Конструктор швецов. Создатель знаменитых моторов а. д. швецов. Награды и премии

Чтобы не потратить впустую несколько лет, которые вы посвятите учебе, важно выбрать не только хорошую специальность, но и учебное заведение, известное своим профессиональным преподавательским составом, традициями, с хорошей репутацией.

Если вы хотите получить качественное техническое образование, обратите внимание на Пермский авиационный техникум имени Швецова, который имеет более чем столетнюю историю. В 1876 году графом Толстым было открыто училище, на базе которого в 1935 году создано учебное заведение, готовящее техников для авиационной и машиностроительной промышленности. Его целью было обеспечение квалифицированными кадрами предприятий Урала. Здание было пожертвовано городской главой Любимовым И. И.

Маршал СССР Б. М. Шапошников, генерал Крисанов Н. В., знаменитая летчица Галина Смагина, генеральный конструктор авиации, в честь которого названо учебное заведение, в свое время учились здесь.

Пермский авиационный техникум им. А. Д. Швецова приглашает получить востребованные специальности по производству авиадвигателей, авиаприборов, изучить технологию машиностроения, компьютерные системы и робототехнику. Будущая работа связана с интереснейшими областями науки и техники в области космонавтики и самолетостроения. Есть и несколько гуманитарных отделений, возможно учиться заочно.

На базе 9 классов предлагается платная система обучения, длительность подготовки почти четыре года без двух месяцев.

Преимущества

Студенты Пермского авиационного техникума им. А. Д. Швецова получат знания и навыки, которые позволят им работать на лучших предприятиях страны и за рубежом.

Во время обучения студенты проходят производственную практику, по результатам которой им присваиваются рабочие разряды по специальностям слесаря-сборщика, токаря, литейщика.

При хорошей успеваемости студентам Пермского авиационного техникума им. А. Д. Швецова назначается стипендия. Они принимают участие в научной жизни, выступают с докладами на конференциях. В процессе учебы защищаются курсовые, а по окончании - дипломная работа.

По отзывам учащихся, им обеспечена интересная жизнь: работают театральные кружки, группы КВН, проходят занятия волейболом, футболом, тяжелой атлетикой, проводятся чемпионаты по моделированию.

Открыт в котором представлены подлинные части и узлы самолетов и вертолетов, образцы пилотного обмундирования, парашюты.

Те, кто хочет быть точно принятым в Пермский авиационный техникум им. А. Д. Швецова, могут пройти предварительную подготовку.

Учебное заведение находится в центре Перми, рядом хорошая транспортная развязка, можно быстро добраться из любого района города. Занимает большую территорию и несколько корпусов. Оборудовано компьютерными классами, технологическими лабораториями, стендами. Пермский авиационный техникум им. А. Д. Швецова предлагает иногородним студентам размещение в общежитии, до которого нужно добираться 10-15 минут на общественном транспорте.

Как поступить?

Документы принимаются с 15 июня по 18 августа, зачисление в студенты производится по конкурсу аттестатов, экзамены сдавать не нужно, достаточно принести заверенные копии паспорта, документа об образовании, 4 фотографии 3 X 4.

Традиции, ответственное отношение к процессу обучения, постоянное повышение квалификации преподавателей, обновленная техническая база позволяют давать глубокие знания, выпускать квалифицированных специалистов, которые смогут найти интересную работу с высокой оплатой.

Родился 12 (24) января 1892 года в рабочем посёлке Нижне-Сергинского завода (ныне Нижние Серги Свердловской области) в семье школьного учителя. В 1909 году окончил Алексеевское реальное училище (теперь - Пермский авиационный техникум имени А. Д. Швецова), а в 1921 году - Высшее техническое императорское училище (МВТУ имени Н.Э. Баумана).

Во время Первой мировой войны работал токарем на заводе «Динамо» в Москве. С 1922 года руководил конструкторским бюро завода «Мотор».

В 1925-1926 годах под руководством Швецова был разработал 5-цилиндровый звездообразный авиационный двигатель М-11 - первый в СССР серийный авиационный двигатель воздушного охлаждения, который выпускался до 1940 года (в модификациях - до 1952) и использовался на самолётах У-2 (По-2), АИР-6, УТ-2, Як-18.

