Краткосрочный проект по работе с родителями. Детско-родительские проекты как одна из форм взаимодействия детского сада и семьи Актуальность детско родительских проектов зимних месяцах
Педагогический проект
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«ЯГОДКИ» ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА НА ТЕМУ:
«Наша большая семья»
Исполнители:
Шипачева Е. Ю.
Участники проекта:
дети, родители
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА
Участники проекта: воспитатели, учитель-дефектолог, учитель- логопед, психолог, родители, дети группы компенсирующей направленности «Ягодки» .
Заказчик проекта: Администрация МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 53 База экспериментальной работы: МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 53 Сроки работы: Сентябрь 2016г - май 2017г.
Тип проекта:
- По доминирующей в проекте деятельности: практико-ориентированный.
- По содержанию – интегративный (включает ребенка и его родителей).
- По характеру участия ребенка в проекте – участник от зарождения идеи и до получения результата.
- По характеру контактов – осуществляется внутри группы компенсирующей направленности «Ягодки» в контакте с семьей.
- По количеству участников – групповой.
- По продолжительности – долгосрочный.
Значимая для родителей проблема, на решение которой направлен проект:
творческое взаимодействие родителей и педагогов, ориентированное на личностное развитие детей.
Проект: «Главное – вместе»
Данный проект, включает в себя подбор и апробацию активных форм взаимодействия с родителями детей младшего дошкольного возраста для эффективного сотрудничества ДОУ с семьёй ребёнка и вовлечения родителей в образовательный процесс ДОУ как полноправных субъектов деятельности.
Обоснование необходимости разработки педагогического проекта «Главное вместе»
В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они закладывают первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».
Но в современной социокультурной ситуации ослаблено действие естественного механизма формирования успешного родителя. Молодые семьи стремятся к самостоятельности и независимости в решении разных вопросов, в том числе и вопросов воспитания ребенка, что приводит к ошибкам, которые сложно исправить.
В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического характера, желание учиться родительству у молодых мам и пап отходит на второй план. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.
Не секрет, что многие родители не понимают значения воспитательного процесса, осуществляемого в детском саду. Они интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.
Задача детского сада «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребёнка. Необходимо, чтобы детский сад и семья стали открытыми друг другу и помогли раскрытию способностей и возможностей ребёнка. При взаимодействии работы двух структур надо учитывать дифференцированный подход к каждой семье, учитывать социальный статус и микроклимат семьи, а также родительские запросы и степень заинтересованности родителей в воспитании своих детей. Работа с родителями одна из важнейших сторон деятельности ДОУ.
Мы рассматриваем родителей как главных воспитателей ребенка, а ДОУ, в лице педагогического коллектива, как профессионального помощника семье в личностном становлении и социализации ребенка.
В детском саду давно существует опыт взаимодействия педагогов с семьёй. Обобщён опыт работы по теме сотрудничества детского сада и семьи в преодолении трудностей социальной адаптации; организован лекторий для родителей по вопросам оздоровления детей; разработана тематика родительского консультирования. Все эти формы взаимодействия с семьёй показывают положительные результаты. Но характеристика современного родителя, особенно это касается родителей малышей, только пришедших в детский сад, заставляет искать всё более новые формы активного взаимодействия с семьёй, вести в системе педагогическое просвещение родителей для вовлечения их в образовательную деятельность ДОУ.
Осознание этого помогло определить проблему:
При существующих условиях, адекватных для организации сотрудничества с родителями детей младшего дошкольного возраста, недостаточно применяются активные формы сотрудничества, которые позволят осуществлять личностное взаимодействие воспитателя с семьёй ребёнка для успешной адаптации детей в ДОУ и повышение педагогической компетентности родителей. Дошкольник не эстафета, которую передаёт семья в руки педагогов детского сада. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов
Актуальность проекта
Новые задачи, встающие перед дошкольным учреждением, предполагают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с другими социальными институтами, помогающими ему решать образовательные задачи. На современном этапе детский сад постепенно превращается в открытую образовательную систему: с одной стороны, педагогический процесс дошкольного учреждения становится более свободным, гибким, дифференцированным, гуманным со стороны педагогического коллектива, с другой - педагоги ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с родителями. Работа с родителями одна из важнейших сторон деятельности ДОУ. Семья — первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребенка, а папа и мама — образцы для подражания. Не существует другого такого института, кроме института семьи, так точно предопределяющего закономерности формирования будущего человека. За поведенческими проблемами, особенностями детских взаимоотношений видны взрослые – их взгляды на мир, их позиции и поведенческие стереотипы. Родители, не владея в достаточной мере, знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание ребенка вслепую, интуитивно. Все это не приносит желаемых результатов
Идея взаимодействия педагогов с родителями тесно связана с кардинальной перестройкой работы с семьей: переход от монологических форм работы к диалогу, размышлению, вовлечение родителей в разнообразную совместную деятельность с детьми. Такой подход сделает педагогов единомышленниками, поднимет психолого-педагогическую компетентность родителей и эмоционально сблизит их со своим ребенком.
Характеристика современного родителя, особенно это касается родителей малышей, только пришедших в детский сад, заставляет искать всё более новые формы активного взаимодействия с семьёй, вести в системе педагогическое просвещение родителей для вовлечения их в образовательную деятельность ДОУ.
Цель проекта :
Подбор и апробация активных форм взаимодействия с родителями детей с нарушениями интеллекта группы компенсирующей направленности для эффективного сотрудничества ДОУ с семьёй и вовлечение семьи в единое образовательное пространство, повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах детско-родительских отношений, вовлечения родителей в образовательный процесс ДОУ как полноправных субъектов деятельности.
Задачи проекта :
Изучить семьи и установить тесные доверительные взаимоотношения с её членами с целью согласования воспитательных воздействий на ребенка;
Разработать план мероприятий по педагогическому просвещению семьи.
Реализовать разработанный план в образовательной практике в группе
— вовлечь родителей в образовательный процесс на основе выявления положительных сторон семьи, активизировать ее творческий потенциал и педагогическую компетенцию через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы;
— создать условия для творческого самовыражения, самореализации субъектов образовательного процесса через совместные детско-родительские мероприятия;
— обеспечить родителей специальной литературой и дидактическими материалами для занятий с детьми.
Проанализировать результаты, выявить эффективность и возможности трансляции данного опыта. Основные задачи работы с родителями:
Цели – ориентиры для педагогов детского сада:
- Воспитание уважения к детству и родительству.
- Взаимодействие с родителями для изучения их семейной микросреды.
- Повышение и содействие общей культуры семьи и психолого-педагогической компетентности родителей.
- Оказание практической и теоретической помощи родителям воспитанников через трансляцию основ теоретических знаний и формирование умений и навыков практической работы с детьми.
- Установление доверительных и партнерских отношений с родителями;
- Объединение усилий для развития и воспитания детей.
- Повышение педагогической культуры родителей в вопросах развития и воспитания детей.
- Привлечение взрослых к совместной деятельности с детьми.
Цели – ориентиры для родителей (семьи воспитанников):
- Совершенствование взаимодействия взрослого и ребенка.
- Формирование позиции сотрудничества, умения организовывать и осуществлять детскую деятельность.
- Наполнение жизни семьи созидательной энергией.
Формы работы над проектом
- Информационно – аналитические:
- Анкетирование.
- Опросы.
- Консультации.
- Метод написания родителями мини – сочинения «Мой ребенок».
- Наглядно-информационные формы:
- Открытый показ непосредственной образовательной деятельности для родителей.
- Фотовыставки.
- Дни открытых дверей.
- Познавательные:
- Родительские собрания.
- Совместная работа по тематическому плану проекта.
- Круглый стол.
- Досуговые:
- Совместные праздники, досуги, развлечения.
- Участие родителей в конкурсах, выставках.
Название итогового мероприятия проекта: родительское собрание: « Вот и год прошел».
Продукты проекта
Для педагогов:
- Оформление фотовыставки на темы: Фотовыставка «Летний отдых с семьей», Фотовыставка «Мы с мамой друзья».
- Конспекты мероприятий.
