурентных факторов в условиях рынка. В силу прикладного характера логистика позволяет предприятиям решать практические задачи, связанные с закупкой, производством, сбытом и обслуживанием продукции после продажи. Существующие логистические модели и методы, разработанные и усовершенствованные российскими и зарубежными учеными, широко применяются при решении поставленных задач.

    Целью логистики на предприятии является обеспечение его устойчивости в условиях постоянно изменяющейся среды и получение преимуществ перед конкурентами путем оптимизации потоков процессов, происходящих в нем.

    Обеспечение условия: нужный товар необходимого качества в запрашиваемом количестве должен быть доставлен в нужное время в указанное место с минимальными затратами, - определяет эффективность логистической деятельности. Такое обеспечение предполагает высокую степень согласованности в организации действий участников товародвижения.

    В связи со всем выше изложенным, вполне очевидны значение и актуальность применения логистики на предприятиях. По мнению специалистов экспертной оценки, с помощью логистики в организациях снижается уровень запасов на 30-50%; сокращается время движения продукции на 25-45%; повторные складские перевозки уменьшаются в 1,5-2 раза; а расходы, связанные с автоперевозкой, уменьшаются на 7-20%.

    Применение логистики значительно повышает производительность труда как в сфере обращения, так и в сфере производства. Внедрение этого перспективного научно-практического направления в экономике может не только повысить уровень доходов предприятий, но также и сделать их более конкурентоспособными на современных и будущих внутренних и внешних мировых рынках.

    История рыночных отношений неоднократно показывала и доказывала: ни одно предприятие не в состоянии долго оставаться на одном и том же уровне развития, а всегда проходит несколько этапов, каждый из которых сменяется следующим, причем перемены зачастую означают не простой переход с одной ступени развития на другую, а переживание трудностей и противоречий. Наглядно срабатывают концепции процессуальности и стадийности развития фирмы. Особенно выделяются следующие основные этапы: рождение, развитие, зрелость, расцвет и спад организации. Следовательно, внедрение логистики, как инновации, актуально на этапах жизненного цикла под названием “развитие” или “зрелость” предприятия. Именно тогда, когда создается прочный фундамент для будущего, присутствует гибкость в изменяющихся условиях и финансовые возможности для внедрения новшеств.

    Данная работа носит весьма актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение и исследование поднятых в работе вопросов. Как правило, материал, изложенный в учебной литературе, носит общий характер, а в многочисленных монографиях рассмотрены более узкие вопросы. Высокая значимость и недостаточная практическая разработанность проблемы определяют несомненную новизну и чрезвычайную актуальность данной темы.

    Цель данного дипломного проекта - аналитическое обоснование формирования логистической системы предприятия и разработка рекомендаций по ее использованию в организации.

    Поставленная цель работы определяет решение следующих задач:

    · описание факторов, влияющих на уровень развития логистики производственного предприятия;

    · изучение элементов, необходимых для формирования логистической системы;

    · анализ основных производственных процессов предприятия;

    Предметом конкретного изучения в дипломном проекте является Закрытое Акционерное Общество “Научные приборы” , образованное в 1990 году.

    Практическая значимость результатов работы заключается в том, что она содержит конкретные предложения и рекомендации по формированию логистической системы предприятия, в частности организацию отдела логистики и введению Положения о порядке приобретения и учета комплектующих изделий и материалов организации.

    Глава 1. Теоретические и методические основы организации логистических систем на предприятиях

    1.1 Понятие логистики, ее функции и задачи

    Существенные преобразования произошли в последние годы в сфере товарного обращения ряда стран. В практике хозяйственной деятельности стали использоваться новые методы и технологии доставки товаров, которые базируются на концепции логистики.

    Логистика происходит от греческого слова «logistike», что означает искусство вычислять, рассуждать. История возникновения и развития практической логистики уводит нас в далекие прошлые времена. Профессор Гамбургского университета Г. Павеллек писал, что еще в период Римской империи жили служители, носившие титул «логисты» или «логистики» и занимающиеся распределением продуктов питания. В первом тысячелетии нашей эры в военном лексиконе ряда стран с логистикой была связана деятельность по обеспечению материальными ресурсами вооруженные силы государств, содержанию и поддержанию их запасов. Так, во времена византийского царя Леона VI (865 - 912 гг. н.э.) считалось, что задачами логистики являются:

    · вооружение армии,

    · снабжение ее военным имуществом,

    · своевременное и полное удовлетворение ее потребностей,

    · подготовка каждого отдельного акта военного похода.

    Некоторые западные ученые считают, что логистика переросла в науку благодаря военному делу. Основателем и создателем первых научных трудов по логистике принято считать французского военного специалиста начала XIX века А. Жомини, который дал такое определение логистики: «практическое искусство маневра войсками». Жомини утверждал, что логистика включает не только перевозки, но и довольно обширный круг вопросов, среди которых выделяются: планирование, управление и снабжение, определение места дислокации войск, а также строительство мостов, дорог и т.д. Историки предполагают, что некоторые принципы логистики использовались армией Наполеона. Однако, факт остается фактом, и как военная наука логистика сформировалась лишь к середине XIX века.

    В период второй мировой войны логистика, как наука, только укрепила свои позиции и стала активно применяться прежде всего в материально-техническом снабжении армии США на европейском театре военных действий.

    Значительную лепту в развитие логистики внесла и Россия. В начале XX столетия петербургскими профессорами путей сообщения был издан труд под названием «Транспортная логистика», который стал своеобразной базой для построения моделей перевозки войск, их обеспечения и снабжения. В ходе первой мировой войны эти модели получили практическое применение при планировании и проведении ряда компаний военных действий русской армии.