Депута ВС СССР 2-3 созывов (с 1946 года).

А. Д. Швецов скончался в Москве 19 марта 1953 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 4).

Двигатель Wright R-1820

В 1934 году СССР закупил лицензию на американский радиальный двигатель Wright R-1820. Для освоения и адаптации двигателя был создан завод № 19 в Перми, техническим директором и главным конструктором которого был назначен А. Д. Швецов. В 1939 году конструкторский отдел завода был преобразован в ОКБ-19, главным конструктором которого назначен Швецов.

В 1947 году А. Д. Швецову было присвоено звание «Генеральный конструктор».

В 1934-1953 годах под руководством А. Д. Швецова было создано семейство поршневых двигателей воздушного охлаждения, основанных на лицензии Wright R-1820:

  • М-25 - 1934
  • АШ(М)-62 - 1939
  • М-63 - 1939
  • АШ(М)-82 - 1941
  • АШ(М)-82Ф - 1942
  • АШ(М)-82ФН - 1943
  • М-71 - 1942
  • АШ-73 - 1945
  • АШ-21 - 1946
  • АШ-2ТК - 28-цилиндровый, 4-х рядный мощностью 4000 л.с.
  • АШ-2К - комбинированный турбинно-поршневой двигатель мощностью 4500 л.с.

Награды и премии

  • Герой Социалистического Труда (22.1.1942)
  • пять орденов Ленина (1936, 1942, 1945, 1949, 1952)
  • орден Суворова II степени
  • орден Кутузова I степени
  • орден Трудового Красного Знамени
  • медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
  • медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
  • Сталинская премия первой степени (1942) - за разработку новой конструкции авиационного мотора
  • Сталинская премия первой степени (1943) - за создание нового образца авиационного мотора
  • Сталинская премия второй степени (1946) - за создание нового образца авиационного мотора
  • Сталинская премия (1948)

Память

Именем Швецова названы Авиационный техникум и улица в Перми. На родине конструктора, в городе Нижние Серги установлен памятник.

Аркадий Дмитриевич Швецов. ШВЕЦОВ Аркадий Дмитриевич (1892 1953), конструктор. Создал первый советский серийный авиадвигатель воздушного охлаждения М 11 для легкомоторной авиации. В годы Великой Отечественной войны двигатели Швецова (также… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Швецов Аркадий Дмитриевич Энциклопедия «Авиация»

Швецов Аркадий Дмитриевич - А. Д. Швецов Швецов Аркадий Дмитриевич (1892—1953) — советский конструктор авиационных двигателей, доктор технических наук (1940), генерал лейтенант инженерно авиационной службы (1948), Герой Социалистического Труда (1942). Ученик… … Энциклопедия «Авиация»

ШВЕЦОВ Аркадий Дмитриевич - (1892 1953) Родился 12(24).01.1892, в пос. Нижние Серги, ныне Свердловской обл., умер 19.03.1953 г. в Москве. Конструктор авиационных двигателей. Д.т.н., (1940), генерал лейтенант инженерно технической службы (1948). В 1925–1926 годах… … Военная энциклопедия

Советский конструктор авиационных двигателей, доктор технических наук (1940), генерал лейтенант инженерно технической службы (1948), Герой Социалистического Труда… … Большая советская энциклопедия

- (1892 1953) российский конструктор, генерал лейтенант инженерно авиационной службы (1948), Герой Социалистического Труда (1942). Под руководством Швецова создан ряд поршневых звездообразных авиационных двигателей воздушного охлаждения.… … Большой Энциклопедический словарь

- (1892 1953) советский конструктор авиационных двигателей, доктор технических наук (1940), генерал лейтенант инженерно авиационной службы (1948), Герой Социалистического Труда (1942). Ученик Н. Е. Жуковского. После окончания МВТУ (1921) работал на … Энциклопедия техники

Сов. конструктор авиадвигателей, генерал лейтенант инженерно технич. службы. Герой Социалистич. Труда (1942). Доктор технических наук. В 1921 окончил Моск. высшее технич. училище. В 1923 с группой конструкторов… … Большая биографическая энциклопедия

