Государственное регулирование торговой деятельности в России (Харламова И.). Основные принципы и направления государственного регулирования торговой деятельности в россии Государственная регистрация товаров

Приведенные выше формы проявляются с помощью системы методов регулирования прямого и косвенного воздействия. К прямым методам можно отнести методы административно-правового воздействия на субъекты: регулирование правил продажи товаров и услуг, лицензирование, квотирование, установление минимальных размеров уставного фонда торговых предприятий и организаций отдельных организационно-правовых форм деятельности; управление федеральной собственностью; стратегическое планирование.

“Прямые методы предполагают вмешательство государства в функционирование рыночного механизма, в частности, в процессы ценообразования, политику доходов, а именно: замораживание или допуск в определенных размерах роста цен и заработной платы, ограничений изменений показателей в кредитно-денежной системе, использование квот и других.

Переход к рыночной экономике в нашей стране коренным образом изменил содержание и суть экономических отношений между участниками в процессе их деятельности, при этом кардинальному изменению подвергается их правовое регулирование.

Правовые методы государственного регулирования торговли призваны обеспечить прочную правовую основу торговой деятельности с помощью законодательных, судебных и административных способов.

Государство осуществляет свое регулирование на основе нормативно-правовых актов, устанавливающих: структуру органов государственного регулирования торговой деятельности, правовое положение предприятий и организаций торговли, порядок заключения и исполнения хозяйственных договоров и торговых сделок, правовую охрану собственности торговых субъектов, порядок разрешения споров торговых предприятий и организаций, правила торговли, защиту прав потребителей, формирование и порядок регулирования некоторых вопросов контрактной системы, вопросы, связанные с этической стороной деятельности торговли, и т.д.

Государственное регулирование торговой деятельности основывается на положениях Конституции Российской Федерации -- высшем юридическом акте государства. Все нормативно-правовые акты, имеющие отношение к регулированию торговли, должны соответствовать конституционным началам и принципам.

Применительно к функционированию предприятий и организаций торговли законодательство РФ следует подразделить на общее (предусматривающее государственное регулирование отдельных сторон экономики) и специальное (воздействие государства на сферу торговли).

К законодательным актам общего регулирования следует отнести, в первую очередь, Гражданский кодекс РФ, который ставит государственное регулирование рыночных отношений в четкие правовые рамки.

Специальное нормативно-правовое регулирование торговли содержится в указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, актах федеральных министерств и ведомств, изданных во исполнение федеральных законов, а также постановлениях, нормативно-правовых актах, инструкциях органов государственной власти субъектов РФ. Законодательный уровень регулирования торговли в определенной мере представлен Законами Российской Федерации: «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22.03.91г. с изменениями от 25.05.95г., «О защите прав потребителей» от 07.01.92г. с изменениями и дополнениями от 05.12.95г. и 09.01.96г., «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14.06.95г., «О рекламе» от 18.07.95г., «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции» от 07.01.99г., «О качестве и безопасности пищевых продуктов» от 02.01.00г. № 29-ФЗ и др.

Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» определяет организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции и направлен на обеспечение условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков.

Он направлен на формирование целостной системы регулирования рекламной деятельности в интересах развития цивилизованных рыночных отношений, поддержания добросовестной конкуренции, защиты прав потребителей.

Закон РФ «О защите прав потребителей» направлен на защиту прав личности. В соответствии с этим Законом Правительство РФ постановлением от 19.01.98г. № 55 утвердило:

Правила продажи отдельных видов товаров;

Перечень товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара;

Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размеров, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации.

Закон «О защите прав потребителей» предоставляет право субъектам РФ устанавливать собственные положения в области защиты прав потребителей, не противоречащие основному законодательству.

На защиту экономических интересов Российской Федерации, обеспечение нужд потребителей в указанной продукции, а также на повышение ее качества и осуществление контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области направлен принятый 07.01.99 г. Федеральный закон № 18-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции». Организации, осуществляющие в городах розничную продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 13 процентов объема готовой продукции, должны иметь для таких целей стационарные торговые и складские помещения общей площадью не менее 50 квадратных метров, охранную сигнализацию, сейфы для хранения документов и денег, кассовые аппараты.

В развитии рыночных механизмов торговой деятельности важную роль сыграли указы Президента РФ. В соответствии с Указом Президента РФ «О коммерциализации деятельности предприятий торговли в РСФСР» от 25.11.91г. предусматривалось органами исполнительной власти субъектов РФ реорганизовать государственные (муниципальные) предприятия розничной торговли путем выделения из их состава структурных единиц (магазинов, мелкорозничной сети и др.). Данные структуры наделялись правами юридического лица, должны были создаваться без изменения форм собственности, с сохранением профиля их деятельности. На основании Указа Президента РФ №65 «О свободе торговли» от 29.01.92г. с изменениями и дополнениями, внесенными Указами Президента РФ №657 от 23.06.92г. и №1851 от 08.11.93г., в условиях существования на тот момент дефицита товаров первой необходимости своевременным было предоставление предприятиям всех форм собственности, а также гражданам права свободно осуществлять торговую, посредническую и закупочную деятельность.”

В этой связи следует отметить, что принятые Федеральные законы, постановления Правительства нередко трудно внедрять в практику. Поскольку могут возникать трудности с их реализацией. Иногда один закон, принятый как дополнение к другому, может противоречить ему и из-за этого могут возникнуть трудности в его применение.

“Кроме этого, важную роль в сфере потребительского рынка играет контрольно-регулирующая функция системы государственного регулирования.