    В годы первых пятилеток в СССР на основе принципов транспортной логистики разрабатывались графики поставок грузов для важнейших строек страны, имеющих исключительно важное значение для народного хозяйства великой державы, полярных и других экспедиций. В период Великой Отечественной войны логистика, как наука, оказала неоценимую помощь. Службы военных сообщений организовывали движение фронтовых грузов всеми видами транспорта. В послевоенный период логистика получила свое дальнейшее развитие. В частности, в 1950 г. издается труд Б.Г. Бахаева «Основы эксплуатации морского флота», где сформулировано основное кредо логистики, суть которого сводилась к требованию рациональной организации перевозок и перевалок грузов в требуемом количестве и необходимого качества в заданный пункт назначения с минимальными издержками в обусловленный срок.

    В конце 1970-х годов в Ленинграде была разработана логистическая технология, т.е. работа видов транспорта по методу транспортного узла, где осуществлялось их взаимодействие. Концепции отечественных ученых изучались западными специалистами. В настоящее время они положены в основу развития единой Европейской транспортной системы стран ЕС.

    Зарубежные специалисты выделяют два принципиальных направления в определении логистики:

    1. функциональный подход к товародвижению, т.е. управление всеми физическими операциями, которые необходимо выполнять при доставке товаров от поставщика к потребителю.

    2. другое направление характеризуется более широким подходом: помимо управления операциями товародвижения оно включает анализ рынка поставщиков и потребителей, координацию спроса и предложения на рынке товаров и услуг, а также гармонизацию интересов участников процесса товародвижения.

    Есть множество различных трактовок в рамках отмеченного подхода к логистике. Анализируя их, замечаем ряд аспектов, через призму которых рассматривается логистика. Наибольшее распространение получили следующие аспекты:

    1. управленческие,

    2. экономические,

    3. оперативно-финансовые.

    Профессор Г. Павеллек и сотрудники Национального совета США по управлению материальным распределением, определяя сущность логистики, сконцентрировали свое внимание на управленческом аспекте. Логистика, по их мнению, - это планирование, управление и контроль поступающего на предприятие, обрабатываемого там и покидающего это предприятие потока материальной продукции и соответствующего ему информационного потока.

    Многие специалисты в исследуемой области, например, французские, отдают предпочтение экономической стороне логистики и трактуют ее как совокупность различных видов деятельности с целью получения с наименьшими затратами необходимого количества продукции в установленное время и в установленном месте, в котором существует конкретная потребность в данной продукции. В справочнике, выпущенном компанией «Данзас» (одна из крупнейших германских транспортно-экспедиторских фирм), логистика определяется как некая система, выработанная для каждого предприятия с целью оптимального, с точки зрения получения прибыли, ускорения движения материальных ресурсов и товаров внутри и вне предприятия, начиная от закупок сырья и материалов, прохождения их через производство и кончая поставками готовых изделий потребителям, включая связывающую эти задачи информационную систему.

    В других определениях логистики находят отражение взгляды специалистов, акцентирующих внимание на отдельных функциях в рассматриваемом цикле. Логистика в этих случаях сводится к весьма узкому кругу операций: транспортировка, погрузка-выгрузка, складирование и т.д. Обобщая вышеизложенные определения логистики, ее можно охарактеризовать как науку управления материальными потоками от первичного источника до конечного потребителя с минимальными издержками, связанными с товародвижением и относящимся к нему потоком информации.

    В отмеченных выше трактовках определения логистики справедливо выделяются те или иные ее стороны, однако, упускается из виду важнейший момент логистики - возможность влиять на стратегию корпорации и на создание новых конкурентных преимуществ фирмы на рынке, т.е. на ее конечные цели. Этот аспект находит отражение во втором подходе к определению логистики.

    Первыми именно практический потенциал логистики предугадали американские специалисты Пол Конверс и Питер Друкер. Они точно определили ее потенциальные возможности как «последний рубеж экономии затрат» и «неопознанный материк экономики». Впоследствии их точку зрения разделили и многие другие логистические теоретики. Такие американские исследователи, как М. Портер, Д. Сток, полагают, что логистика вышла за границы ее традиционного узкого определения и имеет большое, более того, первостепенное значение в стратегическом управлении и планировании фирмы.

    Из приведенных определений логистики следует, что эта наука представляет собой более широкую категорию, чем маркетинг, многие из основных функций которого перешли к логистике. Одним из подтверждений служит создание на ряде фирм логистических структур, поглотивших ранее функционировавшие подразделения маркетинга. Более того, английские исследователи М. Кристофер и Г. Уилс считают, что логистика эффективна не только на уровне фирм, но и на отраслевом уровне. Именно логистике, считают они, должны принадлежать решения по общеэкономическому процессу отрасли, включая вопросы размещения предприятий и складов.

    Разнобой в определении логистики обусловлен рядом причин:

    · Одна из них скрывается в специфике и различии масштабов задач, которые пытаются решать отдельные фирмы в сфере сбыта товара, его перевозки, складирования и т.д.

    · Другой причиной являются существующие различия в национальных системах организации и управления товародвижением, а также в уровне исследований проблем логистики в разных странах.

    · Третья заключается во множественности функциональных направлений деятельности во внешней среде логистической системы.

    Функциональное «окружение» логистической системы это:

    1. логистика и электронная обработка данных;

    2. закупка сырья и материалов;

    3. планирование материально-технического снабжения;

    4. планирование выпуска продукции;

    5. совершенствование качества продукции;

    6. планирование и управление производством;

    7. складские системы;

    8. планирование сбыта;

    9. рынок сбыта, маркетинг;

    10. структура сервиса;

    11. организация обслуживания клиента;

    12. планирование финансов; текущая финансовая деятельность;

    13. структура кадровой системы;

    14. планирование и управление кадрами.

    Логистика в своей основе не является феноменом совершенно новым и практике не известным. Предметом пристального внимания всегда была проблема наиболее рационального движения сырья, материалов и готовой продукции.

    Новизна логистики заключается в следующем:

    1. во-первых, в смене приоритетов в хозяйственной практике фирм, отводящей центральное место в ней управлению потоковыми процессами, а не управлению производством.