- (1892 1953), конструктор, генерал лейтенант инженерно авиационной службы (1948), Герой Социалистического Труда (1942). Под руководством Швецова создан ряд поршневых звездообразных авиационных двигателей воздушного охлаждения. Государственная… … Энциклопедический словарь

Аркадий Дмитриевич Швецов (25 января 1892(18920125) 19 марта 1953) российский авиаконструктор, доктор технических наук (1940), генерал лейтенант инженерно авиационной службы (1948), Герой социалистического труда (1952), Лауреат Сталинской… … Википедия

В январе 2017 года в рамках фотопроекта "Сводите девушку в музей" (подробности в конце поста) в три захода прошли съемки в Музее авиации и космонавтики Пермского авиационного техникума имени А.Д.Швецова. С наскока взять этот музей не получилось, но оно и к лучшему, это позволило нам развернуться на всю катушку и привлечь в команду много интересных и удивительных людей.
Создателем музея является Галина Олеговна Смагина - инженер-пилот, командир корабля, автор пяти мировых рекордов на дальность и на скорость по замкнутому маршруту, в данный момент преподаватель техникума. Именно благодаря Галине Олеговне и ее коллегам стали возможны эти интересные съемки.

В музей мы отправились с Настей Шумиловой студенткой юридического факультета Пермского государственного университета. Настя девушка волевая, спортсменка, занимается легкой атлетикой, все везде успевает и с ней было одно удовольствие работать. Но обо всем по порядку.

Когда мы первый раз попали в музей в Перми стояли морозы перемежающиеся со снегопадами. Как раз в один из таких дней удалось сделать фотографию фасада техникума с пролетающими хлопьями снега. Зданию техникума в этом году исполнится 144 года.

Войдя в просторный холл техникума сразу понимаешь, что здание это не простое, а с историей. 20 июля 1873 года городской голова Перми Иван Иванович Любимов внес в городскую думу предложение об основании в Перми реального училища и присвоении ему названия Алексеевского. И.И.Любимов пожертвовал для училища свой двухэтажный каменный дом на Воскресенской площади и изъявил готовность вносить в течение пяти лет по две тысячи рублей ежегодно на его содержание.
12 сентября 1876 года Пермское Алексеевское реальное училище было торжественно открыто.


Пермское Алексеевское реальное училище в июле 1917 года было преобразовано в техническое училище, в 1920 году - в политехникум, в 1921 году в практический институт, в мае 1923 года опять в политехникум, с марта 1925 года было переименовано в индустриальный техникум, и находилось в ведении Народного комиссариата Тяжелой Промышленности (НКТП) СССР. Приказом НКТП СССР от 02 марта 1935 года № 253 Учреждение было передано в НКАП СССР и переименовано в авиационный техникум.
В 1953 году Учреждению было присвоено имя Аркадия Дмитриевича Швецова. С 1992 года Учреждение находилось в ведении Госкомоборонпрома России (позднее - Миноборонпром России).
С 1998г. по 21.08.2003 года полное наименование техникума - Пермский авиационный техникум им. А.Д. Швецова. Учредитель - Министерство образования Российской Федерации.
В техникуме помимо музея авиации есть и Музей истории техникума , но о нем в другой раз. А сейчас мы с Настей поднимаемся по широкой лестнице к барельефу А.Д.Швецова

Отсюда начнется наша экскурсия по музею.
Аркадий Дмитриевич Швецов (1892—1953) — советский конструктор авиационных двигателей, доктор технических наук (1940), генерал-лейтенант инженерно-авиационной службы (1948). Герой Социалистического Труда (1942). Лауреат четырёх Сталинских премий (1942, 1943, 1946, 1948).
Родился 12 (24) января 1892 года в рабочем посёлке Нижне-Сергинского завода (ныне Нижние Серги Свердловской области) в семье школьного учителя. В 1909 году окончил Алексеевское реальное училище (теперь — Пермский авиационный техникум имени А. Д. Швецова, как интересно распорядилась судьба), а в 1921 году — Высшее техническое императорское училище (МВТУ имени Н. Э. Баумана).
Во время Первой мировой войны работал токарем на заводе «Динамо» в Москве. С 1922 года руководил конструкторским бюро завода «Мотор».
В 1925—1926 годах под руководством Швецова был разработан 5-цилиндровый звездообразный авиационный двигатель М-11 — первый в СССР серийный авиационный двигатель воздушного охлаждения, который выпускался до 1940 года (в модификациях — до 1952) и использовался на самолётах У-2 (По-2), АИР-6, УТ-2, Як-18.