- Проведение итогового мероприятия в форме собрания «Вот и год прошел».
Для родителей:
- Создание развивающей среды, направленной на развитие интереса детей к теме проекта.
- Оформление фотовыставки на темы: Фотовыставка « Летний отдых с семьей», Фотовыставка «Мы с мамой друзья».
- Участие в итоговом мероприятии проекта: « Вот и год прошел».
- Индивидуальные беседы с родителями на тему воспитания детей: День открытых дверей. Консультации. Родительские собрания: «Адаптация детей и взаимодействие детского сада с семьей»; Артикуляционная гимнастика. « Вот и год прошел», Проведение совместных мероприятий: «Встреча друзей»; «Новый год»; «Праздник осени»; « 8 марта».
- Совместный труд родителей: уборка площадки; операция «Кормушка»; День добрых дел.
Для детей:
- Дети чувствуют защищенность и поддержку со стороны родителей.
- Интерес к совместной исследовательской деятельности «ребенок - ребенок», «ребенок - взрослый».
Элементы творческого мышления
Для педагогов:
- У педагогов – должны сформироваться доверительные, партнерские отношения с детьми и родителями.
- Интерес к новому виду сотрудничества с семьёй.
- Мотивация использования метода проектов в педагогической деятельности.
- Умение планировать проектную деятельность.
Для родителей:
- У родителей – должны сформироваться доверительные, партнерские отношения с детьми и педагогами.
- Участие в различных акциях, открывающих детям любящих, творческих, добрых родителей.
- Формирование чувства ответственности, гордости, любви.
- Активизируется деятельность родителей в жизни ребенка в дошкольном учреждении.
Планируемые результаты:
– появление в семье общих интересов, увлечений, как для взрослых, так и для детей;
– повышение уровня педагогической компетентности родителей.
Материально – техническое обеспечение проекта:
компьютер;
фотоаппарат;
канцелярские принадлежности;
фонотека;
спортинвентарь
Наглядный материал:
а) книжки-малышки;
б) настольно-печатные игры;
в) дидактические игры;
Ожидаемые результаты.
Собрана полная и достоверная информации о семьях воспитанников в различных аспектах.
Использование разнообразных форм работы даст определённые результаты: родители из «наблюдателей» превратятся в активных участников встреч и помощников воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения, повысится их педагогическая компетентность.
Семьи получат практическую помощь в виде индивидуальных и групповых консультаций специалистов и будут участниками различных мероприятий.
Родители станут открытыми к сотрудничеству детского сада и семьи
Совместная работа коллектива МАДОУ с семьёй будет способствовать созданию единого образовательного пространства для детей и воспитывающих их взрослых
Всей своей работой воспитатели доказывают родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.
Этапы реализации проекта
I этап — подготовительный (накопление знаний).
II этап – основной (совместная деятельность детей и родителей)
III этап – заключительный (результат).
I этап: Подготовительный
- Анкетирование родителей
- разработка плана реализации проекта;
- подбор методической литературы для реализации проекта;
- подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы, репродукций картин, иллюстраций; организация развивающей среды в группе.
II этап: Основной
Беседы, досуги, разучивание игр, фотовыставка, анкетирование родителей, консультации, родительские собрания, тренинги.
III этап – Заключительный
Презентация проекта: «Главное вместе»
Сроки и этапы реализации проекта
- Подготовительный
Сроки: 02.09-30.09. 16г.
- Изучение контингента семей воспитанников группы, в различных аспектах: пол, возраст, уровень образования; материальное положение; семейное положение; жилищные условия; удовлетворённость отношениями в семье; удовлетворённость здоровьем членов семьи; удовлетворённость работой; понимание роли в участии в образовательном процессе детского сада.
- Разработка плана мероприятий взаимодействия с родителями, которые позволят установить доверительные взаимоотношения.
- Практический
Сроки: 01.10.15г. -21.04.17г.
Период, когда будут проходить ключевые мероприятия проекта.
- Заключительный
Сроки: 22.04-30.05.17г.
Перечень основных мероприятий
- Анкетирование по теме «Давайте познакомимся»
- Родительское собрание в форме «Круглый стол» «Давайте познакомимся» с участием специалистов: методиста, психолога, инструктора ФИЗО,воспитателей.
Цель: Установить теплые доверительные взаимоотношения с родителями воспитанников с целью согласования воспитательных воздействий на ребенка.
- Организация выставки детско-родительских работ «Дары осени.
- . Спортивный праздник совместно с родителями и детьми «Встреча друзей»
Цель: Развитие творческих, интеллектуальных, физических способностей детей. Создание атмосферы дружелюбия, радости, положительного эмоционального настроя всех участников праздника
- . «Родительская почта» — размещение почтового ящика для быстрого и систематического обмена информацией воспитателей с родителями;
Цель: Обмен информацией между воспитателями и родителями.
- Операция «Кормушка» Изготовление кормушек для птиц.
Цель: Создать условия для творческого самовыражения
- «Копилка добрых дел» — стендовая информация пополняется по мере накопления разных дел родителями. Их публичное представление.
Цель: Активизировать творческий потенциал и педагогическую компетенцию родителей. Родительское участие в жизни группы и детского сада.
- Консультация «Застольный этикет». Информация для родителей «О портфолио дошкольника».
Цель: Формировать представление родителей об этикете за столом. Создать обстановку, способствующую раскрепощению свободной беседы с родителями.
- Новогодний праздник с участием детей, родителей и педагогов группы.
Цель: Привлечь родителей к организации и проведению новогоднего праздника.
- Организация выставки: «Генеалогическое древо»
Цель: Познакомить детей с генеалогическим древом семьи в доступной для них форме, привлечь родителей к организации выставки
- День 8 Марта совместно с родителями
Цель: Содействовать сплочению родительского коллектива, вовлечение мам в жизнедеятельность группового сообщества
- Семинар-практикум «Не отрываясь от домашних дел», Выставка детско- родительских работ на тему «Дидактические игры своими руками».
Цель: Помочь родителям в домашних условиях занять своего ребенка в процессе повседневных дел (обмен опытом)
- Привлечение родителей к оформлению участка группы на улице, изготовление атрибутов для сюжетно- ролевых игр на участке.
Цель: Содействовать к сплочению родительского коллектива и воплощения творчества родителей в оформлении участка.
- Презентация проекта «Главное – вместе! »
Цель: Подвести итоги эффективности проекта. Определить перспективу дальнейшей работы по направлениям проекта. Награждение родителей в активном участии жизни группы.
Оценка результатов:
Отзывы родителей;
Выставки.
Возможные риски:
Не все родители будут активны.
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.
Работа с родителями, их педагогическое просвещение должны осуществляться в определенной системе. Совместно воспитателями составляется годовой план работы с родителями.
В годовом плане работы с родителями прежде всего, определяются ведущие задачи, которые тесно связаны со всей воспитательной работой в группе.
Работа по вовлечению родителей в совместную деятельность группы ведётся по следующим направлениям:
Информационно – аналитическое.
С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, для согласования воспитательных воздействий на ребёнка в группе проводится анкетирование. Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального, личностно – ориентированного подхода к ребёнку в условиях дошкольного учреждения, повышения эффективности воспитательно – образовательной работы с детьми и построение грамотного общения с их родителями.
Познавательное направление – это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста.
С этой целью в группе используются активные формы и методы работы с родителями:
— Общие и групповые родительские собрания.
Традиционным в нашей группе стало проведение общего родительского собрания родителей воспитанников, вновь зачисленных в детский сад. Родителям даются рекомендации, как подготовить ребёнка к адаптации к детскому саду, доводится до сведения родителей родительский договор.
— Работа родительского комитета.
В группе работает родительский комитет, представители которого избираются на групповых собраниях. Родительский комитет организует родителей на оказание помощи в проведении косметического ремонта групп ДОУ, сбором подарков для новогодних праздников, организацией субботников по благоустройству и озеленению территории детского сада, ремонтом и покраской игрового оборудования на участке, члены родительского комитета участвуют в жюри конкурсов, выставок учреждения, в детских праздниках и т. д.
Результат совместного творчества детей и родителей способствует развитию эмоций ребенка, вызывает чувство гордости за своих родителей.