    2. Во-вторых, состоит во всестороннем комплексном подходе к вопросам движения материальных ценностей в процессе воспроизводства. Если при фрагментарном способе управления материальными потоками координация действий явно недостаточна, не соблюдается необходимой последовательности и увязки в действиях различных структур (подразделений фирм и их внешних партнеров), то логистика предполагает согласование процессов, связанных с материальными и информационными потоками, производством, менеджментом и маркетингом.

    3. В-третьих, в использовании теории компромиссов в хозяйственной практике фирм. В результате при движении материальных и информационных потоков нередко достигаются прямо противоположные цели участников логистической цепочки (поставщиков, потребителей и посредников), что свидетельствует о выполнении логистикой функции сбалансирования, оптимизации и координации различного рода отношений (загрузки производственных мощностей и мощностей закупок и сбыта, финансовых и информационных отношений и т.п.). Это позволило отойти от обособленного управления различными функциями товародвижения и осуществить их интеграцию, что дало возможность получать общий результат деятельности, превосходящий сумму отдельных эффектов.

    Исходя из всего вышеизложенного материала, можно дать следующее общее определение логистики. Логистика - это форма оптимизации рыночных связей, гармонизация интересов всех участников процесса товародвижения. Логистика, как наука, представляет собой совершенствование управления материальными и связанными с ними информационными и финансовыми потоками на пути от первичного источника сырья до конечного потребителя готовой продукции на основе системного подхода и применения экономических компромиссов с целью получения синергического эффекта.

    1.2 Основы организации логистических систем

    логистика внешний окружение проблема

    Исторически непосредственно с причинами экономического характера был связан Интерес к проблемам развития логистики в промышленно развитых странах. В экономической ситуации, когда рост объемов производства и расширение внутринациональных и мировых хозяйственных связей привели к увеличению издержек сферы обращения, внимание предпринимателей сконцентрировалось на поиске новых форм оптимизации рыночной деятельности и сокращения затрат в данной сфере.

    Развитие логистики помимо стремления фирм к сокращению временных и денежных затрат, связанных с товародвижением, определили следующие два фактора:

    1. усложнение системы рыночных отношений и повышение требований к качественным характеристикам процесса распределения;

    2. создание гибких производственных систем.

    Значительное воздействие на развитие логистики оказал переход от рынка продавцов к рынку покупателей, безусловно сопровождающийся существенными изменениями в стратегии производства и системах товародвижения.

    Кроме вышеизложенных факторов, непосредственно определивших развитие логистики, необходимо отметить и факторы, способствовавшие созданию возможностей для этого. Прежде всего, к ним следует отнести:

    · использование теории систем и компромиссов для решения экономических задач;

    · ускорение научно-технического прогресса в коммуникациях, внедрение в хозяйственную практику фирм ЭВМ последних поколений, используемых в сфере товародвижения;

    · унификацию правил и норм по поставке товаров во внешнеэкономической деятельности, устранение различного рода импортных и экспортных ограничений, стандартизацию технических параметров путей сообщения, подвижного состава и погрузочно-разгрузочных средств стран, участвующих в интенсивных мировых хозяйственных связях.

    В реальной экономической среде системы логистики в рамках различных производственных объединений по объективным причинам находятся на различных стадиях или уровнях развития. Существуют отдельные стадии, через которые логистика неотвратимо должна пройти, прежде чем достигнет высокого уровня развития. Анализ ведущих промышленных компаний различных стран позволил выявить в их рамках четыре последовательные стадии развития логистических систем. Наглядно все стадии демонстрируют приводимые ниже рисунки 1.1 -1.4.

    1-й уровень

    Рисунок 1.1

    Для первой стадии развития логистики (рис.1.1) характерен ряд следующих моментов. Компании работают на основе выполнения сменно-суточных плановых заданий, форма управления логистикой наименее совершенна. Область действий логистической системы обычно охватывает организацию хранения готовой продукции, отправляемой с предприятия, и ее транспортировку. Система действует по принципу непосредственного реагирования на ежедневные колебания спроса и сбои в процессе распределения продукции. Работу систему логистики на данной стадии ее развития в компании обычно оценивают величиной доли затрат на транспортировку и другие операции по распределению продукции в общей сумме выручки от продажи.

    2-й уровень

    Сфера закупок и снабжения

    Управление материалами

    в сфере производства

    Сфера физического

    распределения

    Источники сырья

    Складирование

    Производство

    Складирование

    Заказчики

    Рисунок 1.2

    Для компаний, имеющих системы логистики второго уровня развития (рис. 1.2), характерно управление потоком производимых предприятиями товаров от последнего пункта производственной линии до конечного потребителя. Контроль системы логистики распространяется на следующие функции: обслуживание заказчика, обработка заказов, хранение готовой продукции на предприятии, управление запасами готовой продукции, перспективное планирование работы системы логистики. При выполнении этих задач используются компьютеры, однако соответствующие информационные системы не отличаются, как правило, высокой сложностью. Работа логистической системы оценивается исходя из сопоставления данных сметы расходов и реальных затрат. Однако стремление сократить затраты с целью уложиться в смету - не лучший ориентир в работе системы и при обслуживании заказчика.

    3-й уровень

    Сфера закупок и снабжения

    Управление материалами

    в сфере производства

    Сфера физического

    распределения

    Источники сырья

    Складирование

    Производство

    Складирование

    Заказчики

    Рисунок 1.3

    Системы логистики третьего уровня (рис. 1.3) контролируют логистические операции от закупки сырья до обслуживания конечного потребителя продукции. К дополнительным функциям таких систем относятся: доставка сырья на предприятие, прогнозирование сбыта, производственное планирование, добыча или закупка сырья, управление запасами сырья или незавершенного производства, проектирование систем логистики. Единственная сфера, которая не контролируется менеджером по логистике, - это повседневное управление предприятием. Деятельность менеджера по логистике обычно осуществляется на основе годового плана. Работа системы оценивается не путем сравнения затрат прошлого года или сметы расходов, а сравнивается со стандартом качества обслуживания. При этом компании стремятся повысить производительность системы, а не сократить затраты, как это характерно для систем второго уровня. Управление осуществляется не по принципу непосредственного реагирования, а основано на планировании упреждающих воздействий.