В целях создания условий для развития торговой отрасли в период становления рыночной экономики и повышения уровня торгового обслуживания населения Правительством РФ принято постановление №936 от 12.08.94г. «О мерах по государственному регулированию торговли и улучшению торгового обслуживания населения».

Контроль за обеспечением безопасности товаров осуществляет Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России). Им принято постановление от 02.09.97г. №293 «О принятии и введении в действие правил по стандартизации». Документ определяет порядок выдачи предписаний и наложения штрафов Госстандартом России и его территориальными органами за нарушения обязательных требований государственных стандартов субъектами хозяйственной деятельности, предусмотренных Законом РФ «О стандартизации», а также за нарушения требований к безопасности и правил обязательной сертификации товаров изготовителями (исполнителями, продавцами), органами по сертификации, испытательными лабораториями (центрами), предусмотренных Федеральным законом «О защите прав потребителей».

В законодательной базе, регламентирующей торговую деятельность, имеются определенные недостатки, противоречия. Так, постановлением Правительства РФ от 12.08.94г. №936 п.1 предусмотрено формирование рыночной инфраструктуры (оптовых рынков, торгово-промышленных групп, мелкооптовых баз-магазинов, ассоциированных и акционерных отраслевых и межотраслевых объединений), тогда как Гражданский кодекс этого не предусматривает. В связи с этим считаем целесообразным внести изменения в Гражданский кодекс РФ.

Необходимо отметить, что правовое обеспечение деятельности торговли в настоящее время не имеет единого нормативно-правового акта на уровне закона, который охватывал бы сложный комплекс отношений в этой сфере.

Косвенные методы -- осуществление косвенного воздействия на рыночные условия. Это косвенные мероприятия финансовой и кредитно-денежной политики, налоги, субсидии, стимулирование экспорта, валютные меры, индикативное планирование и другие меры воздействия. Они ориентированы на создание условий для деятельности экономических субъектов, стимулирование их деятельности в желательном для общества и государства направлении; обеспечение информационной среды для деятельности предприятий различных организационно-правовых форм хозяйствования; применение налоговых льгот, простоту налоговой системы, экономической мотивации; контроль за ценообразованием и другими финансовыми инструментами.

Так, например, воронежской областной Думой 21.12.98г. принят Закон «О налоге с продаж» с изменениями и дополнениями от 24.03.99г., 30.04.99г., 04.08.99г., 16.02.00г., 07.04.00г., 03.07.00г., 20.07.00г., которым устанавливается и вводится налог на операции по продаже за наличный расчет товаров (работ, услуг) на всей территории Воронежской области, за исключением перечня товаров (работ, услуг) первой необходимости. Ставка налога с продаж устанавливается в размере 5%, в том числе 3% -- в местный бюджет и 2% -- в областной бюджет.

При реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик включает сумму налога в цену товаров (работ, услуг), предъявляемых к оплате покупателю (заказчику). Указанная сумма определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля цены товара без учета налога с продаж.

Сумма налога в обязательном порядке выделяется отдельной строкой во всех документах первичного бухгалтерского учета, определяющих стоимость реализуемых товаров (работ, услуг) -- ценниках, накладных, счетах-фактурах, товарных чеках, прейскурантах на оказываемые услуги, книгах учета расходов и доходов и т.п. Суммы налога с продаж направляются на социальные нужды малообеспеченных групп населения.

В соответствии с Федеральным Законом «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности» от 31.07.98 г. №148-Ф3 Воронежской областной Думой 24.12.98 г. №70-П-03 принят Закон «О едином налоге на временный доход для определенных видов деятельности, осуществляемых на территории Воронежской области». Со дня введения единого налога на территории Воронежской области не взимаются платежи в государственные внебюджетные фонды, а также налоги, предусмотренные статьями 19--21 Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», за исключением: государственной пошлины; таможенных пошлин и иных таможенных платежей; лицензионных и регистрационных сборов; налога на приобретение транспортных средств; налога на владельцев транспортных средств; земельного налога; налога на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте; подоходного налога, уплачиваемого физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, с любых доходов, за исключением доходов, получаемых при осуществлении предпринимательской деятельности в сферах, отмеченных в ст. 3 данного закона; удержанных сумм подоходного налога, а также налога на добавленную стоимость и налога на доходы из источника в Российской Федерации в тех случаях, когда законодательными актами РФ о налогах установлена обязанность по удержанию налога у источника выплат.

Плательщиками единого налога являются юридические лица и физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в частности в сфере розничной торговли, через магазины с численностью работающих до 30 человек (независимо от общей численности работающих в организации, у предпринимателя), палатки, рынки, лотки, ларьки, торговые павильоны и др. места организации торговли, в т.ч. не имеющие стационарной торговой площади; в сфере оказания транспортных услуг предпринимателями и субъектами малого предпринимательства с численностью работающих до 100 человек.”

Введение в действие единого налога должно было ослабить налоговое давление на предприятия, работающие открыто, и в то же время пополнить бюджет за счет тех, кто уклоняется от уплаты налогов.

“В целях обеспечения единой государственной политики при регулировании и защите прав граждан, защите их законных интересов, нравственности и здоровья, в целях установления единого рынка Федеральным законом №158-Ф3 «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 25.09.98г. введено лицензирование определенных видов деятельности. Следует отметить, что со дня вступления в силу этого Закона торговля товарами, облагаемыми акцизами, осуществляется без лицензии.”