— Консультации.
При выборе консультаций для родителей педагоги проводят тщательное, вдумчивое изучение запросов родителей и выбирают оптимальный вариант. Темы консультаций также бывают приурочены к различным мероприятиям детского сада.
— Дни открытых дверей.
При посещение родителями группы воспитатели стараются вовлечь родителей в жизнь группы детского сада. Родители принимают участие в занятиях вместе с детьми, а иногда и сами выступают в роли педагогов, рассказывая детям о своей профессии, показывая свои умения и навыки при изготовлении поделок и т.д.
— Наглядно – информационное направление.
Родительские уголки
Особое место в пропаганде педагогических знаний занимает организация уголков для родителей. Творческое использование этой формы работы позволяет широко знакомить родителей с вопросами воспитания детей.
Наглядно – информационное направление даёт возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.
Из опыта работы мы знаем, что родители наиболее охотно идут на контакт, выражают желание сотрудничать с детским садом именно тогда, когда речь идет непосредственно об их ребенке. Все, что связано с конкретным ребенком, вызывает неподдельный интерес. Именно этот интерес мы используем при организации выставок фотографий, поделок, рисунков.
Светлана Ульяненко
Детско-родительские проекты как одна из форм взаимодействия детского сада и семьи
МБДОУ детский сад № 16 «Родничок»
г. Улан-Удэ
Светлана Сергеевна Ульяненко
МБДОУ детский сад № 16
«Родничок» общеразвивающего вида
г. Улан –Удэ
старший воспитатель
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА
ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ КАК ОДНА ИЗ ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ
Семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребёнка. И хотя их воспитательные функции различны, положительные результаты достигаются только при умелом сочетании разных форм сотрудничества , при активном включении в эту работу всех членов коллектива ДОУ и членов семей воспитанников.
Традиционные формы взаимодействия семьи и ДОУ не дают ожидаемого результата, постепенно изживают себя. Кроме этого, существует проблема нехватки информации для родителей о новом содержании и новых технологиях воспитания и обучения, нарастающего спроса родителей на системные психолого-педагогические знания.
Одной из форм взаимодействия педагогов и родителей МБДОУ № 16 «Родничок» г. Улан-Удэ с 2015 года, являются детско-родительские проекты .
Особенность детско-родительского проекта заключается в том , что в проекте принимают участие дети, родители, педагоги. Совместный сбор материалов, изготовление атрибутов, игры, конкурсы, презентации раскрывают творческие способности детей, вовлекают родителей в воспитательный процесс, что, естественно сказывается на результатах. Родители, участвуя в реализации проекта , являются не только источниками информации , реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом , но и становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащают свой педагогический опыт, испытывают чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и достижений ребенка.
Реализуя метод проектов , мы воспитываем самостоятельную и ответственную личность, развиваем умственные и творческие способности ребенка. Семейные творческие проекты расширяют кругозор детей и взрослых, наполняют их творческой энергией, помогают выстроить взаимоотношения и сотрудничество семьи и детского сада . Благодаря методу проектов , нам удалось достичь положительных результатов по включению родителей в совместную деятельность по развитию детей.
В ДОУ реализовано не малое количество детско-родительских проектов : «Хлеб-всему голова» (воспитанница подготовительной к школе группы Настя Р., «Новогодняя игрушка» (воспитанник старшей группы Ярослав З, «Я люблю свою лошадку» (воспитанник второй младшей группы Саша Ф., «Молоко и молочные продукты» (воспитанница подготовительной к школе группы Соня С., «Бумажная фея» (воспитанница средней группы Лера К., (воспитанница подготовительной к школе группы Софья Ш., «Удивительный мир фиалок» (воспитанница подготовительной к школе группы Алина К., «Шоколад - польза или вред» (воспитанница подготовительной к школе группы Даша К.) .и т. д.
Результатом совместного взаимодействия педагогов и родителей в детско-родительских проектах стало участие во Всероссийском фестивале творческих открытий и инициатив «Леонардо» 2015 г. Воспитанница Софья Ш. заняла первое место с проектом «Солнышко ясное, солнышко красное» , воспитанница Алина К. – третье место, с проектом «Удивительный мир фиалок» среди дошкольных учреждений города Улан-Удэ.
К 70- летию Великой Победы в ДОУ был организован конкурс на лучший детско-родительский проект «Мой прадед тоже воевал» . По итогам конкурса воспитанник подготовительной к школе группы Владимир С. представлял свой проект на городском конкурсе детско-родительских проектов «Эхо войны в моей семье » , посвящённого 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Вова был награждён Дипломом за участие.
Проектная деятельность интересна тем, что все участники образовательного процесса некоторое время как бы проживают тему через разные формы совместной деятельности : поиск ответов на вопросы, чтение, рассматривание иллюстраций и фотографий, изготовление подарков-сувениров, рисунков, макетов и др.
Реализация детско-родительских проектов помогает сплотить коллектив родителей, даёт возможность им осознать их необходимость и важность для ребёнка в дошкольном возрасте, благодаря которым дети начинают ориентироваться в окружающем мире. А также особое значение имеет совместная деятельность детей и взрослых, в процессе которой удовлетворяются потребности дошкольников в общении со взрослыми.
Список литературы
1. Атемаскина Ю. В. Проектная деятельность педагога : сущность и технология // Детский сад от А до Я . – 2008.- №3.- С. 6-12.
2. Вы любите проекты ?/ А. Данюкова//Обруч. 2001.№4.-С. 16-17.
3. Мухина С. А., Соловьева А. А. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении. – Ростов-н/Д : Изд-во «Феникс» , 2004. – 384с.
4. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения : Пособие для руководителей и практических работников ДОУ/Авт. -сост. Л. С. Киселева. - М.:АРКТИ, 2006.-96с.
5. Проектно -исследовательская деятельность дошкольников : Пособие для воспитателей и педагогов дошкольных образовательных учреждений/Авт. -сост. З. Б. Лобсонова, А. О. Невежина, С. С. Егорова-М.: Улан-Удэ Издательство Бурятского госуниверситета, 2011.-74с.
6. Семейные проекты /О . Давыдов, М. Кизил//Обруч, 2004.№2.-С. 25-28.
7. Сыпченко Е. А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ . – СПб.: «Издательство «Детство-пресс » , 2012. – 96с.
Приложение № 1
Публикации по теме:
Детско-родительские проекты как активная форма взаимодействия с родителями Детско – родительские проекты как активная форма взаимодействия с родителями. (сообщение Артемовой Татьяны Дниловны на педагогическом совете.
«От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ - ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 4 ГРУППА «ПЧЁЛКИ» Формы эффективного.
Формы эффективного взаимодействия и сотрудничество детского сада и семьи на современном этапе Формы эффективного взаимодействия и сотрудничество детского сада и семьи на современном этапе юлия закирова Формы эффективного взаимодействия.
Цель: Передача педагогического опыта работы участникам мастер-класса по осуществлению детско-родительских проектов. Задачи: Образовательная:.
Конспект мастер-класса «Детско-родительские проекты как современная форма взаимодействия детского сада и семьи» Дубакова Т. Н., куратор Андронникова Л. И., воспитатель Потомкина М. Г., воспитатель Цель: Передача педагогического опыта работы участникам.
Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС ДО. Основные задачи работы с родителями.
Тематические родительские собрания с использованием ИК как одна из эффективных форм взаимодействия с семьями воспитанников Тематические родительские собрания с использованием ИК, как одна из эффективных форм взаимодействия с семьями воспитанников. За прошедшие.
Журфикс - новая форма взаимодействия детского сада и семьи СЛАЙД 1. - титульный Граждане и гражданочки, Рабочие и мещаночки! Обратите на нас внимание, На наши усиленные старания! Привезли мы товару.
Библиотека изображений:
Тип проекта: творчески-речевой.
Участники проекта: дети старше-подготовительной группы, учитель-логопед, воспитатели групп., родители воспитанников.
Сроки реализации проекта: 2 месяца.