    4-й уровень

    Сфера закупок и снабжения

    Управление материалами

    в сфере производства

    Сфера физического

    распределения

    Источники сырья

    Складирование

    Производство

    Складирование

    Заказчики

    Рисунок 1.4

    В логистических системах четвертого уровня развития (рис.1.4) область действий функций в основном аналогична той, что характерна для систем третьей стадии развитии, но с одним важным исключением. Такие компании интегрируют процессы планирования и контроля операций логистики с операциями маркетинга, сбыта, производства и финансов. Интеграция способствует увязке часто противоречивых целей различных подразделений компании. Управление системой осуществляется на основе долговременного (более одного года) планирования. Работа системы оценивается с учетом требований международных стандартов. Компании осуществляют свою деятельность, как правило, на глобальном уровне, а не только на национальном или региональном. Они производят продукцию для мирового рынка и управляют частью мировых систем производства и распределения, предусматривая оптимизацию расходов и удовлетворение требований заказчиков.

    Новые, повышенные требования к менеджерам логистики предъявляет управление функциями глобального распределения и грамотное ведение потоков материалов. Например, стратегия организации материально-технического снабжения и хранения продукции на складах требует знания законодательных основ, налоговых систем, особенностей правительственного регулирования. Стратегия управления запасами связана с определенными требованиями к упаковке и маркировке, где необходимо учитывать языковые различия. Высокая эффективность обслуживания заказчика определяется профессиональной подготовкой специалистов обработки сложной документации, а также результатами действий по устранению таможенных барьеров. К участию в логистических процессах многократно усиливается потребность в привлечении других фирм («третьих участников» - таможенных и экспедиционных агентств, банков).

    Практический опыт работы фирм в разных странах мирового рынка показал, что восхождение от низшей стадии развития систем логистики к более высоким происходит как постепенно, так и скачкообразно (при возникновении благоприятных условий). Такими условиями могут являться слияние предприятий, новый режим управления, политические инициативы. В лучшем случае переход на более высокий уровень длится от 6 месяцев до 2 лет, а переход от первой стадии развития к четвертой занимает около 20 лет. Однако, в связи с возросшим давлением международной конкуренции и возможностями использования опыта фирм, успешно прошедших этот путь, ожидается его сокращение в 2 раза, т.е. до 10 лет, что весьма и весьма значительно. Анализ уровней развития логистики также наглядно показал, что компании, где утвердился интегрированный подход к управлению логистикой, улучшают показатели своей деятельности. Производительность труда работников фирм, занятых на транспортировке грузов, благодаря применению логистики, увеличилась в целом на 9,9 %. Взяв несколько анализируемых фирм за основу-100%, стал очевиден результат - на 60% обследуемых фирм удалось повысить качество транспортного обслуживания.

    Непосредственно анализ выявил и то, что фирмы с неодинаковым уровнем развития логистики существенно различаются по целевому направлению инвестиций. Как правило, на низшем уровне развития крупные капитальные вложения направляются на нейтрализацию негативных воздействий, а на более высоком уровне - преимущественно на формирование логистической инфраструктуры.

    Развитие логистики в странах с рыночной экономикой в последнее время характеризуется передачей функций контроля над распределением готовой продукции от производственных фирм к специализированным фирмам, так называемым внешним агентам. Эта тенденция проявилась сначала в Западной Европе и Японии, а позднее в США. Ожидается, что развитие данной тенденции приведет к значительным изменениям в организации работы по перемещению продукции.

    Логистика по контракту, или с применением третьего участника, предполагает привлечение самостоятельной оптовой фирмы для выполнения ею всех или части функций компании по распределению продукции, включая транспортировку, хранение, управление запасами, обслуживание заказчика и создание информационных систем логистики. В этом - одно из проявлений непрерывного процесса углубления общественного разделения труда. Включение в систему логистики специализированных фирм обусловлено следующим:

    1. во-первых, тем, что они располагают таким опытом работы в сфере реализации услуг, который отсутствует в производственной фирме;

    2. во-вторых, стремлением последней сократить свои накладные расходы и сконцентрироваться на основных производственных прибыльных функциях.

    Вопросами генерации идей, обмена опытом, выработкой научных и практических подходов к стратегии и тактике логистики в индустриально развитых странах занимаются национальные и международные специализированные общества и ассоциации, объединяющие промышленные фирмы и научные организации. Подобного рода объединения имеют свои исследовательские центры с хорошо поставленной методикой анализа ситуации в промышленности, консультативные отделы, банки информации, учебные центры и пр. Некоторые экономически высокоразвитые страны имеют несколько национальных ассоциаций. В настоящее время только в Европе насчитывается более 20 национальных ассоциаций, являющихся членами Европейской ассоциации логистики.

    Развитие логистических систем осуществлялось и сейчас успешно осуществляется посредством взаимосвязи с эволюцией концепции логистики и ее принципов, формировавшихся в странах с рыночной экономикой в течение весьма длительного времени.

    Одним из наиболее важных понятий в логистике является понятие логистической системы. Под логистической системой понимается относительно устойчивая совокупность звеньев (структурных или функциональных подразделений компании, а также поставщиков, потребителей, посредников), взаимосвязанных и объединенных единым управляемым логистическим процессом для реализации корпоративной стратегии бизнеса. Иными словами, логистическая система - это совокупность логистической сети и системы администрирования, формируемая компанией для реализации своей логистической стратегии.