Торговля является одним из самых распространенных видов экономической деятельности. Она имеет важное значение в жизнеобеспечении населения и удовлетворении потребностей промышленности, сельского хозяйства, других отраслей экономики в сырье, оборудовании, комплектующих изделиях. Вместе с тем особенности торговой деятельности, заключающиеся в том числе в ее широкой распространенности, динамизме, быстрой окупаемости инвестиций в нее и др., обусловливают необходимость применения специальных мер государственного регулирования, требуют создания благоприятных условий для деятельности предпринимателей, работающих в сфере торговли, торговой инфраструктуры, использования различных мер поддержки предпринимателей.

В Законе о торговле впервые дано определение торговли и ее видов, обозначена государственная торговая политика, определена компетенция федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления в регулировании торговых отношений, предусмотрены меры по созданию торговой инфраструктуры и развитию торговой деятельности.

Правительство РФ обеспечивает проведение государственной политики в области торговой деятельности (п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона о торговле). На субъекты РФ возложена реализация государственной политики в области торговой деятельности на территории субъектов РФ (п. 1 ч. 1 ст. 6 Закона о торговле). Определенной компетенцией по регулированию торговли наделены и органы местного самоуправления (размещение торговых объектов в документах территориального планирования, правилах землепользования и застройки; разработка и утверждение схем размещения нестационарных торговых объектов; экономическое стимулирование строительства, размещения объектов социально ориентированной торговой инфраструктуры и др.) (п. 3 ст. 17 Закона о торговле).

Федеральным органом исполнительной власти, вырабатывающим государственную политику и нормативно-правовое регулирование в области торговли, является Министерство промышленности и торговли РФ .

В Законе о торговле торговля определяется как вид предпринимательской деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров (п. 1 ст. 2). Характерным признаком торговли как отдельного вида деятельности является отсутствие существенной переработки приобретенных товаров торговыми организациями или индивидуальными предпринимателями. Данную особенность торговли отмечали еще дореволюционные ученые .

Отнесение вида деятельности к оптовой или розничной торговле влечет определенные правовые последствия: заключение различных видов договоров с контрагентами, применение разного режима налогообложения. Также различаются цели государственного регулирования оптовой и розничной торговли. Вместе с тем Закон о торговле, регулируя отношения по осуществлению торговой деятельности, распространяется только на поставки продовольственных товаров в торговые сети, хотя и содержит ряд общих норм, имеющих значение для обеспечения населения иными социально значимыми товарами.

Оптовая торговля определяется как вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в предпринимательской деятельности (в том числе для перепродажи) или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием (п. 2 ст. 2 Закона о торговле). Таким образом, при осуществлении оптовой торговли товары продаются и приобретаются в целях переработки, перепродажи, но не для реализации гражданам-потребителям.

Розничная торговля определяется как вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в личных, семейных, домашних и иных целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (п. 3 ст. 2 Закона о торговле). Такой критерий, как цели использования приобретаемых товаров, применяется и в ГК РФ для разграничения основных договоров, опосредующих реализацию товаров в оптовой и розничной торговле - договора поставки (ст. 506) и договора розничной купли- продажи (ст. 492).

При рассмотрении вопросов государственного регулирования торговли следует, как представляется, руководствоваться разработанным Г. Д. Отнюковой определением государственного регулирования предпринимательской деятельности, под которым автор предложила понимать «воздействие государства на нее путем принятия нормативных правовых актов, правовых актов индивидуального регулирования, организации контроля за соблюдением требований законодательства к предпринимателям и применение мер стимулирования и ответственности к нарушителям этих требований» .

При регулировании торговли государством применяются как общие методы, формы и средства государственного воздействия на предпринимательскую деятельность, так и некоторые специальные.

Закон о торговле предусматривает следующие направления государственного регулирования в сфере торговли, обозначая их как методы государственного регулирования:

  • 1) установление требований к организации и осуществлению торговли;
  • 2) ее антимонопольное регулирование;
  • 3) информационное обеспечение торговли;
  • 4) государственный контроль (надзор), муниципальный контроль в торговле.

Не допускается применение иных методов регулирования, кроме предусмотренных федеральными законами (п. 2 ст. 4 Закона о торговле).

В литературе отмечается, что обозначение пределов государственного регулирования экономики, в том числе посредством формулирования точного и исчерпывающего перечня форм и методов государственного регулирования, является не только самоограничением государства, но и определенной гарантией того, что другие средства воздействия на поведение субъектов таких отношений государство применять не будет .

Однако в ст. 4 Закона о торговле перечислены не все используемые направления и средства государственного регулирования торговли. Так, на органы государственной власти субъектов РФ Законом возложена обязанность разработки и реализации региональных программ развития торговли (п. 1 ст. 17). Муниципальные образования также разрабатывают и утверждают программы развития торговли на своей территории.

Требования к содержанию программ установлены в ст. 18 Закона о торговле. В программах указываются объем и источники финансирования мероприятий, содействующих развитию торговой деятельности; основные показатели эффективности реализации программ развития торговли; порядок реализации программ развития торговли и порядок контроля за их реализацией и др.

Основными показателями эффективности реализации программ развития торговли являются:

  • 1) достижение установленных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов;
  • 2) повышение доступности товаров для населения;
  • 3) формирование торговой инфраструктуры с учетом видов и типов торговых объектов, форм и способов торговли, потребностей населения.