Актуальность проекта:
В русском языке существует большое количество устойчивых фраз и словосочетаний (фразеологизмы, пословицы, поговорки и т.д.), которые несут в себе не только лексическое, но и эмоциональное значение. Овладение детьми такими фразами и выражениями будет способствовать развитию у них более универсальных коммуникативных умений и навыков, даст возможность осуществлять перенос полученных умений в различные виды речевой деятельности.
Дети в подготовительной к школе группе начинают проявлять активный интерес к различным явлениям родного языка (в соответствии с возрастными возможностями). Разные виды работы с фразеологизмами и поговорками очень интересны детям, развивают у них познавательную активность, мыслительные процессы, чувство юмора.
Цель проекта: обогащать активный и пассивный словарный запас детей крылатыми выражениями, а также пословицами и поговорками, учить понимать переносное значение таких фраз и выражений и употреблять их в собственной речи в соответствии со смыслом.
Задачи проекта:
для детей:
- развивать языковую компетентность детей, интерес к родному языку, желание пользоваться разнообразными лексическими средствами в собственной речи;
- развивать память, словесно-логическое мышление при понимании переносного значения устойчивого словосочетания, который не тождественен сумме значений ее компонентов;
- учить оперировать полученными знаниями, осуществлять перенос усвоенных знаний в новую ситуацию;
- учить принимать учебную задачу, осуществлять самостоятельную поисковую деятельность;
- развивать творческие способности через вовлечение в различные виды деятельности;
- создать ситуацию успеха для воспитанников группы, формировать чувство собственной значимости.
для родителей:
- формировать интерес к жизни детей в ДОУ;
- продолжать формировать родительскую компетентность в вопросе преодоления заикания, а также в вопросах общего речевого и интеллектуального развития детей;
- раскрыть творческие способности родителей, вовлечь их в продуктивную деятельность.
Ожидаемые результаты:
- у детей расширится пассивный словарный запас, начнет появляться интерес к родному языку, дети будут учиться вычленять и понимать устойчивые выражения из обращенной к ним речи, художественных произведений, станут употреблять некоторые из них в активной речи;
- у детей будет развиваться сознательное отношение к общему делу, желание принять активное участие в совместной деятельности;
родители станут принимать более активное участие в жизни группы.
Продукты проекта:
- мини-музей «Крылатые слова»;
- книжки-малышки «Крылатые слова» по лексическим темам;
- словари крылатых слов и поговорок по лексическим темам;
- презентация «Что бы это значило?» (фотоотчет о проектной деятельности).
Идея проекта:
Идея проекта вызвана интересом детей к непонятным для них фразам, которые они слышат от педагогов, родителей (инструктор по ФИЗО: «В чужом глазу соринку увидел, а в своем бревна не замечаешь», Людмила Михайловна, воспитатель: «Высший пилотаж» (на НОД), Софья Сергеевна, логопед: «Ушки на макушке» (на НОД), Наталья Юрьевна, помощник воспитателя «С гулькин нос» (за обедом) и др.). Некоторые дети сами обращаются за объяснением непонятных фраз, внимание других детей необходимо привлекать специально, но при объяснении интерес проявляют все дети. Кроме того, такие фразы и выражения часто встречаются в художественных произведениях и также привлекают внимание детей.
Структура проекта:
1 этап. Подготовительный
Цель: вызвать у детей группы интерес к такому языковому явлению как крылатые слова (устойчивые выражения – фразеологизмы, поговорки), привлечь родителей к совместной продуктивной и поисковой работе с детьми.
Мероприятия:
- Изучение педагогической литературы по теме: «Методика ознакомления старших дошкольников с устойчивыми выражениями (фразеологизмами, пословицами, поговорками)».
- Подбор художественной литературы, мультипликационн ых фильмов, детских песен с использованием фразеологизмов, пословиц и поговорок.
- Составление памяток для родителей: «Читаем и обсуждаем» (перечень художественной литературы), «Смотрим и обсуждаем» (перечень мультипликационн ых фильмов), «Слушаем и обсуждаем» (перечень детских песенок).
- Подготовка консультаций для родителей «Расширение словаря детей как средство развития речи», для воспитателей «Знакомство старших дошкольников с устойчивыми фразами и выражениями».
2 этап. Основной
Цель: включить воспитанников группы и их родителей в деятельность по осуществлению плана проекта.
Взаимодействие с воспитателями:
- консультация «Знакомство старших дошкольников с устойчивыми фразами и выражениями»;
- обсуждение плана осуществления проекта, форм работы, участия воспитателей в различных этапах и формах работы (ситуативная речевая работа по развитию словаря фразеологизмов в различных видах деятельности, в том числе режимных моментах, совместное пополнение «Копилки крылатых слов», побуждение родителей к принятию активного участия и др.);
- совместная подготовка итогового мероприятия (вечера досуга «Логопедический КВН «Обо всем на свете»).
Взаимодействие с родителями:
- консультация для родителей «Расширение словаря детей как средство развития речи».
Задания для родителей:
1. Еженедельно участвовать в совместном с ребенком изготовлении страниц для книжек-малышек «Крылатые слова» по лексическим темам;
2. Совместно с ребенком продумать и выполнить поделку-экспонат для мини-музея группы «Крылатые слова», продумать и подготовить презентацию своего экспоната на совместном вечере досуга;
3. Поощрять инициативу детей в поиске необходимой для осуществления проектной деятельности информации (пополнение «Копилки крылатых слов»).
Работа с детьми по реализации проекта:
- Знакомство детей с понятием «Крылатые слова»
- Чтение Т.Коваль «Не нужно вешать нос», анализ непонятных фраз и выражений, введение и объяснения понятия «крылатое слово».
- Рассматривание иллюстраций с шуточным изображением некоторых крылатых выражений, знакомство с понятиями «юмор», «чувство юмора».
- Совместное изготовление памятки «Как мне это узнать?».
- Введение в группу «Копилки крылатых слов», куда дети могут складывать записки с напечатанными или схематически зарисованными фразами и выражениями.
Задание для детей:
- узнать дома, напечатать на листочке (специальные заготовленные листочки можно взять рядом с «Копилкой крылатых слов») любое крылатое выражение и рассказать в группе, что оно означает.
Мероприятия с детьми по реализации проекта:
- Чтение художественной литературы, прослушивание детских песен, просмотр мультфильмов с последующим анализом содержания и вычленением и объяснением крылатой фразы или поговорки.
- Составление книжек-малышек «Крылатые слова» по лексическим темам (еженедельно), рассматривание выполненных детьми иллюстраций, составление по ним предложений и коллективных рассказов.
- Проведение дидактических и речевых игры и упражнений.
«Переводчики» (замена фразеологизма на слово или словосочетание).
«Назови «крылатое слово» (замена слова или словосочетания на известный фразеологизм). - Проведение психогимнастик, мимических и пантомимических этюдов, шарад с использованием лексического материала по темам, подобранного детьми («Строить глазки», «Зуб на зуб не попадает» и т.п.).
- «Сказка по-новому» (включение в знакомые сказки фразеологизмов и поговорок, коллективный рассказ сказки).
- «Подбери фразу» (подбор изученных фразеологизмов и поговорок к ситуациям, небольшим стихотворениям, рассказам и сказкам).
- «Подбери картинку» (аналогичное предыдущему с использованием детских иллюстраций).
- Приглашение детей подготовительной группы №6 и старшей группы №8 на экскурсии в мини-музей «Крылатые слова». Деловая игра для детей подготовительной группы №9 «Экскурсоводы» (в связи с этапом речи).
Предварительная работа к деловой игре «Экскурсоводы»:
- беседа логопеда «Кто такой «экскурсовод»;
- подготовка к деловой игре: что можно показать и рассказать о нашем музее?
- игра-тренинг «Экскурсоводы» (составление мини-монологов).
- распределение очередности рассказов об экспонатах музея.
3 этап. Заключительный
- Итоговое мероприятие: вечер досуга для детей и родителей «Логопедический КВН «Обо всем на свете».
План досуга:
- Просмотр презентации «Что бы это значило».
- Логопедический КВН (конкурсы для команд детей и родителей)
- Презентация экспонатов для мини-музея семьями воспитанников.