    Большинству логистических систем, функционирующих на практике, присущи следующие основные черты:

    · сложность, характеризующаяся такими основными признаками, как: наличием большого числа звеньев и элементов, сложным характером их взаимодействия, сложностью функций, выполняемых системой, воздействием на систему большого количества факторов внешней среды;

    · иерархичность, т.е. подчиненность элементов более низкого уровня (порядка) элементам более высокого уровня в плане линейного, функционального или смешанного управления;

    · эмерджентность, т.е. свойство системы выполнять заданную целевую функцию, реализуемую только логистической системой в целом, а не отдельными ее подсистемами, звеньями или элементами;

    · структурированность, предполагающая наличие определенной организационной структуры системы, состоящей из взаимосвязанных объектов и субъектов управления.

    Для целей построения и анализа логистической системы целесообразно воспользоваться методом декомпозиции и выделить из нее подсистемы, звенья и элементы. Можно выделить два комплекса подсистем:

    1. функциональный,

    2. обеспечивающий.

    Функциональный комплекс управляет основными функциями (транспортировкой, складированием, грузопереработкой, упаковкой и др.) в области снабжения, производства и распределения. В связи с чем его часто выделяют, например, как подсистему распределения, подсистему снабжения (управление закупками), подсистему поддержки производственных процессов. Обеспечивающий комплекс традиционно включает организационно-экономическую, правовую, информационно-компьютерную, кадровую поддержку. Исходя из вышеизложенного, можно дать определение подсистемы. Подсистемой логистической системы называется выделенная в соответствии с организационной структурой совокупность элементов и звеньев, позволяющая решать задачи логистического администрирования системы в целом и (или) управления комплексом логистических функций в отдельной сфере бизнеса компании.

    Есть достаточно много признаков классификации логистических систем. Исходя из потребностей бизнеса все логистические системы можно классифицировать по:

    · объектам управления;

    · отраслевой специализации компаний;

    · сегментам рынка (секторам бизнеса);

    · уровню бизнеса (степени концентрации капитала и мощности компании).

    В зарубежной практике часто используется понятие глобальных макрологистических систем, к которым относят государственные (транснациональные) логистические системы, формируемые на уровне страны в целом, межгосударственные (международные) логистические системы, охватывающие несколько стран, и трансконтинентальные, создаваемые в пределах нескольких континентов.

    Макрологистическими системами решаются такие задачи, как формирование межотраслевых балансов, выбор видов и форм снабжения и сбыта продукции групп компаний, размещение на заданной территории складских комплексов (терминалов), организация транспортировки и координация работы различных видов транспорта и т.п. В зависимости от отраслевой специализации компаний существует логистические системы металлургических предприятий, предприятий химической промышленности, строительства, транспортных предприятий и др.

    Микрологистические системы относятся, как правило, к определенной организации бизнеса, например к фирме-производителю товара, и предназначены для управления и оптимизации материальных и связанных с ними потоков в процессе производства, снабжения и сбыта. Большое значение для построения логистической системы имеет сегмент рынка (сектор бизнеса), в котором работает компания. В настоящее время, укрупненно, выделяют два сектора: business to business (B2B), business to customer (B2C). В зависимости от сектора бизнеса (т.е. того, кто является конечным потребителем продукции или услуг компании, - другая организация бизнеса или конечный потребитель) формируются различные приоритеты, логистические стратегии и технологии. Сектор бизнеса оказывает существенное влияние на используемую компанией информационно-компьютерную поддержку бизнес-процесса.

    Анализ и проектирование логистических систем следует проводить, руководствуясь следующими основными принципами:

    1) системность, т.е. составляющие логистической системы изучаются как взаимосвязанные и взаимодействующие для достижения единой цели управления (оптимизируется функционирование не отдельных составляющих, а всей системы в целом);

    2) совокупность затрат, т.е. учет всей совокупности издержек управления основными и сопутствующими потоками в логистической системе;

    3) глобальная оптимизация, т.е. необходимо согласование локальных целей функционирования составляющих логистической системы для достижения глобального оптимума;

    4) координация и интеграция - достижение согласованного, интегрального участия всех составляющих логистической системы в управлении материальными и иными потоками при реализации целевой функции;

    5) моделирование и информационно-компьютерная поддержка, т.е. широкое использование моделей (аналитических, эмпирических, дескриптивных и др.) и информационно-компьютерных систем;

    6) выделение комплекса подсистем, т.е. наличие у логистической системы подсистем, обеспечивающих процесс менеджмента;

    7) комплексное управление качеством (TQM) - обеспечение надежности функционирования и высокого качества работы каждого элемента логистической системы для оказания высокого уровня обслуживания клиентов;

    8) гуманизация, т.е. соответствие функций и технологических решений в логистической системе экологическим, эргономическим, этическим, социальным и иным требованиям;

    9) устойчивость и адаптация, т.е. система должна устойчиво работать при допустимых отклонениях параметров и факторов внешней (внутренней) среды. При значительных колебаниях стохастических (вероятностных) факторов внешней среды система должна приспосабливаться к новым условиям, меняя программу функционирования, параметры и критерии оптимизации.

    Соблюдение вышеизложенных принципов позволяет избежать ошибок в организации анализа логистических систем и методик его проведения.

    Любая логистическая система состоит из совокупности подсистем, звеньев и элементов, между которыми установлены определенные функциональные связи и отношения. Каждому уровню такой совокупности логично было бы сопоставить соответственно функциональные области логистики, логистические функции и операции. Однако, на практике для действующих или проектируемых систем такого однозначного сопоставления, как правило, сделать не удается.

    Выделение звена логистической системы в большинстве случаев связано с наличием в организационной структуре управления функционально обособленных по отношению к основным и сопутствующим потокам подразделений, а также партнеров и контрагентов в организации логистической компании. Партнеры и контрагенты образуют так называемые три стороны в логистике компании. Компанию, формирующую логистическую систему, называют центральной или головной компанией логистического процесса.