Прежде чем отправиться дальше, предоставим слово Насте.
- Я от природы активный человек. Всегда за участие в различных интересных проектах.
Когда поступило предложение поучаствовать в проекте "Сводите девушку в музей" не раздумывая согласилась. Считаю, что молодежь должна ходить по музеям, интересоваться историей.
Почему пошла именно в авиационный музей?... Лично для меня это что то новое, неизведанное, если можно так сказать.

От барельефа А.Д.Швецова мы через запутанные коридоры, переходы и аудитории отправляемся в музей авиации где нас уже ждет Галина Олеговна с коллегами. Чай пить некогда, начинаем осматривать уникальные экспонаты в первом зале, посвященном авиации. Прямо у входа под потолком висит купол парашюта. Настя осматривает укладку запасного парашюта и держит в руках нож-стропорез

Пройдя мимо витрины с моделями самолетов времен Второй мировой войны обращаем внимание на антенну бортового радиолокатора РОЗ-1 самолета Ту-134. Именно этот самолет пилотировала Галина Олеговна.

Гермошлем, подаренный музею летчиками 764 ИАП (Большое Савино)

Модельки самолетов

Ой, кажется что-то отпало...

Двигатель ГТД-350 к вертолету Ми-2

Мощность двигателя 294 (394) кВт, а масса 139,5 кг. Два таких двигателя разгоняли вертолет Ми-2 до скорости 210 км/час и вертолет мог перевозить 10 пассажиров и одного пилота.

Навигационный приборы авиагоризонт и гирокомпас

Приемники воздушного давления и антенны различных воздушных судов

Тормозное колесо самолета Ан-24 в разрезе. Хорошо видна сложная система многорядных колодок

Ну а это один из самых интересных экспонатов - манекен одетый в высотный противоперегрузочный костюм и сидящий в катапультном кресле К-36 пилота истребителя МиГ-25

Ну как тут не пофотографироваться и не поразглядывать детали. Не в каждом музее есть такой экспонат


Не знаю зачем нужны такие цилиндры по бокам катапультного кресла (ограничители?) и что расположено в столь массивном подголовнике? Парашют?

Вспомогательная силовая установка к двигателю АИ-85

Судя по куртке это костюм пилота вертолета

А вот это костюм стюардессы Пермских авиалиний 80-х годов прошлого века. К нему мы еще вернемся

Легендарная швецовская "звездочка" - пятицилиндровый двигатель М-11 от По-2 (У-2).

Костюм пилота для полета в открытой кабине По-2.

По улицам Перми многие годы ходил крепкого сложения высокий человек, с виду немного хмурый, а в действительности радушный и доброжелательный. Порою его видели в штатском костюме, порою в генеральском мундире. Этого человека можно было встретить везде: на концерте и в театре, в музее и на набережной Камы. Но главная его дорожка вела на моторостроительный завод, где он возглавлял конструкторский коллектив. Это был Аркадий Дмитриевич Швецов, первый в Перми Герой Социалистического Труда, первый доктор технических наук и лауреат высших премий государства.

Источник фотографии — ОАО «Авиадвигатель»

А.Д. Швецов родился в 1892 году в Нижнесергинском заводе на Урале. Окончил реальное училище в Перми и Высшее техническое училище в Москве. В 20-х годах увлекся созданием авиационных двигателей и в дальнейшем стал основателем школы конструкторов авиамоторов воздушного охлаждения.