Вместе с тем для достижения целей, установленных ч. 2 ст. 1 Закона о торговле (обеспечение единства экономического пространства, развитие торговой деятельности в целях удовлетворения потребностей отраслей экономики в произведенной продукции, обеспечения доступности товаров для населения, формирования конкурентной среды, поддержки российских производителей товаров; обеспечение соблюдения прав и законных интересов торговцев и поставщиков, достижения баланса их экономических интересов), представляется, что надо предусмотреть в Законе необходимость разработки федеральной программы развития торговли.

Важным средством достижения доступности товаров для населения является государственное регулирование цен на товары.

Постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 г. № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» установлены перечни товаров, включая услуги торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов РФ предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок. Вместе с тем Законом о торговле предусмотрено государственное регулирование торговых надбавок (наценок) федеральными законами (ч. 4 ст. 8).

Коллизию между общим и специальным нормативным правовым регулированием в области цен целесообразно разрешить путем предоставления права субъектам РФ устанавливать торговые надбавки (наценки), которые при их формировании могут учитывать различные местные факторы. При этом максимальный размер надбавок (наценок) следует отнести к компетенции Правительства РФ.

Специальное антимонопольное регулирование Законом о торговле относится к двум категориям хозяйствующих субъектов: 1) осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети и 2) осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети (ст. 13). В то же время необходимо учитывать, что ст. III Генерального соглашения по торговле и тарифам (ГАТТ), действующего в России в связи с присоединением к ВТО, установлен национальный режим для импортных товаров, что может быть охарактеризовано как установление «равного игрового поля для конкуренции между отечественными и импортными товарами» .

Анализ специальных антимонопольных правил во взаимосвязи с нормами Закона о защите конкуренции показывает, что действие правил Закона о торговле не зависит от наличия у хозяйствующих субъектов доминирующего положения, квалификация которого осуществляется Федеральным законом «О защите конкуренции».

Информационное обеспечение в области торговли осуществляется путем создания специальной системы государственного информационного обеспечения (п. 20). Порядок создания указанной системы установлен Положением о создании и обеспечении функционирования системы государственного информационного обеспечения в области торговой деятельности в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2010 г. № 887. В соответствии с Положением уполномоченный федеральный орган исполнительной власти - Минпромторг России предоставляет для включения в информационную систему информацию о принятых им решениях в области торговой деятельности в РФ; об издании нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области торговой деятельности в РФ; о среднем уровне цен на отдельные виды товаров в РФ и иную информацию (п. 10). Уполномоченные органы государственной власти субъектов РФ предоставляют Минпромторгу России информацию о состоянии торговли и тенденциях ее развития в соответствующих субъектах РФ и об издании нормативных правовых актов субъектов РФ, регулирующих отношения в области торговой деятельности.

Российское предпринимательское право: учебник / под ред. И. В. Ершовой,Г. Д. Отнюковой. М., 2012. С. 89.

  • См.: Щур-Труханович Л. В. Методы государственного регулирования торговойдеятельности: оценка полноты и содержания // Торговое право. 2012. № 2. С. 34.
  • Боровиков Э., Евтимов Б. ВТО: антимонопольные правила // Конкуренция и право. 2012. № 6.
  • Сфера внутренней торговли является одной из важнейших составляющих экономики нашего государства. При этом она во многом является саморегулируемой. Однако рыночные механизмы регулирования торговли не способны полностью обеспечить соответствие интересов бизнеса и потребителей. В связи с этим возрастает роль государственного регулирования в области торговой деятельности. Справляются ли госорганы с этой задачей?

    Законодательная база

    Проблема государственного регулирования торговой деятельности стала актуальной в последние годы в связи с необходимостью упорядочения отношений по ее организации и устранению излишних административных барьеров в торговле, формирования конкурентной среды, рыночной и недискриминационной системы реализации товаров.
    Функция государства по регулированию торговой деятельности реализуется с помощью различных экономических и административных методов, которые получают юридическое оформление в нормативно-правовых актах, образующих правовую основу ее осуществления.
    Особенностью нормативно-правового регулирования торговой деятельности в России является формирование правовой базы регулирования в рамках гражданского законодательства. Отраслевое торговое законодательство развивается под сильным влиянием гражданского права. К законодательным актам общего регулирования относится ГК РФ, который регулирует имущественные отношения, складывающиеся между субъектами хозяйственной деятельности, определяет их гражданско-правовой статус, порядок совершения сделок по купле-продаже и является базой для специального законодательства в сфере предпринимательства.
    Однако ГК РФ, будучи частноправовым нормативным актом, включает лишь те нормы предпринимательского права, которые имеют частноправовой характер. Публично-правовые нормы по организации торговой деятельности им не охватываются. Торговая деятельность нуждается в развитии собственного торгового законодательства. В настоящее время основной задачей, как представляется, направленной на повышение эффективности правового регулирования торговых отношений, является проведение кодификации торгового законодательства. Принятие торгового кодекса позволило бы ликвидировать существующие пробелы в нормативном правовом регулировании коммерческих отношений, повысить социальную значимость торговли, систематизировать торговое законодательство. Так, правовой статус многих субъектов оптовой торговли, реально существующих на рынке, вообще ничем не урегулирован. Это касается дилеров, дистрибьюторов, торговых домов и т.д. Федеральный закон от 28.12.2009 "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" определяет государственную торговую политику, но не решает существующих проблем в области договорного регулирования торговых отношений. Необходимо законодательное закрепление договорных форм, отражающих специфику торговли, таких как дистрибьюторская, маркетинг, в области электронной торговли, а также иных правил, отражающих особенности заключения, изменения и расторжения торговых договоров, исполнения договорных обязательств.