- Подведение итогов конкурса и торжественное награждение победителей и участников.
Детско – родительский проект «КРОССБУКИНГ» в детском саду.
Предназначен для детей старшего дошкольного возраста.
Участниками проекта также являются родители, дети и воспитатели группы.
Кроссбукинг - это так называемый обмен прочитанными книгами, газетами, журналами.
Детско – родительский проект «КРОССБУКИНГ» в детском саду можно отнести к проектам социальной направленности. Он также охватывает следующие образовательные области: художественное творчество, художественная литература, познание, коммуникация, музыка.
Именно в дошкольном возрасте у человека закладываются основы социально-эмоционального развития, в частности, эмпатии – умения сопереживать другим, чувствовать тех, кто рядом, видеть проблемы и потребности других и относиться к ним деятельностно. Развить эмпатию можно разными способами, в том числе, и обменом прочитанных книг.
Данный проект основан на синтезе развития эмпатии, социальной компетентности и творческого потенциала личности, связанных воедино одной целью – обменом прочитанных книг, журналов, газет, которая поможет развить в детях все вышеперечисленные качества личности.
Цели проекта:
развитие эмпатии у детей;
формирование у детей и родителей потребности в совершении добрых, бескорыстных поступков на основе креативного мышления.
Предполагаемые результаты проекта :
повышение уровня эмпатии у детей;
развитие потребности в совершении добрых дел и помощи окружающим;
приобретение детьми различных прикладных навыков;
развитие речи при рассказывании о прочитанном;
знакомство с незнакомыми ранее произведениями, новостями;
повышение интереса к чтению книг.
Ход реализации детско – родительского проекта «КРОССБУКИНГ»
1 этап – подготовительный.
Педагог проводит исследование социума на предмет потребностей в посильной социальной помощи воспитанников детского сада: договаривается с воспитателями других групп детского сада, родителями и детьми об обмене прочитанными книгами, газетами, журналами.
Педагог проводит для родителей вводную беседу по проекту «Кроссбукинг», объясняя идею проекта и договариваясь, что они с разрешением детей принесут в детский сад прочитанные детские книги, журналы и газеты.
2 этап – раскрытие проблемы.
На первом этапе педагог в процессе беседы формулирует проблему: наличие в окружающей детей действительности людей, которым необходима различная помощь, что есть такие семьи, которые не могут купить книги, чтобы прочитать их. Педагог вводит детей в игровую или сюжетную ситуацию - предлагает детям вспомнить, какие сказочные герои в сказках исполняли желания людей. Вспомнив Золотую рыбку из сказки Пушкина, дети представляют, чьи желания они бы смогли исполнить, если бы стали волшебными золотыми рыбками.
Педагог объясняет детям, что у многих дома есть уже прочитанные книги и журналы, которые просто лежат на полке, а если они принесут их в детский сад, чтоб их прочитали другие дети, у которых нет этого- было бы здорово!!!
Таким образом, у детей формируется активная жизненная позиция, умение самостоятельно находить проблемы.
Педагог предлагает детям вместе с родителями подумать и предложить различные варианты добрых дел, которые они могут совершить для окружающих. Так как в процессе реализации проекта детям предлагается стать «Золотыми рыбками», педагог проводит с детьми (а возможно и вместе с родителями) мозговой штурм, в процессе которого они все вместе придумывают, что, основываясь на кроссбукинге, можно придумать и воплотить для радости окружающих.
Это может быть:
создание поделок-сувениров по прочитанным книгам;
рассказывание стихов и пение песен из прочитанных книг;
исполнение реальных желаний окружающих и так далее.
3 этап - основной.
На этом этапе педагог подробнее знакомит детей с «кроссбукингом», выбирая произведения, походящие их возрасту и организует выставку книг на полках. Учит детей и родителей где и как надо записывать книгу, которую взяли почитать. Затем дети выбирают понравившиеся книги для чтения. После они обмениваются информацией о прочитанном, вместе с воспитателем и родителями решают, как можно интереснее рассказать другим детям об этой книге (создание поделок-сувениров по прочитанным книгам;
маленький театр по одной из прочитанной книги;
выставка рисунков по прочитанным книгам;
рассказывание стихов и пение песен из прочитанных книг).
В ходе выполнения проекта у детей формируются разнообразные знания, умения и навыки. Дети осваивают новые техники выполнения изделий прикладного творчества; разучивают новые стихотворные и музыкальные произведения.
4 этап - итоговый.
Дети и педагоги презентуют подготовленные в процессе третьего этапа реализации проекта формы творческой деятельности в заранее оговорённых местах: других группах детского сада, в музыкальном зале, в своей группе.
На разных уровнях (дети, родители, педагоги) подводятся и анализируются результаты реализации проекта. Оформляется фотовыставка и презентации по итогам проекта, проводится родительское собрание по результатам реализации проекта «Кроссбукинг» в детском саду с целью анализа хода проекта и обсуждения дальнейших перспектив взаимодействия.
МКДОУ «Новохоперский центр развития ребенка «Пристань детства» Воронежская обл. г. Новохоперск.
Краткосрочный проект по работе с родителями «Открытый детский сад-открытые родители»
Воспитатель: Киселева Н.В.
Тема: «Открытый детский сад- открытые родители»
Краткосрочный проект по работе с родителями
«Безусловно, личный пример является важнейшим фактором.
Недаром говорят: «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому»»
(Народная мудрость)
Современные родители – это родители, воспитанные поколением, когда отечественная педагогика делала ставку на познавательное, а не эмоциональное развитие, не на развитие внутреннего мира чувств, переживаний. Педагоги сейчас сталкиваются с низкой компетентностью родительского поведения. Если у ребёнка мать не понимает нужд ребёнка, сосредоточена на том, как должно быть, то ребёнок «трудный», в первую очередь потому, что она глуха к его возрастным и специфическим потребностям. Между ребёнком и родителями складываются непродуктивные типы привязанностей (сверхзависимые отношения, эмоционально отвергающие, жёстко- агрессивные).
Проблема неполных семей может быть связана с трудностями решения жизненных задач. Родитель один воспитывающий ребёнка (чаще мать) может быть очень тревожным, беспокойным, неровным и непоследовательным в воспитании ребёнка, а также в общении с окружающими
Другая особенность — попустительство и безразличие к малышу из- за полной занятости экономическими и бытовыми, личными проблемами. Сокращение свободного времени у родителей, перегрузка на работе, приводит к ухудшению физического и психического состояния, повышенной раздражительности, утомляемости, стрессам. Свои эмоции родители переносят на детей. Ребёнок попадает в ситуацию полной зависимости от настроения, эмоций и реакций родителей, что сказывается на его психическом здоровье.
Участники: Воспитатели, родители, дети, специалисты.
Актуальность:
Перед нами в настоящее время остро стоит вопрос о проблемах родителей и детей. Одной из таких проблем является кризис семьи.
Поэтому необходимо «вернуть» родителей в семью, помочь им осознать свой родительский долг перед детьми, преодолеть родительскую лень; неуверенность, увидеть свои родительские возможности.
Педагогам трудно общаться и взаимодействовать с родителями. Традиционные формы работы – родительские собрания и т. д., не оправдали себя. Поэтому надо искать новые формы, наполнять их педагогически-эффективным содержанием. Семье принадлежит основная общественная функция – воспитание детей, она была и остается жизненно необходимой средой для сохранения и передачи социальных и культурных ценностей, определяющим фактором формирования личности ребенка.
Цель: Выстроить подлинное доверие и партнёрство с семьёй на основе диалогической стратегии сотрудничества воспитателей и родителей. В связи с этим, повысить эффективность позитивного воспитательного влияния детского сада на семью.
Основные задачи:
- Обеспечение физического, психического здоровья, интеллектуального, эстетического развития детей.
- Вовлечение родителей в образовательный процесс, формирование у них компетентной педагогической позиции по отношению к собственному ребёнку.
- Повышение профессионального уровня педагогов, способствующего развитию и направленное на воспитание свободной, творческой, успешной личности, способной на самостоятельные поступки и нестандартные решения.
- Обучение конструктивным способам общения каждого участника педагогического взаимодействия.