Его трудовая деятельность началась на моторостроительном заводе с усовершенствования лицензионного мотора, который выпускал завод в 1930-е годы. Однако Аркадий Дмитриевич хотел создать принципиально новую конструкцию мотора. После долгих поисков пришел успех. В начале 1939 года на совещании по вопросам авиационной промышленности, которое проходило в Кремле, Швецов докладывал о так называемой двухрядной звезде. Суть заключалась в следующем: размещенные по лучам двух одинаковых звезд, цилиндры задней звезды вписывались в интервалы между цилиндрами передней звезды, тем самым обеспечивалось равномерное воздушное охлаждение. В короткоходовом варианте конструктор решил уменьшить лобовую площадь двигателя и для этого снизить высоту цилиндров. Чтобы не пострадала мощность, он задумал увеличить подачу топлива в цилиндры, повысив таким образом число оборотов.

Эта конструкторская идея Швецова открывала замечательные перспективы. Такой двигатель позволял выбрать наилучшие формы фюзеляжа, то есть решительно уменьшить лобовое сопротивление самолета. А это значило повысить скорость! То, над чем бились в конструкторских центрах многих стран мира, в одном из вариантов было решено в Перми. Новый двигатель мог развить мощность до 1700 л.с. Это была весомая заявка на большие высоты. Двигатель получил марку М-62 и за месяц до начала Великой Отечественной войны прошел испытания.

Автор фотографии — VargaA

Двухрядной звездой Швецова заинтересовался Андрей Николаевич Туполев. Он создал двухмоторный бомбардировщик с двигателем водного охлаждения, но, как только появился новый двигатель, Туполев заменил им старую силовую установку. Скоростной бомбардировщик был принят на вооружение.

Вскоре Швецов узнал о замысле ученика Туполева Владимира Михаиловича Петлякова, который решил модифицировать скоростной четырехмоторный бомбардировщик, созданный некогда на основе одного из туполевских самолетов. Петляков хотел повысить скорость и увеличить дальность полета, для чего собирался поставить на свою машину двухрядную звезду. Эту идею осуществили коллеги Петлякова после его гибели. Пе-8 был принят на вооружение.

Авиакоиструктор Семен Моисеевич Лавочкин также использовал двигатель Швецова и представил на государственные испытания истребитель Ла-5 с двухрядной звездой. Лавочкин выбрал модифицированный вариант двигателя. Во время испытаний машина показала себя превосходно: высокая скорость, хороший вертикальный маневр — вот что отличало новый истребитель. Звездообразный двигатель был менее других уязвим для пулевых и осколочных попаданий и весьма основательно прикрывал летчика. На новом истребителе летчики смело шли в лобовые атаки. Своими скоростными данными он превосходил немецкий серийный Ме-109Г почти на 50 км/ч.


Автор фотографии — Mike1979 Russia

Следующий двигатель М-82ФН оказался еще мощнее, при этом габариты его остались прежними. Это способствовало скорейшему внедрению установки в серийное производство: не требовалась коренная переделка самолета.

С виду очень похожий на своих предшественников, новый двигатель отличался в самом главном: он не имел карбюратора, вместо него была установлена аппаратура непосредственного впрыска горючего в цилиндры. Одновременно конструктор улучшил системы всасывания и охлаждения головок цилиндров, повысил надежность важнейших элементов. Это обусловило высокую мощность 1850 л. с, что превосходило все прежние моторы Швецова. Так получил фронтовую прописку замечательный истребитель Ла-5ФН.

В 1944 году за создание моторов Аркадий Дмитриевич был награжден орденом Суворова и ему присвоили звание генерал-майора. Двигатели Швецова официально «оформились» в семейство АШ после того, как он стал генеральным конструктором и созданные им моторы получили его имя. Это семейство многодетное: АШ-11, АШ-25, АШ-62, АШ-63, АШ-82, АШ-82ФН, АШ-73ТК, АШ-2… Последний был уже с четырехрядной звездой и имел мощность 4500 л.с. Конечно, в век реактивной техники на смену моторам Швецова пришли другие конструкции, однако семейство АШ и его создатель — ярчайшая страница в истории отечественной авиации.


Автор фотографии — smirnov-prm

Генерал-лейтенант инженерно-технической службы А.Д. Швецов умер в 1953 году в Москве и похоронен на Новодевичьем кладбище. Пермяки хорошо знают и помнят своего земляка. Его имя носят авиационный колледж и одна из улиц города.