    Звеном логистической системы принято называть функционально (структурно) обособленное подразделение компании или юридически самостоятельное предприятие, являющиеся одной из трех сторон в логистике, рассматриваемые как целое в рамках логистической системы, реализующие один или несколько видов логистической деятельности. Из определения видно, что звенья играют исключительно важную роль в построении логистических систем. Они являются системообразующими компонентами в структурной иерархии.

    Особенностями конкретных звеньев, существенно влияющими на процесс формирования логистических систем, являются:

    1) форма собственности и организационно-правовая форма;

    2) различия в характере и целях функционирования;

    3) различия в концентрации капитала, используемых технологиях, потребляемых ресурсах и т.п.;

    4) рассредоточение ресурсов (материальных, финансовых, информационных, трудовых) и инфраструктуры на достаточно большой территории и др.

    Кроме того, нужно учитывать, что большинство звеньев являются совокупностью субъектов и объектов логистического управления со своими организационными структурами и локальными критериями оптимизации функционирования, которые могут частично не совпадать с целью логистической системы. Это значительно усложняет управление такой системой и приводит к необходимости создавать органы высшего логистического менеджмента для координации и интеграции между звеньями.

    Наряду с логистической системой в практике повсеместно используются понятия логистической цепи, канала и сети. Основой выделения и рассмотрения понятия «логистическая цепь» является использование системного подхода в отношении построения и анализа сложных экономических систем, в том числе и логистических. Учитывая это, можно определить логистическую цепь как линейно упорядоченное множество звеньев логистической системы от поставщика материальных ресурсов до конечного потребителя готовой продукции. На рис.2 в качестве примера приведена логистическая цепь промышленной фирмы.

    В представленном рисунке логистическая цепь, состоящая из 4 линейно упорядоченных звеньев, ориентирована вдоль материального потока. Такой подход к конфигурации цепи имеет следующие положительные моменты:

    Рисунок 2. Пример логистической цепи

    1) проще анализировать затраты в цепи, оптимизировать ресурсы и принимать управленческие решения;

    2) проще идентифицировать риски и распределять их между участниками цепи;

    3) удобнее выделять (распределять) центры ответственности среди участников цепи;

    4) можно более эффективно организовывать мониторинг выполнения логистических задач среди множества звеньев такой цепи и др.

    Логистистические цепи необязательно выделяются и упорядочиваются только по материальному потоку, их можно ориентировать и упорядочивать по другим потокам в соответствии с параметрами заказа потребителя. Построение логистических цепей, сформированных по информационным и финансовым потокам, имеет большое практическое значение, так как в современном бизнесе практически отсутствует изоморфность (соответствие между потоками, выражающее тождество их структуры) основных и сопутствующих потоков. Движение материальных ресурсов, готовой продукции или грузов не совпадает (несинхронно) с относящимися к ним потоками информации, денег и персонала. Так, например, информационный поток может отставать, совпадать или опережать поток материальных ресурсов. Кроме несовпадения по времени, анализируемые потоки оторваны и отделены в пространстве. Проблемы, возникающие из-за отсутствия изоморфности потоков, значительно усложняют менеджерам-логистам принятия управленческих решений и требуют от них постоянного внимания.

    Наряду с понятием логистической цепи в практике бизнеса используется термин «логистический канал». Логистический канал представляет собой совокупность рабочих взаимосвязей, нацеленных на обеспечение выгодного перемещения и позиционирования запасов.

    Под логистическим каналом понимается ориентированное и упорядоченное по основному потоку множество звеньев логистической системы, включающее в себя все логистические цепи и их участки, по которым товар доходит до потребителей. Логистические цепи и каналы являются составными частями логистической сети, которую выстраивает обычно центральная компания - «хозяин» логистического процесса или заказчик логистической системы.

    Логистическая сеть - полное множество звеньев логистической системы, между которыми установлены взаимосвязи по основным и (или) сопутствующим потокам в рамках администрируемой, анализируемой или проектируемой логистической системы. Из такого определения видно, что логистическая сеть может охватывать все функционально обособленные подразделения компании, а также «три стороны» в логистике. Логистические сети имеют тенденцию к быстрому усложнению. Отсюда возникают определенные сложности для менеджеров-логистов по их управлению. В целом, формирование логистической сети является важнейшей задачей стратегического планирования бизнеса компании.

    В целом, можно представить следующую логистическую цепочку формирования структуры логистической системы:

    Рисунок 3. - логическая цепочка формирования структуры логистической системы.

    1.3 Информационные системы в логистике

    Множественность и разнородность звеньев логистической цепи заставляет искать оптимальные пути их коммуникаций или информационного взаимодействия.

    Информация - функция, приводящая в действие логистическую систему. Именно информация держит систему материального потока открытой, способной приспосабливаться к новым условиям. Для обеспечения гибкой, ориентированной на потребителя логистической системы необходимо, чтобы физическая система функционировала параллельно информационной системе.

    Значимым элементом любой логической системы является подсистема, обеспечивающая прохождение и обработку информации, которая при ближайшем рассмотрении сама разворачивается в сложную информационную систему, состоящую из различных подсистем.

    Так же как и любая другая система, информационная система должна состоять из упорядоченно взаимосвязанных элементов и обладать некоторой совокупностью интегративных качеств. Декомпозицию информационных систем на составляющие элементы можно осуществлять по - разному. Наиболее часто информационные системы подразделяют на две подсистемы: функциональную и обеспечивающую.

    Функциональная подсистема состоит из совокупности решаемых задач, сгруппированных по признаку общности цели.

    Обеспечивающая подсистема, в свою очередь, включает в себя следующие элементы:

    а) техническое обеспечение, т.е. совокупность технических средств, обеспечивающих обработку и передачу информационных потоков;

    б) информационное обеспечение, которое включает в себя различные справочники, классификаторы, кодификаторы, средства формализованного описания данных;

    в) математическое обеспечение, т.е. совокупность методов решения функциональных задач. Логические информационные системы, как правило, представляют собой автоматизированные информационные системы управления логистическими процессами. Поэтому математическое обеспечение в логистических информационных системах - это комплекс программ и совокупности средств программирования, обеспечивающих решение задач управления материальными потоками, обработку текстов, получение справочных данных и функционирование технических средств.