Задачи включают в себя социально-коммуникативное, речевое и познавательное развитие.
Основная работа по программе: Ориентируется на основы гуманистической педагогики- педагогики приоритета личности обучающегося. Личность педагога- мощный стимул к развитию тех, кого он образовывает, воспитывает, учит. Просвещение взрослых (в данном случае родителей) даёт уникальную возможность использовать их опыт воспитания собственных детей и сделать организацию образования в области семейного воспитания в детском саду, а главное в группе обоюдно интересной.
Деятельность педагога строиться на гуманистических принципах , которые утверждают:
- Все люди разные
- Каждая личность неповторима и уникальна
- Каждый человек прекрасен в своих потенциальных возможностях и способностях
- Жизнь создаётся любовью
- Любить человека- значит утверждать его неповторимое существование
- Необходимо отделять поведение от сущности человека.
Понимание родителями объективного отношения педагогов группы к их ребёнку и к ним самим, создаёт наилучшие условия для развития эмоций, интеллекта, закладывает основы свободной личности ребёнка, поддерживая в нём индивидуальность.
Демократическое общение исключает нарушение прав ребёнка и создаёт у него чувство личной защищённости.
На основе формирования чувства доверия родителей к воспитателям расширяются возможности в работе с семьёй. При этом необходимо учитывать: чувства мысли, поступки и интересы родителей и строить на этом фундаменте обсуждение или обучение, конструктивное взаимодействие. Информация должна передаваться без ущемления родительского чувства уверенности в себе, чтобы не нарушалась доверительность взаимоотношений с педагогом.
Характер педагогической деятельности постоянно ставит педагогов в коммуникативные ситуации, требуя от воспитателей проявления качеств, способствующих эффективному межличностному взаимодействию с детьми и их родителями. Именно способность к рефлексии, эмпатия, гибкость, общительность, способность к сотрудничеству стимулируют состояние эмоционального комфорта, интеллектуальной активности, творческого поиска.
Реализация программы проходит подвум направлениям:
Тип проекта:
-по доминирующей деятельности: информационный;
— по характеру содержания: ребёнок и семья;
— по характеру участия ребёнка в проекте: заказчик;
— по характеру контактов: контакт с семьей;
— по количеству участников: фронтальный;
— по продолжительности: краткосрочный.
Системная структура по проекту:
Формирование предметного содержания РППС ДОО
Направления образовательных областей с учетом взаимодополнения
Методическое обеспечение
Предполагаемый результат:
Оказание конкретной образовательной, посреднической, психологической помощи. Усилием социальной и нравственной значимости программы станет приобретенная в ходе работы способность взрослых увидеть себя глазами ребенка. Желаемым результатом педагогического процесса является развитие гармоничной личности ребенка, готовой к самореализации через доступные ему виды деятельности;
организация педагогического процесса отмечается гибкостью, ориентированностью на возрастные и индивидуально-типологические особенности детей, позволяет осуществить личностно-ориентированный подход к детям.
- Уменьшение социальной дистанции между родителями и детьми.
- Родители поняли необходимость эмоционального принятия ребенка.
- Изменения стиля общения с родителями (выраженная ориентированность на личную модель взаимодействия с родителями).
- Дети чувствуют защищенность и поддержку со стороны родителей.
- Наметились положительные стили воспитания.
Таким образом, использование новых форм в сотрудничестве с семьей, помогут педагогам и родителям освоить методы воспитания, основанные на взаимоуважении, демократическом и гуманистическом подходах.
Основные этапы:
Этапы проекта |
Деятельность педагога |
1 этап
Целеполагание |
Формирование семейных традиций.заинтересовать родителей и детей изучением истории происхождения своей семьи; прививать уважение к культурным традициям семьи и страны; способствовать становлению личности детей с помощью родословной и жизни своих предков. |
2 этап
Разработка проекта |
1. Оформление фотоальбома «Семейные фотографии, выставка фотографий воспитанников группы в младенчестве и ранем детстве (фотографии не подписываются).
2. Генеалогические таблицы семейных древ. 3. Пословицы и поговорки о семье (подборка). |
3 этап
Выполнение проекта |
Домашнее задание для родителей:
1. Создать родословную своей семьи (генеалогическое древо и семейный архив); 2. Подготовка презентации старинной семейной фотографии. |
4 этап
Подведение итогов (оценка результатов, защита проектов). |
Презентация о проведенной работе. |
Примеры пословиц и поговорок, отражающих воспитательное влияние
старшего поколения на детей:
Молодость плечами крепка, старость – головою.
Стар, да дюж.
И стар, да удал – за двоих стал.
Стар, да умен – два угодья в нем.
Не красна старость годами, а красна летами.
Старик, да лучше семерых молодых.
Чем старее, тем правее.
Без старых не проживешь.
У кого есть дед. У того и обед.
Бала б моя бабуся – никого не боюся, бабушка – щиток, кулак – молоток.
Баба, бабушка, золотая сударушка! Бога молишь, хлебцем кормишь, дом бережешь, добро стережешь.
Рассыпался бы дедушка, кабы его не подпоясывала бабушка.
Бабушке один только дедушка не внук.
Корми деда на печи – и сам будешь там.
Нет милее дружка, чем родная бабушка.
Лад в семье – больше счастья не найти, хоть весь свет обойди.
При солнышке тепло, а при бабушке добро.
Примеры потешек, прибауток, дразнилок, загадок, колыбельных, считалок:
Свинка сыну говорила:
— Я тебя хрю – хрю, мой милый! Ну, а ты меня, сыночек? Слышишь, что я говорю? Отвечал сыночек: — Очень, очень я тебя хрю – хрю! |
Заленился папа что – то…
— Поиграем? – Неохота… С таким ленивым папой Соскучишься совсем… — Я мишка косолапый! Сейчас тебя я съем! |
Котя, котенька, коток,
Котя, серенький хвосток, Приди, котик, ночевать, Мою деточку качать! Уж как я, тебе, коту, За работу заплачу: Дам кусок пирога, Да кувшин молока. |
Наша Катя заскучала,
Дверь открыла, закричала: — Вы, родные, приходите, В нашем доме посидите! Есть блины и драники, А потом еще для вас Будет вкусный, сладкий квас! |
Чики – чики – чикалочки,
Сделаю коня из палочки, Из лозы сплету корзину, Посажу сестренку Зину И на маленьком возу Покататься повезу. |
Байки – побайки,
Прискакали зайки. Стали люльку качать, Сладку дрему навевать. Стали в дудки играть, Наш малыш стал засыпать. |
Бежала лесочком
Лиса с кузовочком. — А что в кузовочке? — Лесные грибочки, Грибочки – груздочки. Для сына и дочки. |
Раз, два, три, четыре,
Пахнет елкою в квартире, Три, четыре, пять, шесть, Не заставят кашу есть! Пять, шесть, семь, восемь, На пирог сегодня просим, Потому что девять, десять, Мама с папой тесто месят! |
Была курочка рябенька,
Снесла яичко беленько. Дед бил, бил – не разбил. Баба била, била – не разбила, Только мышка – покатаюшка Ударила хвостиком и разбила. Дед плачет, баба плачет. Курочка кудкудахчет, А мышка – покатаюшка Шмыг в норку – И ушла, ушла, ушла. |
Из – за леса, из – за гор
едет дедушка Егор. На лошадке он сидит, с удивлением глядит. Едет бабка на корове, на телятах – сыновья, А внучата – на козлятах, едет вся его семья, — Вы куда? – он стал кричать. — Как куда? Тебя встречать. |
Можно весело смеяться,
Пошутить, побаловаться И поспорить иногда, Ну а драться? Никогда! |
Курочка кудахчет,
Дочку носом тычет: Ай, куда, куда, куда, Ай, подай ее сюда! |
Гуси ходят по двору,
Беспокоятся, кричат, Не сочтут никак гусят Га – га – га. |
Вышла курица – хохлатка,
С нею желтые цыплятки, Квохчет курица: ко – ко, Не ходите далеко. |
Ай, качи, качи, качи,
Будут в доме калачи! Для мамы и бабушки Испечем оладушки, А для Маши – пирожок, Ну – ка, съешь его, дружок! |
— Ежик! Выбирай сапожки!