    Электронная торговля

    Электронная торговля - это сложное явление современного этапа глобализации. Эта торговля имеет ряд преимуществ: она позволяет даже самым маленьким фирмам выходить на рынки разного уровня независимо от местоположения, повышает конкурентоспособность, от этого эластичность спроса выше, чем на традиционных рынках.
    Как известно, потребители тоже получают ряд преимуществ: покупатель независимо от его местоположения может выбрать товар, который пожелает; может заказать товар в удобное для него время, доставку товара в любое время и место.
    Однако, кроме вышеперечисленных преимуществ, электронная торговля обладает рядом недостатков: проблемы, связанные с правовым регулированием, невозможность непосредственного контакта с предметом, недоверие к электронным платежам и др.
    С одной стороны, электронная торговля - это предпринимательская деятельность, отвечающая определенным в гражданском законодательстве признакам предпринимательской деятельности, а с другой - это использование информационно-телекоммуникационных сетей в целях осуществления торговой деятельности специфичным способом.
    В связи с этим в Законе РФ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" целесообразно дать понятие электронной торговли. Электронную торговлю следует признать формой торговой деятельности.

    Безопасность потребителя

    В связи с актуальностью проблемы фальсификации товаров необходимо перейти к разработке и, как следствие, принятию программ на федеральном и региональном уровне по обеспечению безопасности, защите потребителя, созданию нормативно-технической документации, подготовке специалистов нового уровня, широкой пропаганде простейших методов обнаружения фальсификации на предприятии и в домашних условиях. В Законе "О защите прав потребителей" ничего не сказано о фальсификации и наносимом ею ущербе, поэтому необходимо в срочном порядке принять закон о фальсификации продуктов потребления. Отсутствуют четкие критерии, позволяющие должным образом идентифицировать товары, обнаруживать по результатам идентификации подделки. Поэтому появился рынок сбыта фальсифицированных товаров как отечественного, так и импортного производства.
    В сентябре прошлого года в Госдуму был внесен законопроект, предусматривающий введение запрета на использование при производстве продуктов пальмового масла, ГМО и ряда пищевых добавок. Однако Правительство подготовило отрицательный отзыв на законопроект, в котором говорится, что по договору о Евразийском экономическом союзе требования к продуктам устанавливаются на уровне Союза и Россия не может ввести дополнительные обязательные требования на своей территории.
    Есть очень серьезная проблема, связанная с фальсификацией продуктов пальмовым маслом. Вреда для здоровья от употребления качественного пальмового масла не будет. Другой вопрос в том, что неизвестно, какого качества и какие именно заменители молочного жира используют недобросовестные производители. Ведь существует как пищевое, так и техническое пальмовое масло. Если это техническое, плохо очищенное пальмовое масло, то оно может содержать вредные для здоровья продукты перекисного окисления жира. При этом фальсификат (то есть продукт, в который внесено неуказанное на этикетке пальмовое масло) можно распознать только по итогам лабораторных исследований. А простой потребитель никогда сам не сможет определить присутствие в продукте заменителя молочного жира. Необходимо также отметить, что, помимо фальсифицированных товаров, рынки сбыта заполняют еще товары - заменители натуральных продуктов (суррогаты). Из-за отсутствия действующих законов, в которых бы устанавливалась административная и уголовная ответственность за фальсификацию товаров, из-за несогласованности деятельности органов государственного контроля, а порой и его отсутствия потребитель остается не защищенным от обмана.