    Организация связей между элементами в информационных системах логистики может существенно отличаться от организации традиционных информационных систем. Это обусловлено тем, что логистические информационные системы должны обеспечивать всестороннюю интеграцию всех элементов управления материальных потоков, их оперативное и надежное взаимодействие. Информационно техническое обеспечение логистических систем отличается не характером информации и набором технических средств, используемых для обработки, а методами и принципами, используемыми для их построения.

    Обусловлен вывод, определение информационной системы можно сформулировать следующим образом: информационная система - это определенным образом организованная совокупность взаимосвязанных средств вычислительной техники, различных справочников и необходимых средств программирования, обеспечивающая решение тех или иных функциональных задач (в логистике - задача по управлению материальными потоками).

    Информационные системы в логистике имеют возможность создаваться с целью управления материальными потоками на уровне отдельного предприятия, а могут способствовать организации логистических процессов на территории региона, страны и даже группы стран (рисунок 4).

    Рисунок 4. - Виды информационных систем, применяемых в логистике

    На уровне отдельного предприятия информационные системы, в свою очередь, подразделяются на три группы:

    1. плановые;

    2. диспозитивные (или диспетчерские);

    3. исполнительные (или оперативные).

    Логистические информационные системы, входящие в разрядные группы, отличаются функциональными и обеспечивающими подсистемами. Функциональные подсистемы отличаются составом решаемых задач. Обеспечивающие подсистемы могут отличаться всеми своими элементами, т.е. техническими, информационным и математическим обеспечением. Остановимся подробнее на специфике отдельных информационных систем.

    Плановые информационные системы создаются на административном уровне управления и служат для принятия долгосрочных решений стратегического характера. Возможны следующие решаемые задачи:

    · создание и оптимизация звеньев логистической цепи;

    · управление условно - постоянными, т.е. малоизменяющимися, данными;

    · планирование производства;

    · общее управление запасами;

    · управление резервами

    · и другие задачи.

    Дизпозитивные информационные создаются на уровне управления складом или цехом и служат для обеспечения отлаженной работы логических систем. В данном случае решению подлежат следующие задачи:

    · детальное управление запасами (местами складирования);

    · распоряжение внутрискладским (или внутризавоским) транспортом;

    · отбор грузов по заказам и их комплектование;

    · учет отправляемых грузов

    · и другие задачи.

    Исполнительные информационные системы создаются на уровне административного или оперативного управления. Обработка информации в этих системах производится в темпе, определяемом скоростью ее поступления в ЭВМ. Это так называемый режим работы в реальном масштабе времени, который позволяет получать необходимую информацию о движении грузов в текущей момент времени и своевременно выдавать соответствующие административные и управляющие воздействия на объект управления. Этими системами решаются задачи, связанные с:

    · контролем материальных потоков,

    · оперативным управлением обслуживания производства,

    · управлением помещениями и т.п.

    Создание многоуровневых автоматизированных систем управления материальными потоками связано со значительными затратами, в основном в области разработки программного обеспечении, которое, с одной стороны, должно обеспечить многофункциональность системы, а с другой - высокую степень ее интеграции. Следовательно, при создании автоматизированных систем управления в сфере логистики, должна исследоваться возможность использования сравнительно недорогого стандартного программного обеспечения с его адаптацией к местным условиям.

    В соответствии с принципами системного подхода любая система сначала должна исследоваться во взаимоотношении с внешней средой, а уже затем внутри своей структуры. Этот принцип последовательного продвижения по этапам создания системы, необходимо соблюдать и при проектировании логистических информационных систем.

    С позиций системного подхода в процессах логистики выделяют три уровня.

    Размещено на http://www.сайт/

    Рисунок 5. - Уровни в процессах логистики с позиций системного подхода

    Первый уровень - рабочее место, на котором осуществляется логистическая операция с материальным потоком, т.е. передвигается, разгружается, упаковывается и т.п. грузовая единица, деталь или любой другой элемент материального потока.

    Второй уровень - участок, цех, склад, где происходят процессы транспортировки грузов, размещаются рабочие места.

    Третий уровень - система транспортирования и перемещения в целом, охватывающая цепь событий, за начало которой можно принять момент отгрузки сырья поставщиком. Оканчивается эта цепь при поступлении готовых изделий в конечное потребление.

    В плановых информационных системах решаются задачи, связывающие логистическую систему с совокупным материальным потоком. При этом осуществляется сквозное планирование в цепи «сбыт - производство - снабжение», что позволяет создать эффективную систему организации производства, построенную на требованиях рынка, с выдачей необходимых требований в систему материально-технического обеспечения предприятия. Этим плановые системы как бы «ввязывают» логистическую систему во внешнюю среду, в совокупный материальный поток.

    Диспозитивные и исполнительные системы детализируют намеченные планы и обеспечивают их выполнение на отдельных производственных участках, складах, и на конкретных рабочих местах.

    В соответствии с концепцией логистики информационные системы, относящиеся к различным группам, интегрируются в единую информационную систему. Различают:

    1. вертикальную

    2. горизонтальную интеграцию.

    Вертикальной интеграцией считается связь между плановой, диспозитивной и исполнительной системами посредством вертикальных информационных потоков.

    Горизонтальной интеграцией считается связь между отдельными комплексами задач в диспозитивных и исполнительных системах посредством горизонтальных информационных потоков.

    В целом преимущества интегрированных информационных систем заключается в следующем:

    · возрастает скорость обмена информацией;

    · уменьшается количество ошибок в учете;

    · уменьшается объем непроизводительной, «бумажной» работы;

    · совмещаются разрозненные информационные блоки

    При построении логистических информационных систем на базе ЭВМ необходимо соблюдать определенные принципы.