Милой женушке на ножки. Еж сказал: — Благодарю! Я ей туфли подарю. |
Папа, папа наш большой,
Нас он поднимает. Он подбросит нас легко, А потом поймает. С папой вместе потанцуем, Будем мы кружиться. Наша мама тоже хочет С нами веселиться. |
Тарарам, тарарам!
Кто явился в гости к нам? Посмотри – ка поскорей На любимых на гостей: Дедушка, бабушка, Папа, мама, я – Вся моя семья! |
Мама, мама, где же наша мама?
Мама, мама, где же наша мама? А мы мамочку найдем, Маму любят детки, А мы мамочку погладим И обнимем крепко! |
Как – то утром Крошка крот
Шел на завтрак в огород. Так случилось: Он проснулся, К маме лапкой потянулся – Нету мамочки, ушла, У больших всегда дела! «Да, — подумал он со вздохом. – До чего ж без мамы плохо!» |
В большой семье
У девочек и мальчиков Зимою мерзнут пальчики. Чтобы пальчики согреть, Что на ручки нам надеть? (Варежки) |
Он трудился не от скуки,
У него в мозолях руки, Он уже и стар, и сед Мой родной любимый… |
У моей бабули –
Два стекла, оправа, дужки Зацепилися за ушки. На носу не новички – Хорошо сидят… (Очки) |
По водичке я плыву
Кря – кря – кря – утят зову. |
Мудрость тысячелетий
- Всякое дитя родится неученым. Долг родителей есть дать детям учение.
- Всякий родитель должен воздерживаться при детях своих не только от дел, но и от слов, клонящихся к неправосудию и насильству, как – то: брани, клятвы, драк, всякой жестокости и тому подобных поступков, и не дозволять и тем, которые окружают детей его, давать им такие дурные примеры.
- Во всяком возрасте почитай родителей.
- Дитя родителям оказывает благодарность покорностию и почтением.
Екатерина II Великая
- Самое надежное, но и самое труднейшее средство сделать людей лучшими есть приведение в совершенство воспитания.
- Будь чистосердечен с друзьями твоими, умерен в своих нуждах и бескорыстен в своих поступках.
- Искренность отношений, правда в общении – вот дружба.
- Послушание, обучение, дисциплина, чистота, здоровье, опрятность, бодрость, смелость, храбрость – победа.
- Сам погибай – товарища выручай.
Суворов А. В.
- Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время.
- Как не быть довольну сердцу, когда спокойна совесть!
- Сердце человеческое есть всегда сердце, и в Париже, и в России: оно обмануть не может.
Фонвизин Д. И.
Ничто не действует в младых душах детских сильнее всеобщей власти примера, а между всеми другими примерами ничей другой в них не впечатлевается глубже и тверже примера родителей.
Новиков Н. И.
Только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом.
Радищев А. Н.
- Кто стыдится признать недостатки свои, тот со временем будет бесстыдно оправдывать свое невежество, которое есть наибольший порок.
- Любовь вызывается любовью, которую производят благосклонность и благоволение в соединении с добродетелью.
- Чем лучше добро, тем большим трудом окопалось, как рвом. Кто труда не перейдет, и к добру тот не придет.
Сковорода Г. С.
- Берись за дело, как следует, и ты получишь хорошие результаты, потому что капля по капле камень долбит, и небольшими ударами можно свалить и дуб, и мышь с терпением и упорством перегрызает корабельный канат.
- Кто могуч? Тот, кто может побеждать свои дурные привычки.
- Стыдись своего безделья, когда так много можно сделать для самого себя, для своей семьи, для своей страны.
Франклин Б.
- Если ты разгневан, сосчитай до десяти, прежде, чем говорить; если сильно разгневан, сосчитай до ста.
- Я убежден, что душа каждого человека радуется, когда он делает добро другому.
- Я предпочитаю, чтобы меня помнили по тем делам, которые я совершил для других, а не по тем делам, что другие совершили ради меня.
Джефферсон Т.
Любовь сильнее всего, святее всего, несказаннее всего.
Карамзин Н. М.
Быть сильным хорошо, быть умным лучше вдвое.
Крылов И. А.
- Зависимость жизни семейной делает человека более нравственным.
- Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности.
- Совесть – когтистый зверь, скребущий сердце.
Пушкин А. С.
- Без глубокого нравственного чувства человек не может иметь ни любви, ни чести, — ничего, чем человек есть человек.
- Без здоровья невозможно и счастье.
- Видеть и уважать в женщине человека не только необходимое, но и главное условие возможности любви для порядочного человека нашего времени.
- Воспитание – великое дело: им решается участь человека.
- Есть много родов образования и развития, и каждое важно само по себе, но всех их выше должно стоять образование нравственное.
- Любовь дается только любви.
- Любовь и уважение к родителям без всякого сомнения есть чувство святое.
- Нет ничего святее и бескорыстнее любви матери; всякая привязанность, всякая любовь, всякая страсть или слаба, или своекорыстна в сравнении с нею.
- Только в силе воли заключается условие наших успехов на избранном поприще.
- Труд облагораживает человека.
- Ум – это духовное оружие человека.
- Хорошо быть ученым, поэтом, воином, законодателем и проч., но худо при этом не быть человеком.
Белинский В. Г.
Из молодости в старость бери мудрость. Ибо нет достоинства нужнее.
Биант
Без дружбы в семье никакое общение между людьми не имеет ценности.
Демокрит
Великое искусство – уметь быть старым. Еще большее искусство – уметь быть молодым. Уметь понять, как молодости и зрелости подобает относиться к старости.
Виктор Гюго
Старость хранит возможности не меньше, чем юность, но в других одеждах.
Томас Манн
Не стоит бранить старость: ведь мы и сами рады были бы дожить до старости.
Бион Борисфенит
Совместное занятие родителей с детьми «Я и мое имя»
Введение
Воспитатель делает краткий пересказ отрывка из книги Э. Успенского «Крокодил Гена и его друзья»:
«Однажды в магазин «Овощи и фрукты» из далекой южной страны доставили много ящиков с апельсинами.
Когда их стали открывать, оказалось, что в одном из ящиков апельсинов совсем не осталось, зато на дне его спит какой – то толстый пушистый зверек. Продавец его вытащил из ящика и поставил на прилавок. Зверек секунду постоял, а потом – чебурах! – и упал с прилавка на стул, а со стула – на пол.
— Фу ты, чебурашка какой! – сказал продавец.
Зверек открыл глаза и огляделся.
— Ты кто? – спросил его продавец.
— Не знаю…
— А как тебя зовут?
— Не знаю…
— Может, ты медведь?
— Не знаю…
— Ну ладно! Тогда тебя буду звать Чебурашка.
Так у Чебурашки появилось имя».
— И у каждого человека есть свое имя.
Упражнение «Имена»
Воспитатель. Имена есть и у всех нас. Меня, например, зовут…. А как вас зовут?
Давайте по команде «Раз, два, три! Имя назови!» — хором назовем каждый свое имя!
Дети выполняют задание. Затем по просьбе воспитателя каждый называет свое имя.
Игра с родителями «Давайте познакомимся»
Участники – родители по очереди называют свое имя и дают себе характеристику по первой букве своего имени, или на любую букву, или на все буквы. Например, Ольга – ослепительная улыбка, легка на подъем, голубоглазая…
Дискуссия
Дети отвечают на вопросы:
— Бывают ли люди, у которых нет имен?
— А для чего нужны имена?
— А кто еще имеет имена?
Упражнение «Зеркало»
Воспитатель просит одного из детей встать перед зеркалом и ответить на вопросы: «Что ты видишь?», «А видишь ли ты свое имя?».
После ответа воспитатель делает вывод:
— Да, у человека есть тело, которое мы видим, и есть имя, которое мы знаем, но не видим. Имя не видно, но все друг к другу обращаются по именам, значит это тоже наша часть, хотя и невидимая.
Упражнение «Ласковое имя»
Воспитатель просит каждого ребенка по кругу произнести то ласковое имя , которое ему нравится, а остальные дети хором должны вслед за ним произнести его с такой же интонацией.