    Контроль ценообразования

    Государственное регулирование в торговле в настоящее время приобретает особое значение ввиду злоупотреблений в вопросах ценообразования. Цены не регулируются государством, за исключением отдельных видов товаров, на которые федеральными законами предусмотрено государственное регулирование цен, торговых надбавок к ценам на них, в том числе установление их предельных (максимального и/или минимального) уровней. Устанавливать цены на свою продукцию, которые обеспечивают достойную прибыль, - это естественное стремление предпринимателя, более того, это смысл его деятельности в соответствии с ГК РФ. Однако потребитель нередко сталкивается со случаями неоправданного завышения цен на товар недобросовестными участниками торгового оборота.
    Часть магазинной стоимости продукта оседает в кошельках людей, не имеющих прямого отношения к его изготовлению, упаковке, рекламе и транспортировке, поскольку в ходе производства изготовителей попросту принуждают заключать кулуарные сделки с регулирующими все вокруг органами и местными властями. Нетрудно догадаться, кто в финале компенсирует производителю те самые внеплановые расходы.
    Наиболее актуальной и неразрешенной является проблема качества товара и качества торгового обслуживания населения. Существующий Федеральный закон "О качестве и безопасности пищевых продуктов" нормирует, но не определяет четкого механизма управления данным явлением. Российские потребители имеют минимальную степень защищенности собственных прав в области обеспечения качества товаров и услуг по причине отсутствия реально работающих государственных контролирующих организаций в данном направлении.
    Некачественное питание - это мина замедленного действия. Задача государства - оберегать здоровье людей.
    Введение Россией продуктового эмбарго на ряд товаров из стран Запада в ответ на санкции ЕС еще больше ухудшило ситуацию, поскольку возникший на полках магазинов дефицит пришлось спешно закрывать. При этом государственные контрольные органы оказались не в силах справиться с потоком новой продукции.
    В условиях сложной современной ситуации в экономике нашей страны в целом и в отрасли торговли в частности возрастает потребление товаров отечественного производства. В связи с этим повышается роль ярмарочной торговли и торговли на рынках. Традиционная проблема - это проблема взаимоотношений поставщиков и розничных сетей. Чтобы пробиться на прилавки магазинов, изготовителю приходится платить продавцу. И чем крупнее оборот магазина или сети, тем крупнее так называемая плата за вход на полку. Немалых денег стоит и правильное местонахождение товара на полке, чтобы мерчандайзер сети поместил его на особо проходном месте или на нужной высоте, а не над потолком или на нижней полке.
    Именно отсутствие доступа к конечному потребителю препятствует развитию российских мелких и средних хозяйств и ухудшает положение с продовольственной безопасностью страны, а также приводит к увеличению зависимости России от импортных поставок продуктов питания и лишает население нашей страны возможности приобретать качественные продукты российского производства. Таким образом, хотелось бы сказать, что существует острая необходимость в контроле за продовольственным рынком. Законы, такие как "О качестве и безопасности пищевых продуктов", "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", "О техническом регулировании", должны работать более эффективно.
    Впрочем, установление требований к субъектам торговой деятельности при отсутствии эффективной системы государственного контроля не имеет смысла. Что касается государственного контроля (надзора) в области торговой деятельности как метода государственного регулирования, то основные принципы его реализации изложены в ст. 16 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации". Поскольку нормы названной статьи содержат отсылки к законодательству РФ, государственный контроль (надзор) в области торговой деятельности организуется и осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и другими федеральными законами, входящими в состав законодательства о государственном контроле (надзоре).
    Государственный контроль реализуется посредством различных мероприятий по контролю, представляющих собой совокупность действий должностных лиц органов государственного контроля (надзора), связанных с проведением проверки выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем обязательных требований, осуществлением необходимых исследований (испытаний), экспертиз, оформлением результатов проверки и принятием мер по результатам проведения мероприятия по контролю.
    Проблема создания эффективного механизма государственного контроля (надзора) в сфере торговой деятельности представляет собой важную задачу государства. В то же время попытки ее решения не носят системного характера. Так, остались неразрешенными проблемы малой эффективности системы контроля (надзора). Как показывает анализ правоприменительной практики, при осуществлении контрольно-надзорных мероприятий нередко нарушаются права субъектов предпринимательства со стороны публичных органов власти, что влечет за собой неблагоприятные последствия для хозяйствующих субъектов. Среди наиболее распространенных нарушений прав предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) можно назвать нарушение сроков проведения контроля, нарушение порядка привлечения к ответственности, осуществление проверок без соответствующего правового основания и т.д.
    Таким образом, характеризуя деятельность органов государственного регулирования в торговле, можно считать ее слабовыраженной и не имеющей точных стратегических целей развития.

    Объектом правового регулирования торговли являются отношения, связанные с организацией и осуществлением торговой деятельности на территории Российской Федерации. Государственное регулирование торговли относится только к деятельности, связанной с продажей товаров и осуществляемой посредством заключения договоров розничной купли-продажи или поставки.

    Государственное регулирование торговой деятельности представляет собой особый вид правоотношения, участниками которого являются, с одной стороны, органы государственной власти и местного самоуправления, а с другой стороны, юридические лица и индивидуальные предприниматели (хозяйствующие субъекты коммерческой деятельности), осуществляющие торговую деятельность как посредством создания торговых объектов и обеспечения их функционирования, так и без их использования.

    Федеральный закон от 28.12.2009 №381-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 09.01.2015).

    Этот закон регулирует отношения, возникающие между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности, а также отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговой деятельности.

    Законом предусмотрено право Правительства РФ устанавливать предельно допустимые розничные цены на социально значимые продовольственные товары в случае, если в течение 30 дней рост цен них составит не менее 30%.

    Установлен предельный размер вознаграждения, которое поставщик выплачивает торговой организации за достижение определенных объемов продаж.

    Законодатель установил предельные сроки расчетов между торговыми организациями и поставщиками продовольственных товаров, зависящие от сроков годности товаров.

    Между поставщиком продовольственных товаров и торговой организацией может заключаться отдельный договор возмездного оказания услуг по рекламированию, маркетингу и иному продвижению товаров. Однако, запрещено ставить заключение договора поставки в зависимость от заключения договора возмездного оказания услуг.

    Законодатель установил, что не менее 60% нестационарных торговых объектов должны использоваться субъектами малого и среднего бизнеса. Однако это не является нормой прямого действия.

    Установлен ряд антимонопольных правил для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, и хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки продовольственных товаров. В частности, запрещено включать в договоры условие о возврате товаров, не проданных по истечении определенного срока; запрещено осуществлять оптовую торговлю с использованием договора комиссии или смешанного договора, содержащего элементы договора комиссии.

    Установлен ряд антимонопольных требований к органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления. В частности, им запрещено требовать проведения повторных проверок качества товаров, аттестации и аккредитации торговых объектов, не предусмотренных федеральными законами.

    Законом предусмотрено формирование в субъектах РФ торговых реестров. Торговые реестры будут включать в себя сведения о торговых организациях, поставщиках и о состоянии торговли на территории соответствующих субъектов РФ. И хотя законодатель запретил принуждать торговые организации и поставщиков к внесению сведений о них в торговый реестр, но можно предположить, что торговая деятельность организаций, не сообщивших о себе сведений в торговый реестр, будет существенно затруднена.

    В сферу государственного регулирования торговли не входят :

    1) отношения, возникающие при осуществлении купли-продажи товаров между гражданами;

    2) отношения между субъектами коммерческой деятельности и гражданами, также урегулированные гражданским законодательством, в том числе законодательством о защите прав потребителей;

    3) отношения, связанные с организацией розничных рынков, а также с организацией и осуществлением деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках, поскольку такие отношения регламентируются Федеральным законом «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации»;

    4) отношения, возникающие в связи с организацией и использованием торговых объектов, в области предоставления услуг (например, предприятий общественного питания или бытовых услуг населению).