    Принцип использования аппаратных и программных модулей. Под аппаратным модулем понимается унифицированный функциональный узел радиоэлектронной аппаратуры, выполненный в виде самостоятельного изделия. Модулем программного обеспечения можно считать унифицированный, в определенной степени самостоятельный, программный элемент, выполняющий определенную функцию в общем программном обеспечении. Четкое соблюдение принципа использования программных и аппаратных модулей позволит:

    · обеспечить совместимость вычислительной техники и программного обеспечения на разных уровнях управления;

    · повысить эффективность функционирования логистических информационных систем;

    · снизить их стоимость;

    · ускорить их построение.

    Принцип возможности поэтапного создания системы. Логистические информационные системы, построенные на базе ЭВМ, как и другие автоматизированные системы управления, являются постоянно развиваемыми системами. Это означает, что при их проектировании необходимо предусмотреть возможность постоянного увеличения число объектов автоматизации, возможность расширения состава реализуемых информационной системой функций и количества решаемых задач. При этом следует иметь в виду, что определение этапов создания системы, а это - выбор первоочередных задач, оказывает большое влияние на последующее развитие логистической информационной системы и на эффективность ее функционирования.

    Подобные документы

      Классификация и принципы логистических систем. Виды, общие черты, особенности и условия функционирования "тянущих" логистических систем управления производством. Принцип работы логистических систем "точно в срок". Организация работы системы "канбан".

      курсовая работа , добавлен 20.11.2010

      Анализ хозяйственной деятельности и финансового состояния ОАО "Ливгидромаш". Управление материальными и информационными потоками предприятия. Построение логистических цепей и каналов сбыта. Анализ их использования на практике и пути оптимизации.

      курсовая работа , добавлен 12.08.2011

      Анализ внутреннего и внешнего маркетингового окружения ООО "ЛК Диапазон". Задачи и функции системных логистических интеграторов. Разработка предложений по оптимизации системы мониторинга бизнес-процессов движения грузов в цепи поставок компании.

      дипломная работа , добавлен 21.12.2012

      Теоретические основы управления человеческими ресурсами в транснациональных компаниях. Анализ деятельности логистических систем. Зарубежный опыт управления и возможности его применения отечественными компаниями; основные тенденции и перспективы.

      реферат , добавлен 18.07.2014

      Иерархия использования логистических информационных систем, их виды, функции и принципы построения. Управление информационной системой с обратной связью в логистической системе. Анализ продаж и информационных логистических систем на предприятиях России.

      контрольная работа , добавлен 02.03.2010

      Характеристика оптимизации логистических затрат промышленного предприятия при управлении запасами сырья и материалов. Работа с запасами: классификация, понятие, принципы. Совершенствование работ по управлению запасами на примере ОАО "Рудоавтоматика".

      курсовая работа , добавлен 09.07.2012

      Сущность, принципы, приемы и задачи распределительной логистики, каналы и особенности ее реализации. Организационно-экономическая характеристика предприятия, оценка существующих логистических каналов, ее эффективность и направления совершенствования.

      курсовая работа , добавлен 05.12.2014

      Особенности управления логистическими транспортными потоками предприятия. Исследование логистических механизмов управления товародвижением в производстве и сбыте. Характеристика маркетинговой среды и и логистической системы ОАО "Кропоткинский элеватор".

      дипломная работа , добавлен 29.04.2010

      Общая характеристика и направления деятельности исследуемых предприятий, изучение видов логистических потоков. Выявление потенциала развития логистики, составление рекомендаций по эффективной работе в данном направлении, роль менеджеров-управленцев.

      отчет по практике , добавлен 26.09.2014

      Принципы построения логистических информационных систем на базе ЭВМ. Компьютерные технологии логистического управления. Разновидности штриховых кодов. Оценка экономической эффективности информационных потоков в рамках предприятия. Расчет валовой прибыли.

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Подобные документы

      Организационно-экономическая характеристика, состав и численность персонала на предприятии ЗАО "Аврора". Анализ части логистической деятельности предприятия на примере закупочной логистики. Мероприятия по устранению проблем логистической деятельности.

      контрольная работа , добавлен 15.02.2011

      Выбор варианта организации сбытовой деятельности предприятия, основывающийся на сроке окупаемости. Выручка от реализации продукции как финансовый показатель функционирования логистической системы. Расчет экономической эффективности системы логистики.

      статья , добавлен 26.03.2011

      Услуги, предоставляемые фирмой. Особенности распределительной логистики. Доставка товаров. Логистика запасов. Емкость складов. Суммирование проблем логистической системы предприятия. Экономический эффект от реорганизации логистической системы.

      курсовая работа , добавлен 24.03.2005

      Основная характеристика предприятия ООО "Завод-Новатор". Описание материальных потоков логистической системы фирмы. Обоснование потребностей в материальных ресурсах в сфере закупочной логистики. Разработка стратегии управления запасами организации.

      курсовая работа , добавлен 28.01.2014

      Локальные и глобальные критерии оптимизации. Общая характеристика логистической деятельности ООО "СафПласт". Особенности управления логистической системой промышленного предприятия. Рекомендации по логистической оптимизации управления предприятием.

      курсовая работа , добавлен 25.12.2014

      Методы логистики как способ улучшения эффективности деятельности предприятия. Анализ внешней и внутренней среды организации. Оценка конкурентов и потребителей. Портфельный анализ организации. Пути совершенствования логистической системы предприятия.

      дипломная работа , добавлен 09.01.2012

      Общая характеристика ООО "Балтик Оптик", организационная структура и анализ основных технико-экономических показателей компании. Оценка эффективности логистической системы предприятия. Рейтинговый метод оценки альтернативных поставщиков организации.

      курсовая работа , добавлен 26.04.2015