Игра «Пожелания родителей»
Родители встают по кругу, обращаясь по именам к детям, произносят какую – либо фразу: «Добрый день», «Желаю всем узнать много нового», «Будьте всегда здоровы» и т. п. Вместо фразы участник может использовать любой приветственный жест.
Конкурс «Добрый танец»
Под спокойную музыку родители с детьми парами свободно танцуют. По сигналу воспитателя (звук колокольчика) каждый родитель говорит что – то приятное своему ребенку, называя его по имени : «Сережа, как я рада тебя видеть», «Лена, какой замечательный сегодня день» и прочее.
Рисунок «Цветные облака»
Ребенок рисует облако, выбирая тот цвет краски, который ему нравится.
С помощью родителей дети пишут свое имя в центре рисунка.
Примерные темы бесед с детьми
Стихи к проекту
Сыро, хмуро за окном,
Дождик моросит, Низко небо серое Над крышами висит. А в доме – чистота, уют, У нас своя погода тут. Улыбнется мама ясно и тепло – Вот уж вам и солнышко В комнате взошло! |
Мама…
Слов дороже нет на свете! По какой бы ты ни шел тропе, Мамина любовь над нею светит, Чтобы в трудный час помочь тебе. Мама озаряет сердцем нежным Дни, дороги и дела твои. Оправдай же мамины надежды, Повседневно лишь добро твори! А. Костецкий |
«Мамины помощники»
Будет мама рада очень, Если я смогу помочь ей! Пусть часок не поиграю, А белье перестираю. Чтобы в доме было чисто, Подмету метлой пушистой, Все соринки соберу И на полках пыль протру. Нужно вытряхнуть немножко Все ковровые дорожки – Наши ножки здесь прошли, Значит коврики в пыли. И про кухню не забуду – Перемою всю посуду И со сливками омлет Приготовлю на обед. Будет мама рада очень, Если я смогу помочь ей! С. Тетерин |
«Любимые мамы»
Мамы есть у всех детишек, И у птичек, и у мышек, У енотов и бельчат, У слонят и у волчат. Барсучиха барсучонку Причесала утром челку. Барсучата разыгрались, Челки снова растрепались. У ежихи пять ежат, Как клубки они лежат. Те клубки не трогать лучше, Потому что еж колючий. Мама – козочка сказала: — Молочка хотите? Вот козленка покормлю, А потом берите. Надо белочке лесной Собрать шишек под сосной. Помогают ей бельчата – Очень шустрые ребята. У зайчихи дел немало – Надо вещи постирать, Вкусный ужин приготовить, И с зайчишкой поиграть. С. Михалков |
«Бабушкины ладони»
А у бабушки ладони Все в морщинки собраны. А у бабушки ладони Добрые – предобрые. Все работали ладони Долгими годочками, Пахнут добрые ладони Супом с пирожочками. По кудрям тебя погладят Добрые ладони И с любой печалью сладят Теплые ладони. Ладушки, ладушки, Где были? У бабушки. Ладушки, да ладушки, Где были? У бабушки. |
«Все она»
Кто вас, дети, больше любит, Кто вас нежно так голубит И заботится о вас, Не смыкая ночью глаз? «Мама дорогая». Колыбель кто вам качает, Кто вам песню напевает, Кто вам сказки говорит, И игрушки вам дарит? «Мама золотая». Если, дети, вы ленивы, Непослушны, шаловливы, Что бывает иногда, — Кто же слезы льет тогда? «Все она, родная». И. Косякова |
«Я – молодец!» Инна Гамазкова Папу я нарисовал, Маму я нарисовал, Нашу бабушку и кошку, Всех я перерисовал. А потом – давай калякать! А потом – давай малякать! Палочки – черкалочки, Пере-за-черкалочки! Получилось – всё в тумане. Нету папы, нету мамы, виден только хвост от кошки, Только бабушки немножко… Взял я ластик, всю семью освободил! |
«С мамой по городу» Светлана Пшеничных Когда я по городу с мамой хожу, За руку маму Я крепко держу. Идти и бояться, Что может она Потеряться? |
«Без папы» Анна Русс У меня есть два килограмма конфет, Из фланели пижама, из твида жилет, Есть на лето панама, на осень – берет… У меня есть мама, а папы – нет. Эка невидаль – папа! Что с него взять? Не умеет ни шить, ни печь, ни вязать, Ни песенки спеть, ни компота сварить, Ни наклеить пластырь, ни выстирать маечку, Всё, что он делал – «козу» да «саечку», К потолку поднимал, погремушкой гремел, А больше – вообще ничего не умел! Вот честное слово — совсем ничего! И так даже лучше, что нет его. И я доволен, и мама рада. Не верите? Ну и не надо. |
«Мама» Рина Левинзон Её лицо – прекрасней нет! Прекрасней ничего не знала. Оно напоминать мне стало Забытый бабушкин портрет. Уходит мама, за собой Глухие двери притворяя. И я неслышно повторяю: «Остановите шар земной…» Остановите шар земной… Не надо ни огня, ни света – Оставьте маму! Только это! Оставьте навсегда со мной! |
Стихи из книги «Классики: Лучшие стихи современных детских писателей»
(М., Детская литература, 2003 г.)
«Мамы» Дарья Герасимова (отрывок) Мамы любят есть варенье, В темноте на кухне сидя, Петь, танцуя, в воскресенье, Если их никто не видит. |
«Несъедобная считалка » Мих. Яснов Суп из шишек – Для мальчишек. Из гребёнок – Для девчонок. Из репейника – Кто не хочет- Выйди вон! |
«Бабушка и внучка»
Ирина Наумова
Бабочка – бабушка Бабочку – внучку Крепко держала За заднюю ручку (А может быть, это передняя ножка?) – Чтоб не шалила Усатая крошка. |
«Мы с дедушкой»
Мих. Яснов
Сначала я обсупился, А дедушка – Насупился. Потом я обтворожился, А дедушка – Встревожился. А после я обчаялся, А дедушка — Отчаялся… Тут мы под кран наведались И тряпкою набегались. На самом деле, здорово Мы с дедом Наобедались! |
«Паповоз» Андрей Усачев Мы играли в парпвоз, в самый быстрый паповоз, В самый лучший паповоз: Езал я, а папа – вёз. Долго он не соглашался, Не хотел пыхтеть всерьёз, А потом как разошёлся – И поехал, и повёз! Сбили шкаф. Упало кресло. стало нам в квартире тесно. Отправляемся во двор И летим во весь опор1 Вот так папа! Ну и скорость! Обошли машину, поезд, Догоняем самолёт, Вырываемся вперёд! Паповоз как ветер мчится К государственной границе – Только пыль летит в глаза… Проскочили за границу – Надо ж было так случиться – Отказали тормоза! Даже вспомнить не возможно, Сколько видели мы стран… Вдруг навстречу – знак дорожный: ОСТОРОЖНО, ОКЕАН! Папа, не сбавляя ходу, Рассекает грудью воду И – подняв волну, плывёт – Настоящий папоход! Из тумана перед нами Айсберг вырос, как гора… Папоход взмахнул руками, |
Паполёт летит – Пролетая над Китаем, Папа вспомнил вдруг: — Постой! Мы на ужин опаздаем, Возвращаемся домой! Мы летели как ракета. Мы домой спешили так – над вершинами Тибета У меня слетел башмак… Крикнул!.. Но уже полмира Пронеслось внизу в огнях. Вот наш город. Квартира. Маму встретили в дверях. Где вы были? Что случилось? Паповоз встаёт с колёс: — Мы играли в ПАПОВОЗ! Побывали в разных странах, Посмотрели белый свет… — Хороши! – сказала мама. – Все в пыли. Ботинка нет. Разъезжают в странах разных, Приезжают в брюках грязных, Бросили меня одну… — В общем, так! – сказала мама, — В выходной, — сказала мама, — Вместе с вами на Луну! |
Литература:.
Родительские собрания в детском саду. С.В.Чиркова.
«Классики:Лучшие стихи современных детских писателей»(М.,Детская литература,2003 г.)