    Правовое регулирование отношений в области торговой деятельности осуществляется ГК РФ, ФЗ о Государственном Регулировании Торговой Деятельности (ГРТД), а также другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Среди наиболее значимых нормативно-правовых актов в этой области следует назвать: Федеральные законы от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»; от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»; от 10 июля 2001 г. N 87-ФЗ «Об ограничении курения табака».

    Целями государственного регулирования торговой деятельности на современном этапе являются:

    1) обеспечение единства экономического пространства в Российской Федерации путем: проведения единой государственной торговой политики; нормативного правового регулирования в сфере торговой деятельности; установления унифицированного порядка проведения контрольных и надзорных мероприятий; установления требований к организации и осуществлению торговой деятельности;

    2) развитие торговой деятельности в целях удовлетворения потребностей отраслей экономики в произведенной продукции, обеспечения доступности товаров для населения, формирования конкурентной среды, поддержки российских производителей товаров;

    3) обеспечение соблюдения прав и законных интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговую деятельность, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих поставки производимых или закупаемых товаров, предназначенных для использования их в предпринимательской деятельности, в том числе для продажи или перепродажи, баланса экономических интересов указанных хозяйствующих субъектов, а также обеспечение при этом соблюдения прав и законных интересов населения (ч. 2 ст. 1 ФЗ о ГРТД).

    Основными задачами государственного регулирования торговой деятельности являются:

    1) исключение неоправданного вмешательства органов государственной власти и местного самоуправления в торговую деятельность хозяйствующих субъектов;

    2) разграничение полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области регулирования отношений, возникающих в связи с осуществлением предпринимателями торговой деятельности;

    3) обеспечение прозрачности мер государственного регулирования торговой деятельности и доступность информации в данной области;

    4) обеспечение качественного и доступного обслуживания потребителей;

    5) обеспечение равномерного и цивилизованного развития различных форм торговой деятельности с учетом политики поддержки малого и среднего предпринимательства.

    Государственное регулирование торговой деятельности выполняет ряд важных функций :

    1) формирование и реализация политики государства в сфере торговой деятельности;

    2) осуществление контроля и надзора в области торговли;

    3) формирование и ведение информационных ресурсов, включая реестры участников торговой деятельности и торговых объектов;

    4) определение мест размещения торговых объектов;

    5) выдача разрешений на осуществление торговой деятельности в случаях, предусмотренных законодательством.

    1. Основными принципами государственного регулирования торговли

    являются:

    1.1. соблюдение равенства прав юридических лиц и индивидуальных

    предпринимателей на осуществление торговли;

    1.2. недопустимость неправомерного вмешательства государственных органов в деятельность субъектов торговли, субъектов общественного питания и поставщиков товаров;

    1.3. приоритет экономических мер государственного регулирования торговли;

    1.4. обеспечение реализации права субъектов торговли, субъектов общественного питания на свободное обращение товаров;

    1.5. обеспечение реализации права на свободу выбора контрагента и товаров;

    1.6. ограничение, пресечение и предупреждение монополистической деятельности, создание равных условий для развития свободной конкуренции;

    1.7. защита государством прав и законных интересов субъектов торговли, субъектов общественного питания, поставщиков товаров и покупателей.

    2. Государственное регулирование торговли и общественного питания

    осуществляется посредством следующих мер (форм ):

    2.1. определение и реализация государственной политики;

    2.2. лицензирование в случаях и порядке, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь;

    2.3. техническое нормирование, стандартизация, подтверждение соответствия

    требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Республики Беларусь;

    2.4. установление требований к организации и осуществлению торговли и общественного питания;

    2.5. установление требований к заключению и исполнению договоров, предусматривающих поставки продовольственных товаров, между субъектом торговли, субъектом общественного питания и поставщиком продовольственных товаров;

    2.6. введение ограничений и (или) запретов на осуществление торговли и общественного питания, в том числе отдельными товарами;

    2.7. ценообразование в области торговли и общественного питания;

    2.8. защита конкуренции в области торговли и общественного питания;

    2.9. содействие развитию торговли и общественного питания;

    2.10. информационное обеспечение субъектов торговли, субъектов общественного питания, поставщиков товаров и покупателей;

    2.11. установление нормативов государственных социальных стандартов в области торговли и общественного питания;

    2.12. осуществление контроля в области торговли и общественного питания.

    35органы, осуществляющие контроль и регулирование торговой деятельности :

    Министерство торговли (осуществляет контроль)

    Областные, городские (включая Минский городской), районные исполнительные

    комитеты на территории соответствующей административно-территориальной единицы в

    области торговли (осуществляет контроль)

    Городские (включая Минский городской), районные исполнительные комитеты на

    территории соответствующей административно-территориальной единицы в области

    торговли (регулируют торговую деятельность)

    36. Направление и тенденции развития торговли РБ. Торговля - предпринимательская деятельность торговых организаций и индивидуальных предпринимателей, в основе которой лежат отношения по продаже произведенных, переработанных или приобретенных товаров, а также по выполнению работ, оказанию услуг, связанных с продажей товаров. Субъектами торговли являются торговые организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие торговлю на территории Республики Беларусь, объектами - товары, а также связанные с их продажей работы и услуги. Формы государственного регулирования торговли определены ст. 17 Закона Республики Беларусь «О торговле». Ими являются:

    Сертификация, техническое нормирование и стандартизация, государственная гигиеническая регламентация и государственная гигиеническая регистрация товаров; лицензирование торговли в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством; квотирование поставок товаров; формирование товарных ресурсов, проведение закупочных и товарных интервенций.

    Под закупочной интервенцией понимается закупка товаров у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Республики Беларусь в целях обеспечения сбалансированности спроса и предложения.Товарная интервенция - это продажа товаров торговым организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим торговлю на территории Республики Беларусь, в целях стабилизации предложения и ликвидации товарного дефицита. В целях защиты прав потребителей в январе 2002 г. принят Закон Республики Беларусь «О защите прав потребителей», который регулирует правовые, экономические и организационные основы защиты прав потребителей при розничной торговле, устанавли­вает их права на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об изготовителях, просвещение в области защиты прав потребителей, государственную и общественную защиту их интересов.

    Государственными органами определены правила торговли, которые устанавливают единые требования, в соответствии с которыми субъекты торговли осуществляют розничную торговлю и общественное питание. Предусмотрен государственный контроль в области торговли.

    Основные тенденции развития торговли характеризуются следующим.1. Увеличивается доля частной формы собственности в количестве торговых объектов и розничном товарообороте страны. Заметно снизился удельный вес потребительской кооперации в товарообороте. Более трети всего розничного товарооборота составляет реализация товаров на вещевых, смешанных, продовольственных рынках индивидуальными предпринимателями. Объем такой продажи определяется на основании данных обследования домашних хозяйств.2. Растет доля занятых в торговле и общественном питании и в отраслевой структуре валового внутреннего продукта. Удельный вес занятых в сфере обращения имеет устойчивую тенденцию роста. В валовом внутреннем продукте удельный вес торговли и об­щественного питания также возрос.3. Наблюдается рост общего объема розничного товарооборота и розничного товарооборота на душу населения в сопоставимых ценах.4. Опережающими темпами растет розничный товарооборот по сравнению с ростом располагаемых денежных доходов населения. 5. Сохраняется тенденция снижения удельного веса непродовольственных товаров в розничном товарообороте.6. Изменяется распределение розничного товарооборота между городом и селом за счет возрастания удельного веса города, что обусловлено снижением удельного веса сельского населения в численности населения республики. В Республике Беларусь за последние годы наблюдается устойчивая тенденция снижения удельного веса сельского населения.

    В настоящее время в торговой отрасли поставлена задача увеличить долю потребительской кооперации в товарообороте торговых организаций за счет: ухода от сложившихся стереотипов формирования ассортиментных перечней, совершенствования ассортиментной политики в целях полного удовлетворения платежеспособного спроса сельского населения; совершенствования типизации, специализации торговой сети; открытия дополнительных мини-магазинов; развития торговых объектов в местах размещения дачных кооперативов; восстановления работы ранее закрытых магазинов в малых населенных пунктах; формирования новой товаропроводящей сети по торговле непродовольственными товарами.

    Основные направления развития внутренней торговли Республики Беларусь: развитие:- розничного товарооборота и потребления важнейших продовольственных и непродовольственных товаров народного потребления, расширение их ассортимента и повышение качества;- инфраструктуры и совершенствование розничной торговли и общественного питания;- инфраструктуры и совершенствование оптовой торговли, складского хозяйства и систем товародвижения;- науки, технической и технологической политики; реформирование собственности и совершенствование управления; совершенствование финансово-кредитного обеспечения внутренней торговли; государственно-правовое регулирование и кадровое обеспечение торговли; развитие кооперативной торговли.

    Развитие инфраструктуры розничной торговли в свою очередь предусматривает следующее: универсализацию продовольственной торговли, за исключением товаров редкого и эпизодического спроса; развитие специализированных и узкоспециализированных непродовольственных магазинов в районах жилой застройки;

    Создание крупных универсальных розничных объектов, торговых центров и торговых комплексов; формирование сети «удобных» магазинов, расположенных в радиусе пешеходной доступности; создание сети дисконтных магазинов; выделение специальных зон для уличных ярмарок и базаров; формирование автономных зон торгового обслуживания вдоль автомагистралей.

    Развитие инфраструктуры и совершенствование оптовой торговли предполагает: развитие организаций, специализирующихся на оптовой торговле и осуществляющих полный комплекс закупочно-сбытовых операций с переходом к ним права собственности на товар; создание посреднических оптовых организаций, обеспечивающих оптовый оборот без перехода к ним права собственности на товар (дистрибьюторы, сбытовые организации промышленных предприятий); развитие крупных оптовых организаций, выполняющих широкий комплекс операций по обработке товарной массы; типовое и видовое разнообразие оптовых структур на рынке услуг оптовой торговой деятельности; дальнейшее развитие таких форм оптовой торговли, как оптовые ярмарки, выставки-ярмарки, товарные биржи, аукционы.

    37. Понятие и основные элементы хозяйственного механизма. Хозяйственный механизм предприятия – это совокупность форм, методов и инструментов управления, под воздействием которых осуществляется хозяйственная деятельность и достигаются текущие и стратегические цели. Хозяйственный механизм включает 3 составляющих его суть подсистемы: планирования, экономических рычагов и стимулов, управления. Каждая из подсистем имеет 4 уровня: государственный, отраслевой, региональный, предприятия. С учетом того какая подсистема и какой уровень формируется тип экономики. Командно-административный, рыночный. Воздействие государства различно по методам, объемам сфер деятельности.